Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сиражудинова Монография издание.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.58 Mб
Скачать

Заключение

Процесс формирования гражданского общества в России не мог не коснуться ее южных республик. Гражданское общество в чистом виде, соответствующем общепринятому универсальному стандарту на Северном Кавказе, как впрочем, и во всей России, пока еще не сложилось, но некоторые его элементы здесь начали формироваться со своей спецификой и со своими проблемами.

В центре проблемы формирования гражданского общества стоит личность, значение, и проявления деятельности которой в гражданском обществе важны и многоаспектны. Личность – она и концептуальный центр формирования гражданского общества, и его цель – в виде формирования высокоразвитой личности, и его ценность, и объект воздействия, и непосредственный его строитель. Для гражданского общества важны уровень развития личности, усилия по формированию соответствующего типа личности, и внедрение в жизнь и сознание всех отдельных личностей ценностей гражданского общества. Личности формируют институты гражданского общества, выражают посредством активности свои интересы, стремятся к достижению поставленных целей. На совокупность личностей опираются институты гражданского общества в своей деятельности, они необходимы им в процессе выборов, для реализации принципов местного самоуправления, активности в оппозиции, участии в акциях структур гражданского общества и т.д. «Высокая степень общественно-политической активности населения, способность создавать гражданские инициативы, возможность влиять на решения органов власти — вот что следует отнести к показателям институционализированного гражданского общества. Его основным элементом является активная, творческая, инициативная личность, которая готова отстаивать как собственные, индивидуальные, так и групповые интересы466».

Учитывая огромную территорию Российской Федерации, разноликость ее регионов, поликультурность, многоконфессиональность, многоэтничность, наличие серьезных конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, формирование гражданского общества вынуждено развиваться в специфичных условиях, многие из которых считаются не приемлемыми для идеального гражданского общества. Основные препятствия для формирования гражданского общества можно подразделить на факторы коренящиеся в сознании и мировоззрении, и факторы внешней среды (конфликтность, территориальные споры, слабость экономического и социального развития). Проблема формирования гражданского общества для нашей страны новая, несмотря на то, что отдельные его элементы довольно часто встречаются на протяжении российской истории, поэтому формирование соответствующего типа личности на сегодняшний день в массовом масштабе в нашей стране не встречается, ценности гражданского общества и само гражданское общество пока еще не сформированы, они наталкиваются на определенные проблемы и на серьезные препятствия, которые на Северном Кавказе еще больше усиливаются, сталкиваясь со спецификой региона.

Северный Кавказ, не только от классических условий и тенденций развития европейских стран, прародителей концепции гражданского общества, но и от несколько специфичной и самобытной России, отличает его специфика. Специфических черт у Северного Кавказа много. Основные его отличительные характеристики, оказывающие воздействие на формирование гражданского общества – это ислам, традиционность и проблема гендерного неравенства. Данные характеристики не только создают специфические, присущие только Северному Кавказу проблемы и препятствия для формирования гражданского общества в регионе, проблем тормозящих его построение много, но и придают особые очертания, видоизменяют и приспосабливают под себя формирующееся в республиках гражданское общество, точнее его отдельные элементы.

Несмотря на барьеры на пути построения гражданского общества, на противоречащую классическому гражданскому обществу религиозность, высокую значимость этнического фактора, доминирование ценностей национальной культуры, северокавказское общество своей историей доказало способность воспринимать и аккумулировать многие, на первый взгляд не сопоставимые ценности. Сохранив самобытность, оно восприняло ценности советской культуры, в настоящее время сюда проникли отдельные ценности и элементы гражданского общества, некоторые из которых соответствуют принципам общественного устройства и системы ценностей жителей региона. Другой фактор, оказывающий значительное воздействие на формирование гражданского общества связан с неразрешенными территориальными спорами, последствиями политики советского государства. Еще не загладились последствия депортации. Этот фактор, с одной стороны, провоцирует конфликтность, а с другой, мобилизует гражданскую активность, способствует формированию элементов гражданского общества. Культурная, конфессиональная, общественно-политическая и территориальная конфликтность с одной стороны тормозит развитие гражданского общества, с другой, стимулирует его, усиливая актуальность.

