Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rimskoe_pravo.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
901.63 Кб
Скачать

Имущество

«Законы ХII таблиц» обозначали имущество словосочетанием фамилия пекуниакве, подразумевая под ним совокупность рабов и скота. С течением времени фамилия стала обозначать всю совокупность хозяйства. Позднее цивильное право стало обозначать имуществом трудовую добычу патер фамилиас, передающуюся по наследству.

В классическом праве Павел обозначил имуществом все то, что осталось после кредиторских выплат, за вычетом долгов.

Владение Понятие и виды владения

Владение в римском праве обозначалось словом поссессио (обладание вещью) и касалось первоначально только земли. Действительно, владение наглядно показывает связь человека с вещью, пребывание его на вещи (седере — сидеть, оседать) или над вещью (позициопоселение на земле). В старом цивильном праве это соответствовало термину узус (пользование, использование).

Римское право различало владение как реальное господство лица над вещью (в смысле юридического отношения) и как детенцио (простое, физическое держание от имени чужого лица). Детентором можно назвать узуфруктария и нанимателя, пользующихся вещью, или хранителя, ее оберегающего. Такое лицо не обладало особой правовой защитой.

Кроме природного владение имело и юридическое значение, т.е. порождло юридические последствия. К примеру, при помощи владения через определенное время (в зависимости от характера вещи — недвижимая или движимая) приобретается право собственности, или с момента овладения плоды поступают в собственность узуфруктария.

Конструкция владения состояла из двух элементов: корпус поссессионис тело» владения) и анимус поссессионис (воля на владение). Под корпусом, или внешней, фактической стороной владения, понималось все то, в чем выражался анимус — душа владения, внутренняя сторона в смысле отношения к вещи, исключающего причастность к ней со стороны других лиц. Из этого можно предположить, что римские юристы представляли владение как тесное соприкосновение человека с вещью, в виде одушевленной юридической фигуры. По воззрениям римских юристов, слово «корпус» обозначало единство, слияние телесной природы человека с окружающей природой, которой он владел. Но только благодаря анимусу, присущему лишь разумному существу, человек овладевал природой, сливался с ней в одно мыслимое целое.

Воля могла быть как у держателя, так и у обладателя, у которого воля считалась искусственной, заимствованной от чужой воли. Анимус же владельца есть его собственная, природная воля.

Следовательно, владение есть фактическое обладание лица вещью с намерением относиться к ней, как к своей, самостоятельно и независимо от воли другого лица; держание — лишь фактическое обладание вещью без намерения обладать ею.

В Дигестах говорилось, что между владением и собственностью нет ничего общего. Такое необычное для нас решительное противопоставление объясняется тем, что владение могло возникнуть и без права собственности (вещь, приобретенная у несобственника) или даже в результате нарушения права (владение вора). В данном случае возникал лишь факт, а не право.