
- •Содержание
- •Глава 1. Общая характеристика деятельности Европейского Суда по правам человека ----------------------------------------------------------------------------------- 10
- •Глава 2. Решения Европейского Суда по правам человека в правовой системе России -------------------------------------------------------------------------------------- 29
- •Введение
- •Глава 1. Общая характеристика деятельности Европейского Суда по правам человека
- •1.1. История создания еспч
- •1.2. Состав и структура еспч
- •1.3. Основные принципы судопроизводства в еспч
- •1.4. Порядок рассмотрения дел в еспч
- •Глава 2.Решения Европейского Суда по правам человека в правовой системе России
- •2.1. Решения международных органов и правовая система России: порядок взаимодействия
- •2.2. Прецедентный характер практики еспч
- •2.3. «Правовые позиции» еспч: понятие и сущность
- •2.4. Место и роль актов, принимаемых еспч, в правовой системе Российской Федерации
- •Заключение
- •Список использованной литературы Нормативно-правовые акты
- •Монографии
- •Учебные пособия
- •Авторефераты диссертаций
- •Материалы судебной практики
Глава 2.Решения Европейского Суда по правам человека в правовой системе России
2.1. Решения международных органов и правовая система России: порядок взаимодействия
Доктрина международного права относит к источникам международного права не только международный обычай и международный договор, но и решения международных межправительственных организаций.
«Решения международных организаций являются источниками международного права в том случае, если они согласно учредительным актам этих организаций имеют обязательный характер и содержат правила, рассчитанные на неоднократное применение, т.е. относятся к нормативным международно-правовым актам»1.
Именно международные межправительственные организации вправе при соблюдении нижерассматриваемых условий принимать решения, становящиеся источником международного права.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ включила в правовую систему международные обычаи, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры РФ. Возникает вопрос: включаются ли в правовую систему России и на каких условиях решения международных межправительственных организаций? Целесообразно остановиться на основных положениях (критериях), характеризующих решения международных организаций в качестве источника международного права. Один из важнейших критериев заключается в том, что такие решения принимаются международными межправительственными организациями.
Так, Э. С. Кривчикова понимает под «международной межправительственной организацией» такое «объединение государств, которое основано международным договором для достижения общих постоянных целей на основе сотрудничества и совместных действий при уважении суверенитета государств-членов, имеющее постоянные органы, устав, структуру и другие организационные институции и цели, соответствующие по своему созданию и деятельности общепризнанным принципам и нормам, закрепленным в Уставе ООН»1.
И. И. Лукашук отмечает, что «международная (межправительственная) организация - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации»2.
А. Я. Капустин определяет международную межправительственную организацию как «добровольное объединение независимых государств, созданное на основе международного соглашения, которое устанавливает цели и принципы объединения, наделяет его независимыми, постоянными органами (организационной структурой), предназначенными отстаивать коллективные интересы и способными выражать волю объединения, юридически отличную от воли его членов, или, иными словами, имеющими и осуществляющими самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей государств»3. К существенным признакам международной межправительственной организации автор относит: а) исключительно межгосударственный характер объединения; б) юридической основой такого объединения выступает международное соглашение; в) постоянная и независимая организационная структура; г) юридическая самостоятельность.
С учетом вышесказанного можно определить, что международная межправительственная организация - организация, созданная на основании соглашения субъектов международного права либо на основании решения другой международной межправительственной организации, имеющая постоянную и институциональную структуру.
В соответствии с учредительными документами международная межправительственная организация может наделяться полномочиями принимать в пределах предоставленной ей компетенции решения. Причем указанные решения могут носить для членов организации как рекомендательный, так и обязательный характер.
Так, согласно Уставу ООН, Генеральная Ассамблея применительно к отношениям между Организацией и государствами-членами по общим вопросам принимает резолюции, которые носят рекомендательный характер. В свою очередь, когда речь идет, к примеру, о выборах непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, назначении Генерального Секретаря ООН, о бюджетных вопросах, иных административно-технических вопросах, то, естественно, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. Совет Безопасности также принимает рекомендации и решения, которые носят обязательную силу для государств - членов ООН1.
