
- •Глава 1. Специфика агрессии в подростковом возрасте.
- •1.1. Проблема агрессии в философии и психологии.
- •1.1.1. Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии и философии.
- •1.1.2. Определение понятий агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.
- •1.1.3. Подходы к классификации агрессии.
- •1.1.4. Проблемы и противоречия различных подходов к изучению агрессии.
- •1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста.
- •1.2. Специфика агрессивного поведения в подростковом возрасте.
- •Глава 2. Психологические особенности проведения профилактики агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек.
- •Психологические особенности женщин в период беременности
- •2.1.2.Психологические и личностные изменения при беременности.
- •2.2. Психологические особенности ювенальной беременности.
- •Феномен ювенальной беременности.
- •2.2.2. Особенности проявления агрессии у беременных женщин.
- •Глава 3. Тренинг как средство профилактики агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- •3.1. Основные этапы, процедуры и методы проведения исследования.
- •3.2. Исследование особенностей агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек, находящихся в сложной жизненной ситуации.
- •3. 3. Выявление возможностей группового тренинга в коррекции агрессивного поведения у беременных девушек, не достигших совершеннолетнего возраста.
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста.
Исторический аспект анализа подросткового возраста. Ф. Ариес, исследуя феномен детства, сделал предположение о том, что подростковый возраст как таковой возник в XIX веке. Это было связано с увеличением продолжительности родительского контроля за развитием ребенка вплоть до вступления ребенка в брак. В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, продолжительность данного периода онтогенеза существенно увеличисается, что отражается во многих исследованиях [142, с 28-32]. По современным данным он пролонгировался от 11 до 20 лет (цит. по [101]).
В работах американских культурологов и антропологов можно встретить анализ условий развития подростков в примитивных культурах и сравнение этих условий с современными условиями развития в индустриальном обществе. В работах М. Мид и Р. Бенедикт представлено исследование особенностей протекания периода детства и подростничества в индейских племенах Канады и Новой Гвинеи, а так же на острове Самоа. Собранные ими данные позволили педагогам и психологам сделать вывод о том, что в первобытных обществах явления подростничества не существует. Подростковый период как промежуточный этап социализации, начинающийся половым созреванием и оканчивающийся вступлением во взрослую жизнь, приобретает свое значение в индустриальных странах. Кризиса развития в подростничестве антропологи у жителей примитивных культур не обнаружили. Как оказалось, детство, подростничество, взрослость, старость – периоды, в которых человек гармонично и бесконфликтно ощущает себя. Кроме этого, как установила М. Мид и ее коллеги, длительность подросткового периода может ограничиваться всего несколькими месяцами [83].
Впервые о подростничестве как о новом сложном социальном явлении в своих работах писал Я.А. Коменский. Основываясь на природе человека, Я.А. Коменский выделил четыре периода, каждый длительностью по шесть лет. Автор определял границы отрочества в 6–12 лет. В основе этого деления лежали возрастные особенности: отрочество, по мнению Я.А. Коменского, характеризуется развитием психических процессов воображения и памяти, их исполнительными органами он назвал язык и руку. Таким образом, автор впервые выделил отрочество в особый период детства (цит.по [121, с. 454-455]).
На наличие особенностей, выделяющих подростническтво в особый период, обратил внимание и Ж.Ж. Руссо. В романе «Эмиль» он отметил высокую значимость данного периода в жизни человека. Для Ж.Ж. Руссо подростковый возраст означал «второе рождение», тем самым подчеркивал важнейшую особенность этого периода, заключающуюся в становлении и росте самосознания [124].
Позднее научную разработку идеи специфичности периода отрочества получили в работах С. Холла, где он предложил теоретическое объяснение этого явления и определил круг проблем, которые в современной психологии традиционно стали соотносить с периодом подростничества. Содержание подросткового периода С. Холл обозначает как кризис сознания, преодоление этого кризиса позволяет человеку приобрести «чувство индивидуальности». Согласно Л.Ф. Обуховой, его представление о «бунтующем» отрочестве, которое проявляет себя в конфликтах, доминирующей нестабильности, смятении, стало классическим для психологии [101].