Несмотря на то, что задача формирования гражданского общества в регионе, как и, в общем, в России, на сегодняшний день в полной мере не реализована, отдельные его элементы на территории Северного Кавказа присутствуют, и более того, проявляют свою активность, которая временами интенсивна, и даже агрессивна. Особое влияние на политический процесс в регионе оказывают такие структуры гражданского общества как неправительственные общественные организации, СМИ, оппозиция, выборы, религиозные структуры и т.д., и активность именно этих структур на территории Северного Кавказа весьма заметна. Современная действительность, на примере Северного Кавказа, лишний раз доказала, что игнорировать данные структуры нельзя, это приводит лишь к дестабилизации обстановки в обществе, подтвердив ценность диалога, сотрудничества, толерантности, взаимоуважения.

Гражданское общество понятие широкое и неоднозначное. До сих пор не сложилось его единого определения, оно понимается в нескольких отличных друг от друга смыслах. Мы рассматривает его в двух аспектах – в широком, идеальном, понимаемом, как некую ценность, и в узком – как отождествление понятия гражданского общества с его основными институтами, чаще всего, с неправительственными организациями. Для Северного Кавказа гражданское общество можно охарактеризовать как ценность, провозглашаемую политикой как федерального, так и регионального уровня. Целью и идеалом такого общества является свободное демократическое правовое государство, основанное на принципах свободы, равноправия, народовластия, справедливости и уважения к закону, реализации основных прав и свобод личности, нравственных и культурных ценностей и т.д. В подлинном гражданском обществе высока ценность каждой отдельной личности. «Человек с его потребностями и интересами, энергией и волей является главной ценностью такого общества. Однако это не означает неограниченности любых волеизъявлений человека. Право, мораль, высокий уровень культуры определяют поведение членов такого общества с учетом интересов и потребностей окружающих467». И если рассматривать гражданское общество в подобном широком смысле, то такого гражданского общества здесь пока нет. Тем более, развиваясь в условиях специфичности Северного Кавказа, гражданское общество вынуждено приспосабливаться и адаптироваться к ней, видоизменяется, и само становится специфичным, поэтому вариант классического гражданского общества здесь построить в ближайшее время вряд ли удастся. Но, учитывая сложную обстановку в регионе, его конфликтность, осознание ценности гражданского общества значительной частью населения его формирование здесь необходимо. Только таким путем, путем внедрения в сознание населения ценностей гражданского общества, а также путем совместных усилий власти и структур гражданского общества можно бороться с конфликтностью, стабилизировать обстановку.

Формирование гражданского общества на настоящее время здесь не сможет быть полным. Традиционализм еще очень силен в обществе, и он детерминирует ценности и приоритеты населения, даже его отношение к политическому лидеру. Чем более традиционен лидер, тем более он популярен. Пример – популярность традиционалистов Р. Кадырова и Р. Аушева, и неприятие близкой к светской политики М. Зязикова и Ю.-Б. Евкурова. Если пытаться подавить высокозначимые для населения ценности, связанные со спецификой региона, то это лишь усилит конфликтность, поэтому необходимо их сохранение, но в то же время постепенное внедрение ценностей гражданского общества, и попытка максимального его приближения к классическому образцу, несмотря на вынужденный синтез со специфическими характеристиками региона.

