Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekzamen_IGPR.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
357.45 Кб
Скачать

78.Советское право в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Уже в самом начале Великой Отечественной войны СССР потерпел ряд крупных военных поражений, потерял важные в народно-хозяйственном отношении районы, значительную часть своего населения. В таких условиях развернулась перестройка партийных, государственных и общественных организаций на военный лад. Основным направлением этой работы стало создание в стране экономики военного времени. Началась эвакуация промышленных предприятий и рабочей силы на Вос­ток. Только за первые месяцы войны было эвакуировано более 1500 крупных предприятий. Одновременно разворачивалось строительство новых оборонных заводов, шло перепрофилирование предприятий с мирной продукции на выпуск военной. В результате этой колоссальной работы уже к лету 1942 года удельный вес военной продукции превысил половину промышленного производства всей страны. На военный лад перестраивались транспорт и организация продовольственного снабжения.

Условия военного времени определили особенности развития всех отраслей советского права этого периода. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Военное положение могло объявляться в отдельных местностях или по всему СССР. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти переходили военным властям. Они получали право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ (рытье окопов, строительство сооружений), устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей, объявлять автогужевую повинность, изымать транспортные средства как у государственных предприятий и организации, так и у граждан, вводить комендантский час, проводить обыски и аресты, регулировать работу рынков, магазинов и складов, устанавливать нормы отпуска товаров населению, воспрещать въезд и выезд в отдельные мест­ности, издавать обязательные для всего населения постановления. За не­подчинение приказам и распоряжениям военных властей виновные под­лежали уголовной ответственности по законам военного времени.

1 июля 1941 года СНК СССР принял Постановление «О расширении прав Народных Комиссаров СССР в условиях военного времени». В соответствии с Постановлением наркомы получали широкие полномо­чия в сфере своей деятельности. Они могли по своему усмотрению распределять и перераспределять ресурсы наркоматов между отдельными предприятиями, перераспределять капиталовложения, допускать отступления от утвержденных планов и смет, разрешать пуск в эксплуатацию недостроенных предприятий и т.д.

Гражданское право, сформировавшееся еще до войны, в годы войны серьезной реорганизации не претерпело. Снижение производства промышленных и сельскохозяйственных товаров обусловило введение карточной системы распределения. Розничный оборот государственной торговли снизился. В этот период происходит заметный расцвет «черного рынка», с которым государство было вынуждено мириться, так как он обеспечивал 15 - 20% потребностей населения.

В обязательственном праве сузилась сфера применения договоров. Преобладало административное управление в вопросах производства военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.п. Плановые зада­ния служили основанием для возникновения обязательств даже без заключения договора. Упростился порядок организации капитального строительства, было уменьшено количество проектных документов.

Ведение военных действий, перемещение значительных масс населения, частая смена собственников и владельцев имущества потребовали упорядочения имущественных правоотношений. Задачи гражданского права в этот период заключались в защите интересов как государства, так и собственников. В силу этого были расширены права государства в от­ношении частной собственности: все граждане были обязаны временно сдать трофейное и брошенное имущество, радиоприемники, в районе переправ могли изыматься лодки, повозки и т.д.

Вместе с тем Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» обязывало советские и государственные органы возвратить в освобожденные районы эвакуированный скот, технику и оборудование.

На временно оккупированной территории советские законы считались действующими. Все гражданско-правовые сделки, не соответствую­щие им, признавались недействительными. На освобожденных террито­риях сдавалось брошенное, найденное и трофейное имущество и имуще­ство, собственники которого были неизвестны.

Особое внимание уделялось договору жилищного найма. На время войны приостанавливались все дела по искам о выселении военнослужащих и членов их семей. За ними сохранялась жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы. Значительное регулирование жи­лищных вопросов потребовалось в связи с эвакуацией населения из западных районов и необходимым перемещением рабочих и служащих на эвакуированные на Восток предприятия. Эти вопросы регулировались Постановлением СНК от 16 февраля 1942 года и уточнялись Постановлением Верховного Суда в ноябре 1942 года. Следует отметить, что, не­смотря на условия военного времени, в период 1941 - 1945 гг. строилось значительное количество жилья. В первую очередь жилье получали инва­лиды и участники Великой Отечественной войны и члены их семей.

Семейное право было направлено на укрепление института брака, поощрение рождаемости, поддержку многодетных семей. Указом Президиума Верховного Совета от 21 ноября 1941 года был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 году принят ряд нор­мативных актов о патронировании, опеке и усыновлении.

8 июля 1944 был принят важный нормативный акт в области семей­ного права - Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении по­четного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»

Важно отметить, что впервые в общесоюзном законодательстве был разрешен вопрос о форме брака. До этого в республиках этот вопрос ре­шался везде по разному. Ст. 19 Указа определяла, что только зарегистри­рованный брак признается законным. Фактический брак не имел ника­ких юридических последствий. Лица, уже фактически состоявшие в брачных отношениях, были обязаны зарегистрировать их с указанием срока совместного проживания. Значительно увеличивалась помощь многодетным семьям (теперь уже начиная с рождения третьего ребенка). Указ установил еще более сложную, чем ранее, процедуру развода. Вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о возбуж­дении дела о разводе (за счет истца). Устанавливалась двухступенчатая процедура развода - народный суд делал попытку примирить супругов, решение о разводе принимал по существу областной суд. Увеличивался размер пошлины за выдачу свидетельства о разводе - от 500 до 2000 руб. Вводилась обязательная запись в паспортах зарегистрированного брака с указанием полных данных супруга. Эти меры были направлены на укре­пление института семьи.