Э. Шпрангер посвятил исследованию подросткового возраста свою книгу «Психология юношеского возраста». Для автора подростковый возраст представляется частью юношеского периода, ошраниченного 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Этот период был разделен им на несколько фаз. Первая фаза была названа собственно подростковой, она ограничивалась 14-17 годами и характеризовалась кризисными проявлениями, направленными на освобождение от детской зависимости (цит.по [там же]).
Для подросткового и юношеского возраста доминирующим становится поиск биологического смысла. Данный взгляд Ш. Бюлер был представлен Л.Ф. Обуховой в своей работе. Подростковый возраст Ш. Бюлер определялся через понятие пубертатности и проявляется в стадии созревания, когда человек приобретает половозрелость. Эта фаза обнаруживает себя в комплексе специфичных психических явлений, которые Ш. Бюлер соотносит с психической пубертатностью. Эти проявления связаны с формированием биологической потребности в дополнении. В этой фазе достигшее своего пика внешнее и внутреннее возбуждение должно «…вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия», стимулируя повышение интереса к себе и к противоположному полу (цит. по [там же]). Автор различает психическую и телесную пубертатность. Он высказывает положение, согласно которому при все более развитой культуре происходит пролонгирование периода психической пубертатности, что определяет появление многих трудностей этого периода жизни.
Преобразование подростка в юношу проявляется в существенном изменении базовой установки (от отрицания к утверждению жизни) в отношении к миру. При проживании ребенком пубертата Ш. Бюлер выделяет негативную и позитивную фазы. Негативная фаза длиться до окончания процесса телесного формирования (у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет) и проявляется в чувстве ненависти к себе и проявлении враждебности к окружающим людям и миру в целом. Причем эти переживания могут присутствовать одновременно, а могут и чередоваться, побуждая суицидальные тенденции. Внутреннее переживание влечений ко всему тайному, необычному, запрещенному во внешнем плане проявляется в демонстративном непослушании. Ш. Бюлер описывает наиболее обычные для подростка способы поведения, лежащие между полюсами «пассивной меланхолии» и «агрессивной самозащиты». Сильнейшие внутренние переживания подростка детерминируют снижение уровня когнитивных процессов, что влияет на понижение работоспособности. Ощущение одиночества в подростничестве связано с изоляцией подростком себя от окружающих, проявлением открытой враждебности к миру и демонстрацией различного рода асоциальных поступков, которые могут отмечаться в начале пубертатной фазы.
Позитивная фаза пубертата обеспечивается постепенным открытием подростка новых источников радости, основанных на новой системе восприятия себя и мира через новую систему ценностей. «Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые на пороге юности» (цит. по [101]).
Э. Эриксон, принимая значимость подросткового периода в развитии человека, подчеркивал, что внутреннее психологическое напряжение, которое сопутствует становлению целостности личности, «…зависит в большей степени от духовной атмосферы общества, в котором человек живет и от внутренней противоречивости общественной идеологии» (цит. по [42, с.453-455]).
В концепции Ж. Пиаже подростковый возраст характеризуется границами от 11-12 лет и до 14-15 лет и связан с процессом децентрации, дающей возможность ребенку освободиться от конкретной привязанности к объектам, находящимся в его поле. С этого момента подросток начинает рассматривать мир с позиции его преобразования. На этом возрастном этапе происходит окончательное формирование личности, которая выстраивает программа своей жизни (цит. по [57]).
Д.И. Фельдштейн отмечает, что именно через внедрение подростками своих жизненных планов и попытки преобразования подростками мира взрослых, подростки постепенно социализируются. На этом этапе профессиональная работа педагогов и психологов может способствовать более полному преодолению негативных проявлений кризиса адаптации [141, с.67].
С точки зрения психоаналитической концепции З. Фрейда факторами, определяющими развитие личности в подростничестве, являются внутренние семейные отношения, которые сложились в раннем детстве. Автор понимает энергию либидо как инстинкт, лежащий в основе всех потребностей и являющийся причиной всех изменений, происходящий в процессе развития. Источником становления зрелой сексуальности в подростковом периоде психоаналитики считают изменение объекта направленности энергии - от внутрисемейных к несемейным отношениям (цит. по [117, с.336]).
