Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Khorovedenie.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
521.73 Кб
Скачать

XIII. Хоровые партии и составляющие их голоса

Все хоровые голоса делятся на три основные группы:

  1. группа детских голосов;

  2. группа женских голосов;

  3. группа мужских голосов.

Поскольку автор имеет возможность рассказать о детских голосах в отдельной теме «Особенности работы с детским хором». В настоящей главе речь пойдет о женских и мужских голосах.

Сопрано первые состоят из лирико-колоратурного, лирического и отчасти из лирико-драматических голосов; сопрано вторые – из лирико-драматических сопрано. Общий диапазон от до1 до до3, примарная зона – до2, переходные ноты ми1фа1, ми2фа-диез2, хотя переходы могут меняться в зависимости от индивидуальности певца, как и диапазон может доходить до ми3.

Самым легким, подвижным и виртуозным женским голосом является колоратурное сопрано. Его верхние звуки могут доходить до фа3фа-диез3. Этому голосу подвластны любые пассажи, разнообразные украшения, вплоть до трелей, но из-за резкости вверху регистра, по причинам плохой слитности в ансамбле хора этот тип голоса в хоре не применяется. В оперной же практике колоратурное сопрано исполняет такие партии, как Царица Ночи, Джильда, Шамаханская царица. К колоратурным голосам следует отнести голос Бар Гаспарян, Мирошниченко.

Лирико-колоратурное сопрано – голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Нежданову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Сазерленд.

Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. В оперных партиях это Мими, Иоланта, Татьяна, Марфа. Лирическое сопрано – это Штиллер, Галина Вишневская, Мирелла Френи.

Лирико-драматическое сопрано – широкий, лирический голос, более насыщенного грудного тембра, способный к пению как лирических, так и драматических партий. Это Мария в «Мазепе» и Тоска, а из певиц – это Мария Колас, Рената Тибальди, Тамара Милашкина.

Драматическое сопрано отличается большой мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминающее меццо-сопрановское звучание. Типичное драматическое сопрано – это Ярославна, а из обладательниц этого редкого голоса могу назвать лишь Биргит Нильссон.

Партия альтов состоит из меццо-сопрано и контральто. Меццо-сопрано – женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазонами от ля малой октавы до ля-си второй октавы. Примарная зона – а1 (ля первой октавы). Переходные ноты: ре - ми первой, реми-бемоль второй октавы. Среди этой группы различают голоса более высокого звучания, типа голоса Максаковой или Долухановой, и более густого, темного тембра, как у Обуховой и Преображенской. Примером партий, написанных для меццо-сопрано, могут служить Кармен, Любаша, Ольга, Амнерис. Некоторые меццо-сопрано удачно справляются с мужскими ролями, написанными для низкого женского голоса, такими как Ваня в «Иване Сусанине», царевич Федор.

Контральто – самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. Таким голосом обладали Антонова, Марианн Андерсон.

Необходимо помнить, говоря о партии альтов, что низкие голоса все очень редки, поэтому в первых альтах сидят обычно драматические сопрано, а в партии вторых альтов – меццо-сопрано.

Группа мужских голосов состоит из теноров и басов.

Первые тенора состоят из лирических и лирико-драматических теноров.

Вторые тенора – из драматических теноров и порой из лирических баритонов.

Партия первых басов состоит из драматических баритонов, лирико-драматических и из высоких басов.

Партия вторых басов состоит из центральных и низких басов. Хорошо бы иметь в хоре 2-3 октависта. Рабочий диапазон теноров – от до малой октавы до до второй октавы. Примарная зона – до первой октавы. Переходные ноты – ми – фа первой октавы. У баритонов диапазон от ля большой до ля первой октавы. Примарная зона – ля малой октавы. Переходные ноты – ре-ми - ми первой октавы. У басов рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы. Переходные ноты – от ля-си малой до доре-бемоль первой октавы. Примарная зона – фа малой октавы. Имеются в виду высокие и центральные басы. Низкие басы могут брать до большой октавы, а октависты - и ля контроктавы. Имеется случай с певцом Придворной певческой капеллы Телегиным. На могильном камне октависта (начало 19 века) было высечено: «Контр-фа».

Теперь перейдем к характеристике непосредственно каждого голоса.

Самый высокие мужской голос – тенор-альтино – может брать фасоль второй октавы. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны. Они звучат прозрачно и легко, но в силу своей специфичности или, можно сказать, характерности в ансамбле с другими голосами выделяются и поэтому дирижер старается не брать их в хор. Хотя это громко сказано. Если автор может привести пример партии тенора-альтино – это партия Звездочета из «Золотого петушка», то фамилии известного или знакомого лично певца он не знает – настолько редок этот голос. Известно лишь, что Александр Градский исполнял Звездочета в спектакле Светланова, но это скорее говорит о многогранности таланта певца, чем о его принадлежности к тенору-альтино.

Лирический тенор – тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором обладают Собинов, Лемешев.

Лирико-драматический тенор – голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Марио Ланца.

Драматический тенор – крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Для драматического тенора написана партия Отелло, которую надо изучать (по словам Доминго) певцам после 33 лет, когда голос уже достаточно сложился и окреп. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Карузо, Дель Монако, Атлантова.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса – Онегин, Елецкий, Жорж Жермон. Типичный лирический баритон – Лисициан.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести Юрия Гуляева и Дмитрия Гнатюка. Партии Демона, Мазепы, Валентина чаще всего исполняются голосами этого характера.

Драматический баритон обладает большой силой, способностью к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельно верхних нот. Типичные партии – Яго, Риголетто, Грозный, князь Игорь. Типичный представитель – Тита Руффо.

Высокий бас еще называется бас-баритон или бас кантанте (певучий). Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр. Это князь Игорь, Иван Сусанин, Борис Годунов, Мефистофель, Рене, Руслан. К таким басам можно отнести голоса Шапяпина, Огнивцева, Христова и Петрова.

Центральный бас носит ярко выраженный басовый характер тембра. Низкий регистр более насыщен. Это Гремин, Зораастро, Кончак. К центральным басам можно отнести Г. и А. Пироговых, Рейзена, В. Петрова, Н. Гяурова, Е. Нестеренко.

Низкий бас обладает глубокими, мощными низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова и Поля Робсона.

Басы-октависты применяются только в хорах. Диапазон у них не велик, порой до до первой октавы. Зато спускаться вниз они могут до поразительных звуков. (Как уже описано выше – до фа контроктавы). Хотя это большая редкость даже для хоровой партитуры. Особенно любили октавистов Чесноков и Свиридов, в их партитурах встречаются такие ноты, как ля контроктавы.

В заключение хочется отметить основную тенденцию, наметившуюся к концу ХХ столетия. На Западе это уже давно, если ты сопрано – ты должна петь все партии сопрано, как это делали Мария Калас, Ренато Скотто и др. Если ты тенор – ты должен петь любые партии, как это делают Хосе Карерас, Плачидо Доминго и Лючано Паваротти. Но для расстановки в хоровые партии окраска и сила того или иного участка диапазона имеют огромное значение для тембрового ансамбля. Кто знает, может быть, мечта Павла Чеснокова с его делением хора на тройки сбудется, но в далеком будущем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]