Парламентская Ассамблея, будучи совещательным органом Совета Европы, в силу ст. 23 Устава Совета Европы обсуждает и дает рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы. В свою очередь, если речь идет о внутренних вопросах деятельности Парламентской Ассамблеи (избрание должностных лиц, утверждение Правил процедуры, назначение членов комитета, избрание судей Европейского Суда по правам человека), то по смыслу ст. 30 Устава Совета Европы решения по этим вопросам являются обязательными. Аналогичная сила имманентна решениям, принимаемым Комитетом Министров, по любому вопросу, касающемуся внутренней организации и порядка работы Совета Европы (ст. 16 Устава)2.
В силу ст. 12 Устава Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. решения, принимаемые органами Организации (Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности), являются обязывающими для государств-членов.
Нельзя не обратить внимания на то, что ряд договоров, учреждающих международные межправительственные организации, непосредственно в тексте не предусматривает, что решения, принимаемые органами организации, являются обязательными. Однако обязательность указанных решений может вытекать из толкования соответствующих договорных положений.
Так, согласно ст. 11 Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества от 5 июня 1998 г. Совет министров иностранных дел, будучи основным действующим на регулярной основе органом Черноморского экономического сотрудничества, принимает решения по всем вопросам, касающимся функционирования данной Организации. В соответствии со ст. 18 Устава механизм принятия решения определяется в Правилах процедуры Организации. Причем особо подчеркивается, что Совет министров иностранных дел в ходе принятия решений стремится к достижению консенсуса по всем вопросам1. Однако Устав прямо не предусматривает, что принимаемые решения являются обязательными. Представляется, что если в договоре, учреждающем международную межправительственную организацию, отсутствует упоминание об обязательной юридической силе принимаемых решений, то при прочих равных условиях должна презюмироваться такая сила в отношении этих решений. В противном случае смысл функционирования органов международных организаций теряет силу.
В. Моравецкий отмечает, что различают «три основных способа создания международной организацией норм, непосредственно обязательных для государств-членов: 1) внесение изменений в уставы международных организаций; 2) установление правил, определяющих поведение государств-членов вне организации (внешняя регламентация); 3) создание так называемого внутреннего права международной организации (внутренняя регламентация)»2.
Источником международного права являются обязательные нормативные решения, принимаемые международной межправительственной организацией.
В силу ст. 5 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., «настоящая Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации».
Данное конвенционное положение означает, что действие международного договора, ставшего учредительным актом международной межправительственной организации, подчиняется общим положениям, закрепленным в Венской конвенции о праве международных договоров. Но стороны в таком договоре могут предусмотреть иные правила действия такого договора, нежели те, которые содержатся в Конвенции. Прежде всего, это касается процедуры изменения договора. По общему правилу, предусмотренному ст. 39 Конвенции, договор может быть изменен по соглашению между участниками. Однако учредительный акт международной организации вправе предусмотреть возможность изменения такого договора по решению органа.
Так, в силу ст. 108 Устава ООН, «поправки к настоящему Уставу вступают в силу для всех Членов Организации, после того как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы, в соответствии с их конституционной процедурой, двумя третями Членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности». Согласно ст. 41 Устава Совета Европы, Комитет Министров вправе оформить поправки к Уставу в виде Протокола, который вступает в силу после его подписания и ратификации 2/3 членов Совета Европы.
В свою очередь, изменения к Уставу Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г., а также Уставу Организации Черноморского экономического сотрудничества от 5 июня 1998 г. осуществляются на общих основаниях, предусмотренных Венской конвенцией о праве международных договоров.
Поэтому если учредительный договор не предусматривает специальный порядок изменения такого договора, то любые изменения в данный учредительный договор вносятся на общих основаниях, предусматриваемых Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. В свою очередь, если учредительный договор наделяет компетенцией определенный орган международной межправительственной организации внесения изменений в такой договор, то соответствующее решение, принятое организацией в соответствии с учредительным договором, должно являться обязательным и, как следствие, представлять собой источник международного права.