Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономическая социология Радаев.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.4 Mб
Скачать

26 Примеры подобных типологий в анализе хозяйственной мотивации см.: Радаев в.

50 На операциональном уровне эти принципы не имеют ничего общего, скажем, с ориентацией на “поддержку реформ” или с “отношением к частной собственности”, которые столь часто становились предметом российских социологических опросов. Вопросы о высоких идеалах и идеологических схемах имеют, на наш взгляд, небольшую ценность, в то время как о принципах действия вполне допустимо спрашивать обычных людей, не выставляя их в квазиэкспертную позицию.

11 С этой точки зрения экономический императив максимизации полезности слишком абстрактен, чтобы быть принципом действия, скорее он вменяется обычному человеку. Но он может быть конкретизирован и представлен в виде ряда осмысленных принципов действия.

7 Вариант другой классификации норм см.: Олейник Л.Н. Институциональная экономи­ка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 44.

1 “Социальная норма — это не такси, из которого можно выйти, когда захочется. Те, кто следуют социальной норме, связаны ею и тогда, когда она не в их интересах. В конкретной ситуации придерживаться нормы может быть полезно, но это не значит, что так будет всегда. Более того, не следует думать, что существование той или иной нормы можно объяснить ее потенциальной полезностью” (Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 80 (http://ecsocman.edu.nl)). Конечно, социальные нормы и структу­ры авторитета не лишены целесообразности, но она иного качества, сплошь и рядом противо­речащая непосредственному расчету.

’ Вправе ли мы относить принуждение к мотивам, если последние определены как внутренние побуждения человека? Думаем, что логического противоречия здесь нет. Принуж­дение тоже вызывает свои особые внутренние побуждения. Основой мотива в данном случае становится страх — древнейшее чувство и одно из основных психических состояний человека. То, что принуждение базируется на страхе, не превращает его в чистое насилие. Эго достаточно сложная система мобилизации человеческих способностей и ресурсов, граничащая с реализа­цией интереса. Добавим, что принудительным мотивам уделяется, на наш взгляд, неоправдан­но мало исследовательского внимания.

11 Волков В.В. Силовое предпринимательство. СПб.: ЕУСПб: Летний сад, 2002. Гл. 3. С. 59—90 (см. также: Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 18—43 (http://www.ecsoc.msses.ru); Радаев В. О роли насилия в современных деловых отношениях// Вопросы экономики. 1998. № 10.С.81—100; Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контро­ля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998. Гл. 3 (http://www.ecsoc.ru).

18 С точки зрения данного определения человек способен допускать ошибки, приходить к неоптимальному результату и даже вредить самому себе. Но если он последователен в своих заблуждениях, то это не мешает ему быть рациональным. Иррациональным считается непосле­довательность, намеренное и осознанное действие вопреки своим влечениям и интересам по причине слабости воли или наличия нелепых предубеждений. Иррационально также следовать сиюминутным увлечениям в ущерб собственному будущему. Таким образом, рациональность не гарантирует успеха, ибо она относится к предполагаемому, а не фактическому результату (ElsterJ. Nuts and Bolts for the Social Sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. P. 30—41).

7 Подробнее см.: Отчуждение труда: история и современность / Кузьминов Я.И., Наби- уллина Э.С., Радаев В.В., Субботина Т.П. М.: Экономика, 1989.

18 Social Capital: Critical Perspectives / S. Baron, J. Field, T. Schuller (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2000; Social Capital: A Multifaceted Perspective / P. Dasgupta, 1. Serageldin (eds.). Washington: The World Bank, 2000; Lin N. Social Capital: A Theory of Social Structure an Action. N.Y.: Cambridge University Press, 2000.