Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая работа по зар лит Цветковой.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
120.83 Кб
Скачать

Жанна – «младшая сестра» Эммы Бовари.

Ученичество у Флобера плодотворно сказалось на романах Мопассана – прежде всего на его лучшем романе «Жизнь», Жанна связана с образом Эммы Бовари, как, впрочем, и весь этот роман в целом.

Флоберовское начало в «Жизни» ощущается очень явственно. Оно – и в основной коллизии: внутренняя жизнь, мечтания, сама индивидуальность молодой женщины растоптаны пошлостью, низменностью реальной действительности, в которую ее вводят брачные отношения. Оно – и в композиции: в нарочитой замедленности повествования, в котором событийные эпизоды вплетены в непрерывно текущее воссоздание чувств и переживаний, проникновенных картин природы. Тема разочарования героини, столь всеобъемлюще раскрытая в романе Мопассана, также перекликается с «Госпожой Бовари».

В «Жизни» Мопассан впервые показал себя великим и чутким изобразителем женщины. С такой проникновенной нежностью описывает он девичьи надежды юной, доверчивой, радостной Жанны, ее мечты о любви, о счастье, о будущем избраннике своего сердца, что сразу же внушает читателю сочувствие к ней и желание, чтобы она была действительно счастлива.

Но весь дальнейший ход повествования связан только с утратой Жанной всех ее иллюзий.

Роман «Жизнь» – история неудавшейся жизни чистой, красивой и невинной девушки Жанны, история крушения иллюзий, как и в романе Флобера «Госпожа Бовари». Это история жизни многих женщин, неудачно вышедших замуж, и на примере судьбы Жанны автор пытается разобраться, почему жизнь такой замечательной девушки пошла наперекосяк, показывает ошибки ее родителей и ее самой, и в итоге заявляет, что как бы ни была прожита жизнь, никогда не поздно что-то исправить, изменить все к лучшему, найти, наконец, свой смысл жизни.

Жанна – воплощение руссоистского идеала «естественного человека». Страстная любовь к природе, мечта о счастье, о любви, о материнстве наполняют ее душу. Мопассан говорит в одном месте, что «страстных и романтических мечтательниц Реставрации сменили жизнерадостные женщины эпохи Империи, уверенные в реальности наслаждения». Жанну он исторически относит к типу мечтательниц. Жанна грезит о недостижимом и вечно ускользающем счастье – это удел женщины романтической эпохи. В начале романа Жанна только что возвратилась из монастыря, где была отгорожена от жизни, поэтому она так инфантильна, ничего не знает о пошлости и грязи. Так же как и Эмма Бовари, которая находясь в монастыре, забивала себе голову любовными романа и образами знаменитых женщин-мучениц, и была абсолютно отрешена от действительной жизни, находясь в воображаемом мире прекрасного и удивительного. Эта ошибка в воспитании во многом предопределила дальнейшую неудачную судьбу. Более того, Жанна сохраняет эту инфантильность на протяжении всего романа.

Знакомство с замком в имении Тополя, ночь, полная светлых ожиданий и надежд - этот эпизод своего рода предыстория, усиливающая своей контрастностью изображение всей дальнейшей жизни Жанны, как крушения иллюзий, утраты веры в людей, добро и красоту. Мопассан не избирает каких-то особых моментов воздействия, потрясающих событий. Все развивается обычным путем, через привычные жизненные ситуации.

Выйдя замуж за виконта Жюльена де Ламара, Жанна связывает свою жизнь с негодяем, для которого женитьба дело выгоды. Его любовь к ней ограничивалась физическим влечением и поэтому была недолговечна. Он вскоре изменяет Жанне то со служанкой Розали, то с графиней Фурвиль. Данный момент жизни Жанны можно сравнить с изменами Эммы Бовари. Только в этой ситуации она ближе к Жюльену со своими изменами, но в отличии от Ламара она делала это исключительно для того чтобы почувствовать себя более счастливой, привнести в свою жизнь романтику, будто она персонаж любовного романа.

Любовь же Жанны к виконту была нежным порывом юной девушки находящейся в своих мечтаниях и грезах. И опять же можно провести параллель к «Мадам Бовари». Только Эмма изливала свою накопившуюся страсть, нерастраченную нежность, темперамент на того, кого она всем сердцем полюбила, на своего любовника. Она упивалась любовью со всей простотой своего сердца. "Так редко попадалось на его пути столь простодушное существо! Ему, ветренику, ее чистая любовь была внове." Такие же чувства и Жанна испытывала к Жюльену, только его надолго не хватило, супруга наскучила ему, и он ,в свою очередь, разломал все воздушные замки так долго строенные Жанной.

Мопассан сделал закономерностью саму случайность этого брака. Очаровательное прошлое венчается с омерзительным настоящим потому, что мечтательность и готовность к любви сделали Жанне безразличным самый предмет любви. Знакомя нас с Жюльеном, Мопассан сразу же прямой авторской характеристикой обращает внимание на незначительность героя и на то, что Жанна вплоть до момента, когда Жюльен сделал ей предложение, не знала даже, как его зовут.