Г.С. Салливен считал основными движущими силами психического развития являются не биологические потребности, а социальные: источником развития выступает актуализировавшаяся в подростовом периоде потребность в межличностных отношениях, выражающуюся в потребности интимного (но не полового) общения (цит. по [там же, с.338]).
В теории Э. Эриксона выделяется восемь стадий развития, в основе которых лежат определенные задачи развития. В подростничестве задачей развития является, по мнению автора, достижение личностного самоопределения [160, с 342].
В работах современных исследователей возрастные кризисы понимаются как норма, поскольку знаменуют противоречия, детерминирующие развитие. Отсутствие возрастных кризисов, в том числе и подросткового, является признаком девиации в развитии [46, 103, 116, 140, 159 и др.].
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и представителей его школы психическое развитие не определяется ни биологическими факторами, ни условиями среды [47, с. 369]. Для каждого возрастного этапа выделяются специфичные отношения между внутренними процессами и внешними условиями, составляющими социальную ситуацию развития. Они и определяют качественно новые психические образования (новообразования) [46]. Подростковый возраст в рамках деятельностного подхода рассматривается в позиции разрешения внутренних противоречий и смены типов деятельности, которые обуславливают перестройку потребностей и смену ведущих видов деятельности. Л.С. Выготский определил доминанты подросткового возраста, которые определяются наиболее яркими интересами возраста [47, с. 376-379].
Согласно автору, в подростковом возрасте происходит овладение процессом образования понятий, представляющее собой особый тип мышления, делающий возможным осуществление высшей формы интеллектуальной деятельности и овладение новыми способами поведения. Развитие абстрактного мышления способствует развитию творчества как особой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что новообразованиями подросткового возраста так же являются развитие рефлексии самосознания, которые зависят от культурного содержания среды [там же].
В трудах Д.Б. Эльконина развивающего идеи Л.С. Выготского, подростничество характеризуется новообразованиями, развившимися из ведущей деятельности предшествующего периода. При столкновении подростка с действительностью происходит изменение вектора направленности активности подростка с самого себя на мир вокруг. Особенности развития подростка проявляются в часто возникающих трудностях в отношениях со взрослыми, в появлении особого авторитета детских компаний, в поиске безопасного психологического пространства для самовыражения. Центральным новообразованием Д.Б. Эльконин называет появление отражения в сознании образа себя как «не ребенка» [159, с. 487-488].
В.И. Слободчиков также характеризует подростковый возраст, подчеркивая, что самоизменение в подростковом возрасте возникает при развитии учебной деятельности, его осознание становится возможным из-за развития самосознания и высших форм мышления. [103, с.304-305].
Автор дает понимание интрапсихических процессов развития личности в пубертате, описывая особенности понимания взрослости подростком. Понимание взрослости подростками основывается на выделении внешних признаков взрослости, которым подросток стремится подражать. К ним автор относит особые формы поведения: использование особого лексикона, курение, употребление алкоголя, азартные игры. Однако эти формы поведения несут повышенную опасность для подростка из-за своей доступности [157, с. 32].
Т.В. Драгунова отмечает, что подражание стилю легкой, веселой жизни некоторые социологи определяют как «низкую культуру досуга», не требующей особой интеллектуальной и духовной работы. На этом этапе происходит ориентация подростков на гендерные качества, важным так же становится формирование социальной зрелости через сотрудничество подростка и взрослого [58].
Однако, стремление подростка быть взрослым зачастую наталкивается на сопротивление со стороны социальной действительности: подросток пока еще не может занимать место в социальной системе отношений, но и в детском сообществе находится он не хочет, при этом подросток испытывает острое внутреннее противоречие. Через общение со сверстниками как ведущий тип деятельности в этом возрасте, подросток получает возможность осваивать нормы морали и нормы социального поведения, а так же получать признание и уважение в межличностном общении, где и происходит формирование самосознания. Проектирование и контролирование своего поведения на основе моральных норм способствуют проявлению личности подростка.