Гражданское общество в регионе можно охарактеризовать как сложносоставное композитное, которое включает в себя с одной стороны элементы гражданской оппозиции, правозащитных структур, находящихся в конфронтации к политической власти, с другой стороны консервативные и традиционалистские структуры не государственного характера (советы старейшин, джамааты, Мехк Кхел, институт стариков), которые ранее не являясь структурами гражданского общества в современных условиях стали обретать это качество, так как стали каналами формулирования требований общественности. Здесь с одной стороны происходит борьба между традиционализмом и стремлением (зачастую при помощи государства или иностранных организаций) построить институты гражданского общества, а с другой стороны, сами региональные институты гражданского общества видят свою основу и корни в традиционализме (в традиционном самоуправлении, джамаатах, вольных обществах, Мехк Кхел и т.д.). Не только представители региональных структур гражданского общества, а в частности НПО опираются на традиционные структуры, к традиционным кавказским институтам часто обращаются и представители всероссийских структур гражданского общества, а также представители властных структур.

Если же рассматривать гражданское общество в узком смысле, с точки зрения его структур, то такое гражданское общество здесь сформировано. Северокавказский регион отличается активностью неправительственных организаций, особенно правозащитных, порождаемых конфликтностью региона, и стимулируемых грандовой поддержкой западных организаций.

Итак, в завершение, обобщив материал можно сделать несколько выводов.

Формирование гражданского общества на Северном Кавказе имеет свою специфику, определяемую наличием региональных особенностей: приверженность части населения к радикальным формам господствующей религии (ислама) и традиционализму, которые трудно совместимы с классической концепцией гражданского общества. В жизни основной части населения значительную роль играет традиционный ислам и элементы обычного права, определяющие жизнь человека, его поступки, ценности и мировоззрение, но, в то же время, говорить о полной детерминации индивида религией нельзя. Присутствующие на территории Северного Кавказа структуры гражданского общества неоднородны, их можно подразделить на: классические структуры гражданского общества, композитные структуры и традиционные структуры.

В контексте переплетения и неразрывной связи светского, религиозного и этнического, характерного для Северного Кавказа, гражданское общество может формироваться в условиях традиционализма, доминирующего над ценностями гражданского общества, что порождает проблемы и препятствия для его формирования.

Значительной проблемой, порождаемой спецификой Северного Кавказа является отсутствие в практической жизни гендерного равноправия, укорененность стереотипа гендерного неравенства. Реализуемый на практике принцип подчиненности женщины в сферах семейной и общественной жизни оказывает значительное влияние на формирование гражданского общества в регионе, создавая ему определенные трудности, препятствия.

Гражданское общество на Северном Кавказе, как во всей Российской Федерации пока не сформировано, но отдельные его элементы определенным образом развиты. В деятельности оппозиционных гражданских структур и ряда Интернет-СМИ в приближенном виде и в рамках общественного устройства республик региона, можно заметить сходство с определенными принципами и ценностями гражданского общества. Если руководствоваться таким важнейшим показателем как количество НПО, с которыми часто и отождествляется само понимание гражданского общества, то можно констатировать присутствие элементов гражданского общества в регионе. Активность СМИ, в том числе Интернет-ресурсов, оппозиции, религиозных организаций стимулируются конфликтностью региона и особой поддержкой иностранных организаций.

Деятельность одних и бездеятельность других структур гражданского общества оказывает влияние на весь политический процесс в республике и на обстановку в регионе. Некоторые из его элементов гражданского общества в Ингушетии, своей агрессивностью привлекли внимание широкой общественности и оказали влияние на смену лидера республики. В сложившихся условиях важен диалог власти и гражданского общества, без которого, как показали недавние события в Ингушетии, не может быть спокойствия и стабильности. Необходимы совместные поиски решения проблем, действия и усилия по стабилизации обстановки и формированию гражданского общества в регионе. Достижение мусульманского единства и согласия возможно только через стремление к нему отдельных структур. Только общими усилиями, путем предписанного исламом совета и коллективного общего обсуждения и согласования, можно прийти к общепризнанному конструктивному решению, к повышению имиджа религии, разрешению межконфессиональных противоречий и внутриконфессиональных конфликтов.

