
- •Содержание
- •Глава 1. Маркетинг в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………4
- •Глава 2. Социальное партнерство………………………………………...24
- •Введение
- •Глава 1. Маркетинг в социально-культурной сфере.
- •1.1. Маркетинг социальных инвестиций
- •1.2. Российская благотворительность: конфликт интересов
- •Глава 2. Социальное партнерство.
- •2.1. Социальные инвестиции и социальное партнерство
- •2.2.Социальное партнерство и коммуникации: pr как public relations и public responsibility
- •Заключение
- •Список литературы
2.2.Социальное партнерство и коммуникации: pr как public relations и public responsibility
СП и, как следствие, КСО — это качество и эффективность бизнеса: качество товаров, высокая доходность, занятость, налоги. Но это и социальные отношения, обеспечивающие развитие бизнеса: сотрудничество и социальное партнерство с властями, СМИ, общественностью, развитие организационной и корпоративной культуры фирмы.
Чтобы быть устойчивым, бизнес должен выстраивать сбалансированные стратегии развития. Поэтому КСО подразумевает реакцию на чьи-то ожидания, и речь идет о широком круге заинтересованных сторон. Общество создает бизнес, чтобы получать от него соответствующие услуги, продукты, удовлетворяя свои потребности, а значит, бизнес, который, делая это, получает прибыль, по определению, социально ответствен.
За рубежом принята концепция «межсекторного взаимодействия», согласно которой речь идет о взаимодействии трех основных секторов: государственного (органы власти), частного (бизнес) и гражданского общества, понимаемого как НКО.
Дело сводится к взаимодействию неких структур. Общество же как таковое (граждане) при этом трактуется как обширный «неформальный сектор», играющий важнейшую роль во всех развивающихся странах и занимающий важное место в странах с развитой экономикой. Это сфера жизни отдельных семей и местных сообществ, не ограниченная формальными структурами. Органичные, основанные на добровольном согласии отношения внутри этого сектора и формируют собственно повседневную жизнь. Таким образом, собственно обществу в этой ситуации отводится роль некоего фона и взаимодействия трех игроков.
Такая оценка роли «неформального сектора», особенно в России, неадекватна. Неорганизованная общественность, почти по М. Жванецкому — не столько граждане, сколько именно население, может выступить и выступает как довольно активный участник социальных коммуникаций.
Секторы социальных бизнес-коммуникаций:
коммуникации внутри бизнес-среды (отношения с партнерами, конкурентами, инвесторами, консультантами, собственным персоналом);
бизнес — государство (участие в избирательных кампаниях, помощь органам исполнительной власти и бюджетной сферы, лоббистская деятельность, частно- государственное партнерство);
бизнес — НКО (отношения с профсоюзами, политическими партиями, религиозными организациями, творческими союзами, фондами, ассоциациями, союзами);
бизнес — население (социальные акции бизнеса);
бизнес — государство — НКО;
бизнес — государство — население;
бизнес — население — НКО;
бизнес — государство — население — НКО.
Такая классификация, возможно, имеет смысл в теории, но с практической точки зрения конкретных технологий социальной коммуникации выглядит искусственно. Например, работа со СМИ может рассматриваться в контексте самых разных секторов коммуникации. Так же, как к этому сектору может быть отнесена и работа с профсоюзами: как часть внутренних коммуникаций и внутренних СИ.
СП способствует наращиванию социального капитала, который может быть охарактеризован в системе показателей качества социальных отношений, таких как:
1. Взаимное доверие между гражданами, государством, бизнесом и НКО. Слишком много в России накопилось негативного опыта (финансовые пирамиды, нечистоплотность банков, неоднозначные итоги приватизации и других реформ).
2. Законопослушность и культура правоприменения.
3. Отзывчивость граждан, участие в добровольческой деятельности.
4. Сотрудничество, партнерство.
5. Развитие сети и коммуникаций: транспотрных, информационных, управленческих, финансовых, куль- турых.
6. Насыщенность реальной демократии конкретными и разнообразными социальными технологиями и практиками.
7. Развитие и динамика социальных институтов.
8. Уровень образования населения.
9. Уровень культурного развития населения, владения иностранными языками.
10. Здоровье нации.
11. Крепость семейных отношений.
12. Идеология, развитие конфессиональной деятельности.
Расчет социального капитала представляет серьезную проблему. Точнее — комплекс проблем: методы, стандарты и критерии оценки, нормативные значения, признание необходимости таких расчетов органами власти, организованной и неорганизованной общественностью, необходимость наращивания специальных информационных баз данных.
Социальную прибыль как социальную эффективность — в отличие от прибыли и эффективности экономической — отличает многообразие единиц измерения. Но в любом случае рост социального капитала способствует преодолению государственного патернализма, иждивенчества, истероидных реакций населения, сглаживает социальную напряженность, стабилизирует социальные отношения и связи.
Практичнее рассматривать социальные бизнес-коммуникации с позиций традиционных PR, когда социальные партнеры выступают как контактные группы — адресаты PR-коммуникации.
