Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Л. Дуров Дресиров жыв Durov.djvu.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.23 Mб
Скачать

Протокол № 44

заседания научного и культурно-просветительного «Уголка В. Л. Дурова»

30-го ноября 1921 года.

Присутствуют: заведующий «Уголком» В. Л. Дуров, проф. Г. Л. Ко­жевников, научный сотрудник И. А. Лев.

В связи с неоднократным обсуждением вопроса о желательности гисто­логического исследования мозгов собак, профессор Г. А. Коже пинков цитирует некоторые места и демонстрирует ряд рисунков двухтомного капитального труда проф. мадридского университета S. Ilamon Cajal „His-tologie du systeme nerveux de l'homme et des vertebres" Edition francaise revue el mise a jour par I'auteur. Traduite de 1'espagnol par le Dr. Azoulay—Tome premier (Paris 1909). Tom П (Paris 1911).

Далее, Н. А. Лев реферирует труд Dr. Stefan von Maday „Psychologie des Pferdes und der Dressur*4 (Berlin 1912).

В части, касающейся проблемы так называемого «мысленного внушения», Мадай {а\\ 27«\ основываясь на монографии 0. Пфунгста Das Pferd des Herrn von Osten. „Leipzig 1907 укапывает на Roahet, автора большого труда о др>;с-

сировке, который представлял себе, что он добился аппортирования лошади путем внушения („Suggestion"), Свои мысли Rouhet со всей энергией концентрировал на носовом платке, который должна была лошадь ашюртировать.

И. А. Л е в находит, что научную литературу вопроса крайне трудно исчерпать, в виду оторванности России от мирового книжного рынка, но в библиотеке «Уголка» книга Мадая является первой, где упоминается опыт так называемого мысленного воздействия на поведение животных, опыт, аналогич­ный экспериментам В. Л. Дурова. Опыты последнего над собаками, в особен­ности над покойным «Пикки» и ныне живущим «Марсом», сложнее и много­численнее того, что цитирует Мадай, но во всяком случае надлежит принять в соображение, что В. Л. Дуров не стоит одиноко в области вопроса внушае­мости. Работы нескольких лиц, самостоятельно получивших одинаковые ре­зультаты, обязывают людей науки не «отмахиваться» от парадоксального на первый взгляд, но отнестись со всей серьезностью к выдвинутым вопросам H подвергнуть их проверке и посильному истолкованию.

В процессе прений по поводу книги Мадая о различии явлений внуше­ния, гипноза н каталепсии—И. А. Л е в предложил В. Л. Дурову иллюстриро­вать состояние каталепсии на опыте, но только не на птицах (ибо над ними проделано в «Уголке» много опытов), а на каком-нибудь грызуне.

В. Л. Дуров берет морскую свинку, кладет ее на подушку, сразу опроки­дывает, несколько секунд придерживает в одном и том же положении, и свинка становится неподвижной: ее укалывают иглой, подносят зажженную спичку к лапке животного так близко, что загорается шерсть, но свинка продолжает л «жать.

Г. Кожевников.

В. Дуров.

И. Лев.

Протокол № 45

заседания научного и культурно-просветительного «Уголка В. Л. Дурова» 14-го декабря 1921 года.

Присутствуют: заведующий «Уголком» В. Л. Дуров, профессор Н. А. И в а н ц о в, проф. Г. А. Кожевников и научн. сотрудник И. А. Л е в. Проф. Н. А. И в а н ц о в,как инспектор при Управлении научных учрежде­ний академического центра Наркомпроса, командирован означенным Управле­нием в «Уголок» для ознакомления с его структурой и определения научно-просветительного значения «Уголка».

Проф. Г. А. Кожевников и И. А. Лев докладывают о состоянии научных работ «Уголка», а В. Л. Дуров знакомит проф. Н. А. И в а н ц о в а со своими наблюдениями, заносимыми в «Дневник», и демонстрирует вызванные им и закрепленные ассоциации по смежности у животных.

Проф. Г. А. Кожевников передает заключение профессора 1-го Мо­сковского Государственного университета Л. К. Лахтина в письменной форме о доставленных ему, Л а х т и н у, результатах опытов мысленного воздействия над собакой «Дэзи».

Для суждения о том, были ли ответы «Дэзи» (путем лая или дутья в ро­жок) на вопросы экспериментаторов случайными или нет,—А. К. Лахтин

подвергнул доставленный ему статистический материал математической обра­ботке и, применив особый метод английского математика Пирсона, изложенный им в томе 51> журнала „Philosophical Magazine", пришел к следующему заклю­чению:

лНа основании доставленного лис числового материала и не вход:1 в предположение о сущности явления, могу определенно сказать, что ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее эксперимента­торов. Ю/ХЛ—1921 г.». Подлинное заключение пр. Л. К. Л ахти на см. в конце протоколов.