Несмотря на специфические особенности менталитета, на стремление сохранения традиционности в приватной сфере, определенная часть населения Ингушетии осознает важность формирования гражданского общества, воспринимая его в положительном аспекте. При этом общественное мнение акцентирует внимание на политический аспект – повышение эффективности местной политики, честность выборов, реализацию народовластия, преодоление коррупции, соблюдение и гарантирование прав человека, учет мнений всех социальных групп, общественный контроль за властью и т.д. В сложившихся условиях на Северном Кавказе при формировании гражданского общества нужен особый подход. Классическую концепцию чистого идеального гражданского общества вряд ли удастся применить на практике, но наиболее важные ее положения можно адаптировать к традиционной системе ценностей.

Несмотря на существование множества разносторонних подходов к проблеме формирования гражданского общества, на существование не только сторонников, но и противников данной концепции, его формирование необходимо и способно внести важный вклад в развитие страны. Его формирование «будет протекать наиболее эффективно, если власть будет инициатором этого процесса, защищая права своих граждан468».

Гражданское общество для республик Северного Кавказа это пока что еще только идеал, к которому надо стремиться, для его успешного формирования и развития, необходимо создать адекватные, отвечающие специфики региона условия для его реализации, необходимо учитывать и разрешать накопившиеся в регионе проблемы, обеспечить реализацию конструктивного диалога, и самое главное осознать значимость отдельной личности человека как главной ценности общества.

Вопрос о формировании гражданского общества на Северном Кавказе остается спорным и на сегодняшний день открытым

Есть предпосылки, есть и препятствия…

Есть результаты, есть и трудности…

Есть и реально действующие структуры гражданского общества.

Говоря о гражданском обществе в Республике Ингушетия, нельзя не упомянуть тех, кто внес значительный вклад в его формирование, кто несет его ценности в общество, кто самоотверженно и с полной самоотдачей, не на словах, а на деле, не стремясь к политической власти и личной выгоде, отстаивает интересы общества и народа. Это известные правозащитные организации МАШР («МИР») и ЧКНС («Чеченский Комитет Национального Спасения») и их руководители.

Магомед Муцольгов Руслан Бадалов

МАШР ЧКНС

Благодаря подобным организациям гражданское общество формируется в нашей стране и в ее регионах. На сегодняшний день в России именно структуры гражданского общества являются наиболее развитыми и реально существующими показателями его формирования. Республики Северного Кавказа, несмотря на то, что сосредотачивают в себе многочисленные специфические проблемы, отличаются высокой степенью активности многих структур гражданского общества, и особенно неправительственных организаций. Как бы мы их не оценивали, но сам факт их присутствия в регионе, их реальной работы, является одним из свидетельств существования гражданского общества, пусть даже и «незрелого» в широком классическом варианте понимании этого слова.

Нельзя и не упомянуть тех, кто стоял у истоков гражданского общества в Ингушетии, кто на протяжении многих десятилетий нес культуру, знание, ценность свободы и мысли. Это один из уважаемых людей Ингушетии, представитель настоящей абсолютной интеллигенции, и, более того, по словам Магомеда Муцольгова «один из лучших людей», «совесть нации», который не приспосабливался под обстоятельства, не менял свое мнение, не изменял своим идеям и ценностям, выдающийся ингушский писатель Исса Кодзоев.

Будущее гражданского общества в формировании ценностей гражданского общества, в конструктивном диалоге власти и гражданского общества, в духовном, моральном и интеллектуальном развитии народа…

Научное издание

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И

ИСЛАМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Монография

С.В. Сиражудинова

Ответственный редактор: С.А. Кислицын

Подписано к печати __.03.2012 г.

Объем уч.-изд.л. 9,5; усл. печ.л. 12,0. Печать цифровая.

Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman».

Формат 60х84х16. Тираж 500 экз. Заказ №

__________________________________________________________

Издательство: ООО «АзовПечать»