Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rimskoe_pravo.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
901.63 Кб
Скачать

Приданое

Приданое в римском праве обозначалось словом дос и представляло собой имущество в разнообразных формах, представленное женой (или каким-либо третьим лицом за нее) мужу для материального облегчения «тягости брачной жизни». Поэтому-то в римском праве оно называлось еще дотальным имуществом. Приданое, переданное отцом невесты, называлось «приспевшее», т. е. пришедшее со стороны. Приданое не являлось юридической обязанностью, а основывалось на обычае. Со временем этот принцип меняется, и домовладыку стали даже принуждать выделить дочери приданое, что закрепилось в поговорке: «Без приданого дочь замуж невмочь».

Во время супружества приданое находилось в распоряжении мужа или его патер фамилиас, со всеми плодами и приращениями (правда, за женой сохранилось право завещать его), а по прекращению его (развод по инициативе супруга) возвращалось в семейство жены. На начальной стадии развития института приданого устанавливалась гарантия о возврате его как обязательство молодожена в случае развода возвратить дос (при предварительной оценке дотального имущества супруг обязывался вернуть не сами вещи, а сумму оценки). Если же инициатором развода выступала жена, то муж мог оставить одну шестую часть приданого на каждого ребенка (при разводах дети всегда оставались у отцов), но в совокупности не более половины дос. К тому же он получал право на компенсацию восьмой части приданого и шестой — в случае супружеской измены. В случае смерти жены вдовцу полагалась пятая часть приданого на каждого ребенка. После смерти супруга вдова могла истребовать приданое от его наследников. Правда, с целью защиты имущественных прав жены супруг заранее составлял легат (отказ), оставляя приданое в пользу будущей вдовы. Если же расторжение брака происходило по инициативе домовладыки жены, то тот не мог без согласия дочери требовать возврата дос. При браке сине ману, как уже говорилось, приданое оставалось в распоряжении супруги.

В постклассический период права мужа на «дотальное имущество» ограничиваются лишь хозяйственным управлением, приближаясь к узуфрукту (праву на чужую вещь с извлечением плодов). Запрещается отчуждение недвижимого имущества без разрешения жены. Меняется и форма установления приданого, которая оформляется теперь путем обязательного составления письменного документа.

Отношения между родителями и детьми

По распространенным римским воззрениям, крепость государства основывалась на прочности семьи. Потому-то так сильна была отеческая власть в фамилии. Она всегда предоставлялась мужчине и только «лицу своего права». Объектом патриа потестас (отцовской власти) являлось подвластное лицо. Даже во времена правления Юстиниана домовладыка в отношении подвластных продолжал обладать большими правами, а именно: 1) в случае крайней нужды мог продать своих детей (правда, непременно сразу же после их рождения); 2) мог отдать ребенка в усыновление; 3) мог назначить ему опекуна.

Отеческая власть возникала через рождение в законном браке и легитимацию, т. е. через узаконение незаконнорожденных детей от конкубины. Такие дети, становились агнатами, получали права законнорожденных. Узаконение могло осуществляться путем последующего брака между отцом и матерью ребенка. В случае невозможности такого действия (например, из-за смерти конкубины) Юстиниан разрешил узаконение через испрашивание отцом распоряжения императора на это. В поздний период империи узаконение могло осуществляться «посредством пожертвования курии», что означало: выдать дочь за декуриона (члена муниципального совета), сделать сына декурионом.

Отцовская власть возникала и через усыновление. Разница между узаконением и усыновлением заключалась в том, что усыновлению могло подлежать и чужое лицо. Этот институт имел глубокие исторические корни: первоначально усыновление приемных детей было связано с религиозными обычаями (при похоронах отца требовались ритуальные действия сына), затем с материальными (необходимость получить имущество усыновляемого), а потом и с политическими мотивами (с целью породниться с влиятельной семьей).

Усыновление могло быть двух видов: адаптацией, если приемное лицо являлось «лицом чужого права», и аррогацией — «лицо своего права». Адаптация по «Законам ХII таблиц» осуществлялась в форме эмансипации, через троекратную продажу. При Юстиниане это упростилось, достаточно стало одного заявления в суд. Аррогация осуществлялось на народном собрании, в период абсолютной монархии путем императорского рескрипта.

Усыновителем мог быть только мужчина, который должен был являться «лицом своего права», быть старше усыновляемого не меньше чем на 18 лет, не быть кастратом (не способным от природы иметь детей усыновление разрешалось).

Большое влияние власть отца имела и на имущественное положение детей. Как уже говорилось, все, что они приобретали, автоматически принадлежало патер фамилиас. Правда, с наступлением периода принципата и позднее начались в данном плане смягчения. Появляется собственное имущество подвластного в виде пекулия (имущество, данное отцом сыну для самостоятельного управления), хотя и юридически остававшееся в собственности домовладыки с правом отнятия его. Потом возникает пекулий в виде имущества, приобретенного сыном на военной (военная добыча) и гражданской службе (даже в качестве адвоката) с абсолютным правом собственности и распоряжения им и т. д.

Власть домовладыки над детьми прекращалась в следующих случаях: 1) смерть патер фамилиас; 2) смерть подвластного лица; 3) потеря статуса свободы со стороны домовладыки или подвластного лица; 4) умаление статуса гражданства того или другого; 5) приобретение детьми почетных званий (высших жрецов, при христианстве — епископа).

Древнейшим способом выхода детей из-под власти домовладыки была эманципация, осуществляемая по воле отца и через мнимую троекратную продажу в рабство. По «Законам ХII таблиц» отец прилюдно, с весодержателем и при свидетелях, трижды продавал сына доверенному лицу. После первой и второй продаж доверенное лицо возвращало сына патер фамилиас, после третьей продажи доверенное лицо отпускало эмансипированного сына на волю, и это означало, что тот вышел из-под власти отца и стал когнатом. В эмансипации усматривают элементы наказания, так как такое лицо в древний период оставлялось без семейной защиты и лишалось права наследования. Позднее эмансипация становится привилегией для «лиц чужого права» и давалась наиболее способным и находчивым из них. Постклассическое право знало три способа эмансипации: 1) посредством рескрипта императора; 2) путем заявления домовладыки, зафиксированного соответствующим государственным органом; 3) в форме фактического предоставления отцом подвластному свободы в течение долгого времени.

В стародавние времена освобождение от власти отца могло наступить автоматически, когда «лицо чужого права» становилось жрецом Юпитера или жрицей богини Весты. При Юстиниане — путем получения статуса патриция, должности консула, префекта претория, городского префекта.

Отеческая власть погашалась и в случае недостойного поведения домовладыки (выбросил своего ребенка, сводничество в отношении дочери).

Между бывшим домовладыкой и эмансипированным сыном возникали особые отношения наподобие патроната.