В виду необходимости подготовления материалов для составления отче­та о деятельности «Уголка» за 1921 год, предложено научному сотруднику II. А. Л е в составить к следующему заседанию список животных, у которых в течение отчетного периода установлены были различного рода ассоциации но смежности (условные рефлексы) путем дрессировки.

Н. Иванцов.

Г. Кожевников.

В. Дуров.

И. Лев.

ПРОТОКОЛ 46

заседания научного и культурно-просветительного «Уголка» В. Л. Дурова.

23 декабря 1921 г.

Присутствуют: занедующий «Уголком» В. Л. Дуров, ii|>oi{>. Г. А. Ко­жевников, научный сотрудник 11. А. Лев.

Предметом занятия служат опыты лая «Марса» определенное количество раз, согласно заданий экспериментаторов. Экспериментатор В. Л. Дуров в несколь­ких шагах от собаки.

Задание: Исполнение:

С, 1 4

Б виду того, что собака перестала громко лаять, предпринято упражне­ние для вызывания отчетливых ответов.

Задание: Исполнение:

О 3 ;">

7

4

3 5

8 5 7

27

418

В. Л. Дуров выводит в смежную комнату и закрывает за собою двери. «Марс»—на том же кресле:

Задание: Исполнение:

S 3

ч i

Далее происходят омыты так называемого «мысленного внушения» сМарсу». Экспериментатор—В. Л. Дуров фиксирует собаку взглядом. Задания дает проф. Г. А. Кожевников.

1) Задание: подойти к подушечке, лежащей на кресле.

Вначале «Марс» итти не желает; затем подходит к креслу, но подымает голову к окну.

2) Задание: подойти к желтой подушечке, лежащей на дивапо. Шрвый раз приближается к профессору Г. А. Кожевников у, второй

подходит к подушечке, тычет в нее мордой.

3) Задание: подойти к сидящему «а кресле Г. Л. Коже вин ков у 'и лизнуть у него руку.

Вначале, итти не желает. Затем подходит к профессору, по руки не ли­жет. Идет к столу и ложится на ковер. Нще раз: подбегает к проф. Кожев­никову и хватает свесившуюся руку.

4) Задание: щ>оф. Г. Л. Кожевников предлагает внушить сошке по­ дойти к столу, на котором лежит необычная вещь—носовой платок (в противо­ положность подушке, лежащей обычно на диване). Профессор заранее высказы­ вает предположение, что этот опыт будет удачен, ибо белый носовой платок, вероятно, бросится в глаза собаке, привыкшей к обычному распачожепию пред­ метов обстановки.

Первый раз «Марс» подходит к столу. Второй раз сразу подбегает к сту­лу с лежащим на нем носовым платком.

По окончании опытов над «Марсом» по вопросам внушаемости происхо­дит, в связи с этими опытами, обмен мнений по поводу памяти у животных.

И. А. Л е в, перелистывая папку с протоколами, предлагачгг повторить ка­кой-либо опыт, постав, пчпшй в *Уголке>, год точу шпал, и таким образом про­верить силу памяти, например, у попугаев. Он читает следующую выдержку из протокола Л» 25 от 18 января 1921 г.:

«В. Л. Дуров сообщает, что когда недавно рыжий анголки и кот загрыз египетского голубя и волнистого попугайчика в той комнате, где находятся по­пугаи, последние подняли сильный крик. Для проверки того, что попугаи реагируют на появление рыжего кота, производится следующий оиыт. Сначала В. Л. Дуров приносит серого ангорского кота. Попугаи совершеапю спокойны. Но аде только В. Л. Дуров нриносит рыжего ангорского кота, попугаи прихо­дят в беспокойное состояние. Ту же реакцию, но в меньшей степени, произвело на попугая присутствие чучела рыси».

На вопрос проф. Г. Л. Кожевникова, гдо сейчас помещаются в иголке» кошки, В. Л. Дуров сообщает, что в верхний этаж здания, греческий

419

зал, где постоянно сидят попуган, кошек около уже полугода не проносят (что удостоверяет также научный сотрудник Н. А. Л е в, наблюдающий животных в «Уголке» почти ежедневно). Кошки сидят в нижнем этаже, вместе с живот­ными, предназначенными для детского театра при «Уголке». В этом единствен­ное различие условий опыта сегодня и 11 месяцев тому назад, когда кошка со­держались по близости от попугаев,

Cetaeris paribus (одна и та же обстановка комнаты, одинаковое распо­ложение клеток с попугаями, то жо кошки, то же самое чучело рыси и т. п.) начинается опыт сегодня.