Л.И. Божович отмечет появление новых интересов и личных увлечений в переходный период. В подростничестве проявляется стремление быть самостоятельным при еще несформированных внешних и внутренних возможностях для реализации этого стремления. Ведущими изменениями в мотивационной сфере подростка становятся трансформация содержания и иерархии мотивов [25, с.174]. Автор считает, что именно в мотивационной сфере, лежит главное новообразование подростничества. Через совершение реальных нравственных поступков в значимых для подростка ситуациях происходит усвоение нравственного образца и нравственных убеждений. Становление нравственного мировоззрения происходит одновременно с развитием убеждений, вследствие этого происходит становление иерархии мотивов. Формирование устойчивой иерархии позволяет стабилизировать личностные качества и определить направленность личности. К концу переходного периода происходит понимание подростком своего места и назначения в сообществе, что связано с процессом самоопределения [26, с.23-25].
Для подросткового возраста так же характерно доминирование детской субкультуры, что обусловлено новой ситуацией развития [137, с. 37-41]. Условия и факторы, определяющие жизнь в высоко населенных городах, провоцируют молодежь объединяться в группы и движения, которые, будучи фактором сплочения, формируют коллективное сознание и коллективную ответственность в этих группах, а так же общие представления о социально-культурных ценностях, образуя молодежные субкультуры. Возрастная субкультура представляет собой своеобразную попытку построить сообщество сверстников со схожими взглядами, утвердить свой собственный образ жизни, отличный от подобный явлений в других возрастных категориях [2, с.126-127].
Одиночество, непонимание или противоречия личности, возникающие на определенных стадиях развития, связанные с социокультурными, историческими, личностно значимыми контекстами могут стать пусковыми для присоединения человека к какой-либо субкультуре [23, с. 43].
Детская духовная жизнь, как отмечает М. Кле, представляет собой глубоко интимную сторону жизни ребенка, которая часто скрывается не только от взрослых, но и от сверстников. Подросток выстраивает отношения с самим собой и с другими посредством группы сверстников. Мир, создаваемый детьми «для себя» предоставляет им пространство для реализации всего богатства детской субкультуры [60, с.33-39].
Подростковый возраст в ряде работ называют самым трудным и противоречивым в воспитательном плане. И.В. Дубровина детерминирует трудности подросткового возраста с физиологическими процессами полового созревания [61, с.126]. Бурный рост и активно происходящие физиологические перестройки в организме подростка обуславливают возникновение нейро-психических процессов, которые и детерминируют нервное возбуждение, изменчивость настроений, эмоциональную неустойчивость, чувство тревоги, личностные перестройки, придирчивое отношение подростков к родным и снижение самооценки.
Центральным психологическим новообразованием в пубертате является чувство взрослости как субъективное переживание отношения к себе как к ответственному взрослому [103, с.305]. В основе этого чувства лежит физическое возмужание, однако осознание подростком инертности своего социального статуса в школе и семье приводит к обострению чувства недовольства привычными ролями. Подросток включается в борьбу за признание своих прав, стремиться доказать свою самостоятельность и независимость, что непременно приводит к назреванию конфликта между взрослыми и подростками. Такие процессы приводят к развертыванию кризиса подросткового возраста, проявляющегося в свойственных этому возрасту подростковых поведенческих реакциях: эмансипации, реакция увеличения различными видами деятельности, реакции группирования со сверстниками.
Многие исследователи указывают на формирование самосознания как на главное приобретение подросткового возраста [78, 107, 122, 139]. И.Ю. Кулагина делает акцент на важности этого периода с точки зрения обретения подростком интереса к своему «Я» и сравнении себя с другими людьми, на основании чего и возникает самооценка. Самооценка формируется в процессе общения подростка с окружающими людьми, впоследствии, обретая значение регулятора поведения подростка [42, с. 165-166]. Опыт взаимоотношений с взрослыми, сверстниками и детьми детерминирует развитие его личности, именно поэтому принцип «воспитание через коллектив» представляет собой один из путей формирования личности подростка. Этот период является благоприятным для формирования коммуникативности, организаторских способностей и предприимчивости.