
- •1. Природа неравентсва доходов и богадств
- •1.1 Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
- •71.2 Природа неравенства богатств. Кривая Парето
- •112. Неравенство доходов и экономический рост в развивающихся странах: эмпирический анализ.
- •2.1 Дифференциация доходов в 1966-1991 годах.
- •2.2 Анализ результатов неравенства доходов и экономического роста.
- •3.Способы смягчения неравенства доходов.
- •3.1 Борьба с социальным неравенством в России.
- •3.2 Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы.
3.2 Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы.
13Рассмотрим факторы, которые предопределяют сложность проведения социальной политики в переходный период экономики Росси:
Среди российского населения сохраняется выработанный за период социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограничена. Шансы существенного улучшения индивидуальных условий жизни всегда оставалась скромными. Уровень и качество жизни определялись часто не самим трудом, а, скорее, местом работы (отрасль, ведомство), системой связей, социально-политическим положением.
В настоящее время у российского населения постепенно начинает вырабатываться понимание возможностей принятия самостоятельных решений по улучшению своего социального статуса. Государство должно поощрять реализацию населением самопомощи.
Социальная политика в России усложняется недостаточной зрелостью социальных отношений. Общество пока еще не является недостаточно зрелым, что проявляется, в частности, в следующем:
Отсутствует сложившаяся политическая структура, которая показывает опыт развитых стран, предполагает наличие двух-трех крупных партий. В России активность проявляется преимущественно многочисленные лидеры, а инее ведущие партии. Формирование же традиционных партий - дело будущего. Рыхлость политической картины не дает возможности проводить четкую линию в области социальной политики в ходе предвыборной кампании, парламентских дебатов, формирования состава правительства, ориентированного на социально-демократические или на либеральные ценности;
в российском обществе заметно наличие множества властных групп влияния. Общественный контроль над ними (через систему независимых СМИ) достаточно слаб. Более того, наблюдалась тенденция к тому, что многие каналы СМИ попадали под полный контроль крупного капитала, что, естественно. Снижало необходимую контрольную функцию СМИ. Большое влияние властных групп – одна из причин того, что вопрос о чрезмерном низком уровне заработной платы и завышенной доле прибылей (в национальном доходе страны) до сих пор активно не обсуждается в российском обществе.
Наблюдавшиеся в течение 1990-х гг. значительные трудности финансового положения России также затрудняли решение многих социальных проблем. Лишь достигнутое в начале XXI века положительное сальдо бюджета позволил заметно расширить группу мер социального плана.
В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан.
В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая «олигархов»), а также высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе — «страна бедняков (включая «маргиналов»)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз»[1]
Существующие же правовые и экономические механизмы в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе. Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.
14По данным Госкомстата России, сегодня преобладающая часть населения — около 35% — граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:
а) около 50 млн. человек (т.е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;
б) происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);
в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;
г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%.
Исходная задача национального масштаба в России — повышение в течение ближайших полутора—двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40—60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум). Такое положение «раскручивает спираль бедности»: работники, заработная плата которых ниже, приближается или даже несколько выше прожиточного минимума (а это — около 60% трудоспособного населения России), не имеют шансов заработать пенсию, превышающую прожиточный минимум пенсионера, т.е. неминуемо сталкиваются с перспективой бедной старости. Понятно, что данная ситуация дестабилизирует пенсионную систему, перекладывает на нее принципиально неразрешимые ее собственными силами проблемы и затрудняет ее реформирование, необходимость которого крайне остра.
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.
В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Реальная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Основными составляющими доходов населения можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности,
пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.
По соотношению различных компонентов в структуре доходов можно судить о типе экономической системы и трудовой мотивации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной России нельзя говорить о сформировавшемся среднем классе, который имеет стабильный состав и объединен общими интересами. Слишком мало времени прошло с того момента, как экономика России начала демонстрировать стабильный поступательный рост. Еще 15 лет назад дефолт 1998 года, казалось, погреб под собой нарождающиеся российские средние слои, став шоком для многих наших успешных сограждан, которые только стали привыкать к более высокому уровню потребления. И хотя дефолт стал толчком для экономического подъема, общее ощущение нестабильности сохраняется у российских средних слоев до сих пор – тем более, что существует обоснованное мнение о сохраняющейся зависимости ситуации в экономике от мировых цен на энергоносители. В сложившейся ситуации у многих россиян появилась возможность планировать свою жизнь на среднесрочную, но пока что не на долгосрочную перспективу.
Представляется, что тема среднего класса в России носит в значительной степени идеологический характер. Раз в стране происходит экономический рост уже в течение многих лет, то, кажется, не может не появиться достаточно массовый средний класс. Реальность же демонстрирует, что те группы, которые часто понимают под средним классом, не удовлетворяют стандартным критериям, принятым в политологии.
А именно, критерию однородности (в России эти группы рекрутированы из самых разных источников), критерию самосознания (в России речь может идти разве что о тяге к стабильности и потреблению, но не более того), критерию готовности к общественному действию (в России наблюдаются лишь первые признаки участия в такой деятельности, да и то ad hoc). Апелляция Макса Вебера к «духу благородства» привилегированных статусных групп также пока лишь в незначительной степени актуальна для современной России – хотя в этом направлении и происходят определенные процессы.