Вносят серого и игорного кота («Пушок»). Помещают на стол. Вальси­рует. В. Л. Дуров подносит его плотно к белому австралийскому какаду. По­следний, а также рядом сидящий розовый и ара не реагируют ничем. Попу­гаи, помещающиеся у противоположной стены (серый жако и зеленый) совер­шенно безучастны к* появлению «Пушка». Его уносят. Вносят рыжего авторского кота. Моментальная реакция: белый какаду поднимает хохолок; розовый так­же поднимает хохолок и начинает передвигаться по своей перекладине с места на м)есто; ара почти не ашлнустся. Но кагк только В. Л. Д у ров подносит рыжего Кота вплотную к при. шшугнй мигом взъерошивается и делает несколько поворо­тов на трапеции. Убирают рыжего кота. Попугаи постепенно успокаиваются. Тогда вносят ил смежного музея рыжеватое чучело молодой рыси. Снова реак­ция, но не столь бурная. Убирают чучело. Вносят вновь «Пушка», подносят вплотную к попугаю. В. ГГ. Дуров заставляет его вальсировать, прыгать. Кака­ду и ара уже абсолютпо спокойны. Розовый немного волнуется.

Учлстпикп эксперимента восстанавливают в памяти по краткой прото­кольной записи все детали опыта, поставленного почти год тому назад и кон­статируют, что реакция тогда и ныне протекала совершенно одинаково. У попу­гаев установилась прочная ассоциация по смежности (появлепие рыжего кота, 11 месяцев тому назад загрызшего на глазах у попугаев 2-х пищ) и ассоциа­ции по сходству (появление чучела молодой рыси, чрезвычайно похожей на рыжего кота). Эти ассоциации не диссоциировались в течение почти целого года.

Всдлд за сим, в исполнение протокольного постановления от 14 дек., с. г. И. Л. .Леи читает список животных, у которых у «Уголко» В. Л. Дурова в течение огюшого периода установлены были различного года условные реф­лексы п.мем дрессировки:

Пять лисиц бегут на звонок: ассоциируют получение пищи со звонком.

Лисица «Белянка»: балансирование на глобусе; прыжки в обруч; пере­вертывается («пируэт»).

Лисица «Рахитик»: под звуки дудочки вальсирует (ассоциация звука и действия с '<ni;ye.iiiiw>iupeHiifM»v начнется ihi качели: салится на тумбу и по­дает лапку. Вертит барабан и таким способом подымает плакат.

Лисица «Нихрь»: саженный прыжок с одной тумбы на другую, зигзаго­образное. хождение между прутиков. Проще гея с тумбы на трапецию, хватает перекладину зубами, повисает на ней и качается.

Лиыщи «Певунья»: кричит по команде.

Лисица «Желток»: складывает распростертый ковер в кучу. Ходит на задних лапах, делает «•носьмерки» и танцует.

420

Ангорский кот «Пушок» повинуется команде вскочить на голову, плечо или руки. Ходит, балансируя, по вертикально поставленным прутикам. Валь­сирует,

Поросенок «Чушка»: раскатывает свернутый ковер. Бежит иа звонок. Подвигает цель для стрельбы из бутафорской пушки и стреляет из нее. Выка­тывает рыльцем шар; «кланяется».

Медведь «Топтыгин»: вертит барабан, приводящий в движение пианолу. Звонит лапой в колокол. Ходит на задних лапах. Влезает на узкую лестницу, поставленную почти вертикально.

Курица: вальсирует под музыку. Дергает по команде струны на цнтр<\ машет хвостом, вытирает гладкую поверхность стола клювом.

Заяц-беляк: барабанит. Заяц-русак: перелистывает мордочкой книжку. Стреляет из нуптки. Поднимает флаг, дергая зубами веревочку.

Кролики (ангорские, фландры, бабочки): звонят в колокольчики, дергая зубами иеревочку; везут коляску; утаскивают с коляски мешки; .качают люльку; вальсируют; прыгают через один, два и три барьера; подымают и опускают флажки.

Морские свинки: одна опускает плакат, дергая веревочку: другая поды­мает его; третья подымает и спускает одновременно.

Козел вальсирует, прыгает в обруч; «кланяется».

В означенный список животных не включены дресси рома иные животные, ч которых особо упоминается на протяжении протоколов 1921 года.

Г. Кожевников.

В. Дуров.

И. Лев.

ПРОТОКОЛ № 47

заседания научного и культурно-просветительного «Уголка В. Л. Дурова» 28-го декабря, 1922 г. Начало в 9 ч. 50 мин. вечера.

Присутствуют: заведующий «Уголком» В. Л. Дур о и, профессор Н. А. И в а н ц о в, лроф. Г. Л. Кожевников и научи, сотрудник Н. А. Я е в.

Предметом занятий служат опыты лая «Марса» определенное количество раз, согласно заданий экспериментаторов. Экспериментатор И. ,1. Дуров в не­скольких шагах от пУтки. Цифры произносят профессора И, А. Иванцов и Г. А. К о о в н и к о в.

Задание:

5 3 7 2 I

3 3

Исполнение:

5 (с интервалами). 4 3 2

:"> (тнеп'ои раз неясно). 8

з (В. Л. Дуров поворачивается: собака не видит его лица).

Далее, происходит модификация условий опыта: В. Л. Дуров выходит в смежную комнату и закрывает за собой двери. «Марс» на том же кресле.