Указ отменил существовавшее ранее право одинокой матери на обра­щение в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алимен­тов на содержание внебрачного ребенка. Одновременно одинокие матери получили право на получение государственного пособия на его содержа­ние либо помещение ребенка в детское учреждение на воспитание за государственный счет.

Практика применения Указа от 8 июля 1944 года выявила его недос­татки, и вскоре был принят новый Указ Президиума Верховного Совета от 10 ноября 1944 года «О порядке признания фактических брачных отно­шений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супру­гов». Устанавливались правила признания брака в судебном порядке в случае смерти одного из супругов.

В этот период был значительно расширен круг наследников имущест­ва. Указом Президиума Верховного Совета «О наследниках по закону и по завещанию» от 14 марта 1945 года вводились две новые категории наследников по закону: трудоспособные родители (наследники второй очереди) и братья и сестры (наследники третьей очереди). Каждый гражданин мог

оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким наследникам, а также государственным или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии таковых имущество могло быть завещано любому лицу.

В области уголовного права действовали довоенные нормы права, но были введены и новые, вызванные военной обстановкой. В июле 1941 года Президиум Верховного Совета принял Указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Слухи, на­правленные против Советской власти, квалифицировались как антисо­ветская агитация, устанавливалась уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

В 1942 году было расширено понятие спекуляции, в него включалась продажа махорки и самогона в больших количествах, разбазаривание продуктов должностными лицами подпадало под действие закона о хищениях социалистической собственности (август 1932 года), кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (например, во время воздушного налета) приравнивалась к бандитизму.

В ноябре 1943 года был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих го­сударственную тайну». Утеря документов, содержащих государственную тайну, наказывалась лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Появились новые составы преступлений, например, преступления против чело­вечества. Указ Президиума Верховного Совета от 19 апреля 1943 года вводил новые виды наказаний - смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы от 15 до 25 лет для немецко-фашистских захватчиков и их пособников.

Была усилена уголовная ответственность за хищения и нарушение трудовой дисциплины и установлена уголовная ответственность за уклонение от обязательного обучения военному делу, введенного с 1 октября 1941 года.

Трудовое право этого времени регулировалось на основе чрезвычайно­го законодательства. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиу­ма Верховного Совета «О военном положении», которым вводилась трудо­вая повинность для выполнения ряда работ. Самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству.

На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директора предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли получили право вводить сверхурочные работы до трех часов в день. Отменялись все очередные и дополнительные отпуска, они заменялись денежной компенсацией, допускались только отпуска по бо­лезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.

Условия военного времени обусловили издание Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» от 26 декабря 1941 года. Указ объявил рабочих и служащих военных предприятий мобилизованными и установил уголовную ответственность за самовольный уход, приравняв его к дезертирству. В сентябре 1942 года это положение было распространено на рабочих и служащих в прифронтовой полосе. К 1943 году были мобилизованы и приравнены к военно­служащим все работники железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Нехватка рабочих рук в промышленности обусловила принятие Указа Президиума Верховного Совета от 13 февраля 1942 года «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для рабо­ты на производстве и строительстве». Он вводил трудовую мобилизацию трудоспособного городского населения. Мобилизации для работы на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не рабо­тавшие в государственных учреждениях и предприятиях.

Неучащаяся молодежь 16 - 18-летнего возраста подлежала направлению в ремесленные, железнодорожные и фабрично-заводские училища. Вводилась уголовная ответственность за уклонение от трудовой мобилизации.

В апреле 1942 года Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» устанавливалась обязательная норма от 100 до 120 трудодней. Колхозники, не выработавшие без уважительной причины обязательный минимум, предавались суду. К судебной ответственности привлекались председатели колхозов и бригадиры, покрывающие колхозников, не выработавших норму трудодней.

Таким образом, трудовое право этого периода характеризовали особый режим на производстве, система мобилизаций и повинностей, повышенная мера ответственности за нарушения трудовой дисциплины. Это соответствовало условиям военного времени и способствовало кон­центрации всех сил для отпора врагу.

22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении» и утвердил «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий». В соответствии с этими документами все дела против государственной безопасности и преступления против обороны рассматривались (без участия народных заседателей) военными трибуналами. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали, вступа­ли в силу и исполнялись немедленно по провозглашении.

Исключения делались лишь в отношении лиц, по делам которых выносились приговоры к высшей мере наказания. О таких приговорах сообщалось Председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору Красной Армии и или Военно-Морского Флота, которые могли приостанавливать такие приговоры. Таким же правом обладали Военные Советы и командующие фронтами, округами и армиями.

11 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР децентрализирован судебный надзор над деятельностью военных трибуналов в местностях, объявленных на особом положении, и в районах во­енных действий. Надзорные права в отношении нижестоящих трибуна­лов получили трибуналы фронтов и флотов, а право приносить протесты - прокуроры военных округов и флотов и соответствующие председатели военных трибуналов.

Были территории в период Великой Отечественной войны, где объявлялось осадное положение. Это требовало преобразования общих судов в военные трибуналы. Примером может служить Московский городской суд - по Постановлению Военного Совета Западного фронта с 25 октября 1941 года он стал действовать как военный трибунал, а военные суды города - как его постоянные сессии. Также создавались суды в партизан­ских отрядах для рассмотрения дел о предателях и диверсантах.

В годы Великой Отечественной войны потребовалась перестройка работы органов предварительного расследования. В районах военных действий была расширена подследственность военных следователей. По по­давляющему количеству деяний был установлен упрощенный порядок проведения предварительного расследования.