
- •Глава 3. Перспективы развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды 36
- •Введение
- •1. Международное экологическое право
- •Современное состояние международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
- •Природоохранное законодательство
- •2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в мире
- •2.1. Основные документы и соглашения
- •2.2. Международные организации, занимающиеся охраной окружающей среды
- •2.3. Международное сотрудничество Российской Федерации
- •2.4. Сотрудничество Волгоградской области с международными природоохранными организациями
- •Глава 3. Перспективы развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
- •3.1. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем
- •Заключение
- •Список использованных источников
Глава 3. Перспективы развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
3.1. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем
Реализация стратегии устойчивого развития неотделима от решения глобальной проблемы ответственности каждого из государств за участие в использовании ограниченного экологического потенциала биосферной оболочки Земли, включающей в себя как национальные территории, контролируемые остальными странами-членами мирового сообщества, так и внегосударственные пространства [7, c. 80].
Императивный характер создания такой системы международной ответственности определяется взаимозависимостью государств и осознанием того, что альтернативой может быть только всеобщая экологическая катастрофа [19, c. 21].
Вместе с тем, в реальных условиях выхода цивилизации за допустимые пределы использования несущей емкости Земли, продолжающегося демографического роста и увеличивающегося разрыва в уровнях жизни индустриальных, развивающихся и переходных государств проблема международной ответственности превращается в неразрешимую задачу, по крайней мере, на ближайшие десятилетия [3, c. 45].
Наиболее сложная задача — распределение между государствами ответственности за использование потенциала внегосударственных пространств. Это связано во многом с объективными трудностями идентификации ущерба со стороны конкретного государства в условиях, когда нагрузка, являясь результатом деятельности многих стран, оказывает множественное воздействие, охватывает крупные регионы, а ее последствия проявляются далеко не сразу, превращая ущерб в растянутый во времени процесс [2, c. 50].
В 1972 г. на Стокгольмской конференции по охране окружающей среды была принята декларация, провозгласившая суверенное право государств на эксплуатацию принадлежащих им ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды. Государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районам за пределами национальной юрисдикции. В 1992 г. этот принцип был повторен в декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В декларацию был добавлен принцип, гласящий, что различные государства вносят разный вклад в деградацию окружающей среды и несут общую, но дифференцированную ответственность за это [21].
Объективные препятствия на пути разработки эффективной и общеприемлемой системы управления экологической взаимозависимостью лежат в основе угроз для экономических и экологических интересов государств, которые должны быть своевременно спрогнозированы, оценены и учтены [22].
В спектре обсуждаемых альтернатив наиболее простое решение проблемы международной ответственности ряд западных специалистов видит во введении глобального налога на антропогенную нагрузку на биосферу, в частности на эмиссию парниковых газов, что, по их оценкам, могло бы способствовать стабилизации выбросов С02 к 2040 г. и обеспечить их полное прекращение к 2100 г. Размеры совокупного налога в России могли бы составить к середине XXI века от 700 до 1800 млрд. долл. [23].
В контексте расширения масштабов международной регламентации антропогенной нагрузки одна из серьезных угроз связана с идеей управления глобальным экологическим риском, которая уже нашла свое отражение в международных соглашениях по предотвращению истощения озонового слоя и изменению климата Земли. Возникновение обеих проблем обусловлено как антропогенными, так и природными процессами. Эти проблемы глобальны ввиду как их пространственного охвата, так и с точки зрения длительности сроков (десятки и сотни лет), необходимых для полномасштабного проявления всех направлений их воздействия на природу и человека [10, c. 66].
Специфика этих проблем обусловлена отсутствием достоверных научных данных о соотношении природных и антропогенных факторов в возникновении риска и о степени вероятности реализации таких рисков и сопряженных с этим негативных последствий для человечества. Именно это обстоятельство предопределяет действие двух групп разнонаправленных факторов. С одной стороны, риск сопряжен с колоссальным потенциалом воздействия на здоровье человека и возможности устойчивого развития мирового сообщества, чреват необратимым ущербом глобальной окружающей среде. С другой стороны, осуществление превентивных мер должно быть обоснованным, поскольку потребует огромных затрат, связанных с экологически обусловленными структурными изменениями в национальных экономиках (сферы энергетики, транспорта, ресурсообеспечения) и международных экономических отношениях (торговля сырьем, экологически безопасной технологией) [8, c. 72].
