Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП ответы.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
255.45 Кб
Скачать

68. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной

войны (1941-1945 гг.)

В рассматриваемый период в сфере законотворческой деятельности Союза ССР и союзных республик преобладали негативные тенденции, сложившиеся уже в конце 30-х тт.: 1) принятие общесоюзными органами нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции союзных республик; 2) ограничение правоспособности советских граждан и иных субъектов права; 3) расширение сферы уголовной репрессии; 4) сокращение числа нормативно-правовых актов, публикуемых в источниках официального опубликования.

Современному правоведению предстоит еще серьезный и обстоятельный анализ социальных и иных негативных последствий во волюнтаристской нормативно-правовой практики общесоюзных государственных органов в годы войны. Акты принимались нередко наспех, с существенными правовыми ошибками в виде пробелов, противоречий, нечетких формулировок. Поэтому только что принятые акты в спешном порядке уточнялись, дополнялись, отменялись. Так, Указ ПВС СССР от 8 июля 1944 г. по вопросам семейного права изменялся и детализировался два раза в течение первых двух лет его действия. Даже наименование Ставки Главного командования Вооруженными силами СССР менялось трижды в течение одного месяца.

Чехарда с нормативными актами также не способствовала укреплению законности и правопорядка, порождала у населения мнение о нереальности предоставленных им прав. В условиях запутанного, противоречивого нормативно-правового регулирования возросла роль руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда по вопросам применения текущего законодательства. Всего за годы войны им было принято около 90 постановлений, содержащих такие разъяснения.

По окончании Великой Отечественной войны значительная часть нормативно-правовых актов, закрепляющих чрезвычайные меры советского государства, сохранилась. Не были отменены даже уголовная ответственность за прогулы и опоздания на работу, самовольный уход с работы. Закрепленные актами чрезвычайные меры соответствовали представлениям И. Сталина о порядках и правоотношениях, которыми должно характеризоваться социалистическое общество, о том, каким должен быть счастливый и радостный труд при социализме. Более того, курс на ужесточение уголовной репрессии был продолжен и в послевоенное время. В частности, ПВС СССР от 4 июня 1947 г. принял указы «Об усилении охраны личной собственности граждан» и «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», предусматривающие наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет.

В послевоенные годы законотворческий процесс характеризуется принятием отдельных, небольших по объему актов, направленных на регулирование отдельных институтов права. Начатая еще до войны работа по подготовке кодифицированных актов СССР в сфере уголовного, гражданского, уголовно-процессуального и других отраслей права так и не вышла из стадии проектирования. При жизни И. Сталина законодательство не было приведено в соответствие с Конституцией СССР 1936 г.

Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941 г.) указом «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах.

Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная коллегия Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовывались в военные.

До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе. Командующие армиями и округами, военные Советы могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью, рассматривая все наиболее опасные деяния, вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела — общим судам или трибуналам. В местностях, объявленных на осадном положении, к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел применялся без судебного разбирательства.