На вопрос: «Зачем банки и компании составляют социальные отчеты?», по данным ВЦИОМ (2004 г.), были даны такие ответы (можно было выбрать более одного варианта ответа):
создать компании благоприятный имидж перед властью и в бизнес-сообществе — 37%;
сделать компании рекламу и получить конкурентные
преимущества — 30%;
информировать общество о своих социальных программах — 18%;
улучшить отношение к компании со стороны своих работников — 12%;
скрыть экономические трудности своей компании,
создав видимость успешной деятельности — 12%;
отвлечь внимание от неблагоприятных последствий своей деятельности для здоровья людей и окружающей среды — 10%;
затрудняюсь ответить — 19%.
Поэтому, увы, ресурс влияния КСО в виде соцотчетов и стандартов на формирование общественного мнения ограничен. В первую очередь, из-за трудоемкости соцотчеты по силам только крупному бизнесу. Кроме того, только крупный бизнес заинтересован в привлечении крупных инвестиций с оглядкой на «устойчивое развитие». Существует еще несколько причин ограниченного влияния КСО: система не затрагивает средний и малый бизнес, т. е. основную часть реального бизнеса; отчеты и стандарты мало что дают общественному мнению, так как в них принципиально, для сохранения коммерческой тайны, не используются абсолютные показатели, а лишь относительные в виде графиков и диаграмм; эти отчеты, помимо интересов потенциальных инвесторов, обслуживают экспертное сообщество, «шкурно» заинтересованное в их подготовке; соцотчеты не оценивают эффективность СИ для развития самого бизнеса, что уже вызвало за рубежом оживленную дискуссию об их целесообразности.
Продвижение практики социального аудита на основе международных стандартов в России существенно затруднено и в силу дисперсности общества: вести социальный диалог фактически не с кем. Нет не то что гражданского общества — отсутствует элементарная самоорганизация социальных групп для защиты своих интересов.
В этой ситуации тем важнее развивать коммуникативный подход к КСО, который способствует артикуляции интересов различных социальных групп и их продвижению и защите и, кроме того, закладывает основы гражданского общества.
Перспективна практика использования СМИ, особенно ТВ и Интернета, для проведения слушаний, отбора проблем и проектов социального партнерства.
Осознание этих аспектов и формирует горизонты КСО. КСО — двусторонний процесс: это и диалог секторов общества, и инструмент саморазвития компании. Заметим, что все известные прорывы в производстве и технологиях совершали компании, которые имели сильную и консолидированную социальную инфраструктуру.
В этой связи полезно вспомнить о содержании и природе PR как строительстве социальных отношений между потребителями, партнерами, инвесторами, экспертами, органами власти, СМИ, организованной общественностью, неорганизованной общественностью (населением) и собственным персоналом.
Эффективность СИ бизнеса может и должна оцениваться в плане эффективности полномасштабных социальных коммуникаций, буквально как public relations. Речь идет не о «пиаровской» манипуляции и даже не о информационном менеджменте в целях достижения известности, или publicity. Это именно социально ответственное партнерство, позиционирование бизнеса не только и не столько в рыночной среде, сколько в обществе в целом: PR как public relations и public responsibility.
Особого внимания заслуживают социальные программы, интегрированные в корпоративную культуру и связывающие собственные ценности сотрудников с установками компании в области КСО: чем для сотрудников является КСО и проявляется в ежедневной работе, способы достижения взаимопонимания и взаимного интереса, построение коммуникаций, внутренний брендинг и др.
Полноценные PR — реальные технологии коммуникации, формирующие гражданское общество, т. е. общество, способное к самоорганизации. Это реальная самозащита общества от произвола власти. Это и есть главная роль PR именно как relations — информация и разъяснение, учет интересов и выстраивание их общности, и как responsibility — общности социально ответственных партнеров.
В деловой активности последних лет нарастает роль коммуникативных и социально-культурных факторов: от полномасштабных связей с общественностью до обеспечения корпоративности и внутреннего брендинга, от эффективных СИ до социальной и гуманитарной экспертизы проектов и программ. Это предъявляет повышенные требования к организации социальных бизнес- коммуникаций.
Все явственнее проступает потребность в качественно новом профессиональном общении и дискуссии. Не просветительской, а поисковой. Как решать конкретные проблемы? Как объединять общие профессиональные интересы и усилия? Накоплен серьезный опыт — не заимствованный, а выстраданный. Как развеять негативный образ российского бизнесмена и миф бизнеса по-русски?
Необходимо развивать среду социальных бизнес-коммуникаций. Оценкой эффективности этих коммуникаций занимается Лаборатория корпоративных социальных коммуникаций (публикации, семинары, круглые столы и т. п.). Информационную поддержку лаборатории осуществляют журналы «Персонал-микс» и «Этикет и протокол» (http://www.literra-scripta.ru/lab/). Речь идет о комплексе мер по формированию культуры социальных коммуникаций бизнеса. Помимо правовой активности и самоорганизации бизнеса, формирования общественного мнения, решающую роль играет формирование просвещенного, профессионального, жизненно компетентного нового поколения —- главный ресурс нейтрализации молодежного радикализма «от безысходности», а также нейтрализации популистского, в том числе властного, манипулирования людьми, а значит, реальной перспективы создания способного к развитию общества.
Начинается серьезное и систематическое осмысление отечественного опыта КСО: создан электронный депозитарий социальных программ российских компаний, разрабатываются количественные методы оценки КСО как на основе международных стандартов, так и развивающие, дополняющие методики.