Дальнейшая перспектива развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды во многом зависит от развития от развития и работы природоохранных организаций и программ, например, таких как программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Растущий объем научных данных свидетельствует о том, что глобальное процветание и благосостояние людей зависят от продуктивности экосистем мира и тех услуг, которые они обеспечивают. С учетом того, что экосистемы находятся сегодня под беспрецедентным стрессом, перспективы устойчивого развития подвергаются серьезной угрозе [4, c. 14].
В издании ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива - 4: окружающая среда для развития (ГЕО-4)» отмечено, что экологические и социальные системы могут достигнуть критической точки, за которой начинаются резкие, ускоряющиеся и потенциально необратимые изменения. Проработанные в «ГЕО-4» сценарии показывают, что опасность достижения таких критических точек растет [20].
На этом фоне ЮНЕП подготовила Среднесрочную стратегию на 2010-2013 годы в консультации с Комитетом постоянных представителей ЮНЕП, секретариатами находящихся под управлением ЮНЕП многосторонних природоохранных соглашений, а также представителями гражданского общества и частного сектора.
Среднесрочная стратегия характеризует следующий этап эволюции ЮНЕП, которая становится более эффективной, действенной и нацеленной на результаты организацией, отвечающей ожиданиям правительств и других заинтересованных в ней субъектов в плане реагирования на глобальные экологические вызовы и возможности [21].
Стратегический курс, начертанный в Среднесрочной стратегии, дает четкий и основанный на результатах ориентир для программ работы ЮНЕП. Этот ориентир позволит ЮНЕП более эффективно выполнять свой мандат, опираясь на накопленный экспертный потенциал и сравнительные преимущества по ограниченному числу приоритетных областей.
В среднесрочной перспективе ЮНЕП видится как ведущая глобальная природоохранная организация, определяющая глобальную экологическую повестку дня, содействующая согласованному осуществлению экологической составляющей устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющаяся авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды.
ЮНЕП будет уделять особое внимание совместным усилиям по созданию у развивающихся стран потенциала осуществления многосторонних природоохранных соглашений и предоставлению органам по разработке политики более комплексной научной и экономической информации, необходимой для принятия решений [16, c. 70].
ЮНЕП будет стремиться формировать общесистемные позиции Организации Объединенных Наций по экологическим вопросам; добиваться интеграции и учета природоохранных соображений в деятельности Организации Объединенных Наций, в том числе на мировом уровне; поощрять конкретные совместные действия всех учреждений и секретариатов многосторонних природоохранных соглашений, в том числе через группу по рациональному природопользованию, выступать катализатором партнерств для решения проблем осуществления деятельности, как на глобальном, так и на местном уровнях [21].
Кроме того, Совет управляющих по окружающей среде на уровне министров привлекает руководство учреждений Организации Объединенных Наций и других органов к процессу выработки общих рекомендаций и руководящих указаний по вопросам политики для развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
ЮНЕП будет пользоваться своими знаниями при осуществлении своей программы работы и облегчать доступ к ним для своих партнеров.
ЮНЕП осуществит значительные инвестиции в современные информационно-коммуникационные технологии для обеспечения упрощенного доступа к своей базе знаний и проведения деятельности ЮНЕП на такой же основе, как и в других штаб-квартирах Организации Объединенных Наций [21].
ЮНЕП создаст одну общую базу данных для удовлетворения потребностей всех отделов и региональных отделений и предоставления заинтересованным субъектам ключевой проектной информации.
ЮНЕП будет сотрудничать с остальными подразделениями системы Организации Объединенных Наций в создании интерфейса для осуществления обмена экологическими данными на консолидированной основе [22].
Внедрение с 2010 года общеорганизационной системы планирования ресурсов Секретариатом Организации Объединенных Наций внесет критически важный вклад в способность ЮНЕП собирать и оформлять информацию о практическом и управленческом опыте, позволяя ЮНЕП корректировать свою деятельность, перераспределять ресурсы, влиять на действия партнеров и повышать вероятность достижения позитивных результатов.