Сейчас можно говорить не о среднем классе, а лишь о проблеме существования в России средних слоев, которая, в свою очередь, делится на две составляющие. Одна из них - наличие средних слоев по самоощущению. Это люди, сами относящие себя в ходе социологических исследований к «среднему классу», но таковыми не являющиеся. Более того, социологи часто сами всерьез «определяют» их в состав среднего класса, если их зарплата превышает среднюю по региону. Однако если в стране европейские цены, то к среднему классу нельзя относить людей с доходами 250 или даже 500 долларов на человека. Как можно говорить о массовом среднем классе в России, когда, по данным исследования Института социологии РАН, лишь 6% опрошенных вкладывает средства в коммерческие банки, а у трети такого «среднего класса» вообще нет сбережений. Средний класс, по определению, не может жить от зарплаты до зарплаты.
«Средние слои по самоощущению» - это, преимущественно, специалисты с высшим образованием, принадлежавшие еще к «советскому» среднему классу - основная масса врачей, учителей, инженеров. Их уровень доходов (часто указанный выше), как правило, позволяет лишь сводить концы с концами и брать кредиты для приобретения бытовой техники, что явно не соответствует европейскому уровню среднего класса. Возможности покупки собственного жилья, даже с помощью ипотечных схем, перед ними закрыты. Однако им психологически очень трудно признать, что по своему уровню благосостояния они «не дотягивают» до стандартов среднего класса - отсюда и завышенные оценки собственного статуса.
Вторая составляющая - наличие высокооплачиваемых групп населения, которые могут позволить себе участвовать в ипотечных схемах и брать кредиты на покупку автомобилей среднего уровня. Это наиболее успешные специалисты - среди них могут быть и менеджеры среднего звена, и часть мелких предпринимателей, и преуспевающие врачи, имеющие солидную частную практику, и учителя из наиболее престижных частных школ, и высокооплачиваемые государственные служащие (а также и их коррумпированные коллеги среднего уровня - наиболее крупные коррупционеры уже принадлежат к числу богатых).
По уровню доходов они действительно соответствуют европейскому стандарту среднего класса, но общих целей у них нет. В значительной степени среди этих групп населения процветает индивидуализм, ориентация на собственный успех, отсутствуют прочные горизонтальные связи, свойственные гражданскому обществу. Зато существует потребительская лихорадка, стремление компенсировать «недопотребление» советского времени, выглядеть не хуже других представителей своего круга.
Российские средние слои являются ярко выраженными «потребителями стабильности». Они в своем большинстве хотят, чтобы Россия была «как в Европе» (то есть жизненный уровень в ней соответствовал бы среднеевропейскому), но не «в Европе», то есть в Евросоюзе, пусть и в длительной перспективе. Представители класса начинают вовлекаться в участие в общественных акциях - от протеста автомобилистов против нарушения их прав до волонтерского благотворительного движения, ориентированного на помощь конкретным больным (а не больным «вообще»). Таким образом, создаются определенные возможности для формирования в России среднего класса со своими целевыми установками; однако этот процесс, видимо, будет носить долгосрочный характер.
Разумеется, этот процесс будет актуален в том случае, если экономика страны будет поступательно развиваться, воспоминания о нестабильности 90-х годов будут уходить в историю, а все новые группы средних слоев «по самоощущению» будут подтягиваться до уровня более успешных коллег. В случае же социально-экономических потрясений и роста протестных настроений процесс формирования среднего класса в России может существенно замедлиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гальперин В. В., Гальперин В. М.: 50 лекций по микроэкономике. — 2010. (Лекция 44 «Перераспределение дохода»)
Макроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М., 2011.
Шапиро С.А., Шатаева О.В., Марыганова Е.А., Вышегородцев М.М., Кононова Д.Е. Экономическая теория. Макроэкономика. Основы мировой экономики: учебное пособие. - М.: Изд. РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009
Российский статистический ежегодник 2010, Госкомстат
Статистика. Харченко Л. П., Ионин В. Г., Глинский В. В. и др., "ИНФРА-М" – 2009
Н. В. Куприенко, О. А. Пономарева, Д.В. Тихонов, Анализ рядов динамики, 2009
Липатов В. К вопросу неравенства доходов и выделения среднего класса в российской экономике // Вопросы экономики. 2009. №11
Мицек С. А. Производственная функция, распределение доходов и экономический рост в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2010. №29.
Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. 2012.
Уфимцев А. П. Экономическая теория. М.: Инфра - М, 2012
Булатов А. С. Экономика: учебник. – М.: Экономистъ, 2009
Нуреев. Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма ,2009
Чепурин М. Н. Курс экономической теории. 2010
1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/21581
2 http://humanitar.ru/page/bilet_number26
3 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
4 http://kref.ru/info/ekonomicheskajateorija/132020/
5 http://kref.ru/info/ekonomicheskajateorija/132020/
6 http://kref.ru/info/ekonomicheskajateorija/132020/
7 http://referats.allbest.ru/economy/9000131908.html
8 http://referats.allbest.ru/economy/9000131908.html
9 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BE
10 http://truthiness.ru/a94abb6c1974ea04.html
11 http://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/21_01_2013_2.pdf
12 http://do.znate.ru/docs/index-32210.html?page=29
13 Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т. В. – М., Экзамен, 2003. – с.391-394
14 http://www.55referatov.ru/referats/241_Ekonomicheskaya_teoriya/27994_Tema_RASPREDELENIE_DOHODOV_I_IH_NERAVENSTVO.php?PAGEN_1=5