Жизнь Жанны поразительно пуста, что все время подчеркивает Мопассан, начиная с того момента, когда мигом развеялись иллюзии и грезы, заполнявшие ее жизнь. Автор не только подчеркивает это своими постоянными напоминаниями, но он сумел так построить роман, так организовать материал этой семейно-бытовой хроники, что читатель живо ощущает пустоту и узость жизни героев. В романе лишь то, что видит, с чем встречается героиня; а что она могла видеть, если «28 лет не видела Парижа» и жила безвыездно, бездеятельно в глухом углу. Жизнь Жанны стала почти растительной, и ее движение помечается мелочами семейного быта и циклами вечно живой природы. Время в романе неуловимо. Пустая, праздная жизнь сделала прекрасного человека пустым, безликим, бесхарактерным.

Несомненной ошибкой и слабостью Жанны и ее родителей было то обстоятельство, что они не сумели расторгнуть связь с Ламаром, когда они узнали, что он изменяет Жанне. Отца, пылавшего негодованием по поводу оскорбления, нанесенного его дочери Ламаром, священник, желавший их помирить, быстро успокаивает словами: «Говоря между нами, виконт поступил, как все... много ли вы знаете верных мужей? Держу пари, что и у вас были проказы...» Барон признает, что и он не без греха. Как выяснилось впоследствии сентиментальная мать Жанны также была неверна мужу, после ее смерти Жанна нашла письма ее любовников. Так, за идиллическими отношениями своих родителей, Жанна открывает взаимную ложь, супружеские измены. Родители способствуют разрушению ее веры в человека, и их и ее слабоволие, а также размышления о будущем ребенке, которому, как все считают, лучше будет жить с отцом, каким бы он ни был, мешают порвать им с Ламаром. А ведь, скорее всего, это был бы лучший выход из данной ситуации.

Что же касается ребенка, то горячая материнская любовь Жанны к сыну Полю дает возможность писателю развернуть еще одну трагедию, показать еще одну ошибку героини, которая добавила ей кучу проблем и огорчений. Сын не оправдывает ее ожиданий. Жанна хотела вырастить его по тем же понятиям и правилам, по которым росла она сама. А вместо этого получила бездельника, спекулянта и транжиру, в его редких письмах только просьбы о присылке денег. Сын, избалованный неразумной любовью, становится эгоистом и с преступным легкомыслием разоряет мать довершив ее превращение в больную и беспомощную старуху, которая остается одна, без сына, без надежд.

Окружающая обстановка и позорное поведение Жюльена окончательно сломили Жанну, страстно стремившуюся к любви, но не способную к борьбе. Она окончательно бы погибла без горничной Розали. Именно она берет в свои руки хозяйство и приводит в порядок ее имущественные дела. У Жанны больше нет ни замка, ни ферм, - остается только маленький кирпичный домик. Денег у нее тоже нет. Она тщетно зовет к себе сына и, дряхлая, всего пугаясь, часто плача, живет одними воспоминаниями.

Увидев и осудив «бездушное и ужасное» общество богатых, праздных людей, Мопассан стал искать то, что все-таки ценно в жизни. Жизнь на последних страницах романа показалась и Розали и Жанне не такой уж плохой потому, что «теплота маленького существа», внучки Жанны, проникла в Жанну, а это была «теплота жизни», - и героиня ожила.

В естественном течении, обновлении жизни, в любви, как проявлении и условии этого обновления, Мопассан находит основу для концепции, примиряющей с жизнью.

Вот так прошла Жизнь Жанны, состоявшая в постоянных разочарованиях, в постоянной утрате иллюзий и надежд, взамен которых появлялись новые иллюзии, снова погибали и так далее. Эти иллюзии возникали по всякому поводу – иной раз потому только, что наступила весна.

Надеяться, терять эти надежды, опять возрождать их и снова терять – таков, казалось бы, по Мопассану, жалкий удел человека, таков процесс жизни. Но основная мысль этого романа сложнее. Как ни любит Мопассан Жанну, он не теряет к ней критического отношения. И он уравновешивает нагнетающуюся к концу романа печаль жизнеутверждающим образом крестьянки Розали.

В этом романе Мопассан придерживается принципа объективности. Задача автора «Жизни» как будто только в том, чтобы беспристрасно изложить факты, предоставляя читателю делать выводы. Читателям нередко кажется, что Мопассан на стороне Жанны, но на самом деле ее образ обрисован несколько противоречиво: в первой половине романа любовь и участие автора к ней явно ощутимы, во второй же – Мопассан внутренне все более отходит от Жанны, смотрит на нее со стороны, и элементы критического отношения к ней здесь более ясны.

Поэтому, если некоторым читателям романа кажется, что Мопассан одобряет все действия своей героини, то их теперь, пожалуй, удивит, что Жанна вышла замуж нелепо, не зная своего жениха. Но ведь и вся-то жизнь Жанны и ее добрых родителей была сплошною бестолковщиной... Бестолково проматывалось имущество. Бестолково, ничего не узнав о Жюльене, родители выдали Жанну замуж. Бестолково терпят они любовные похождения Жюльена. Бестолково и глупо воспитывается Поль, который в пятнадцать лет «остается по своему умственному развитию невежественным и пустым ребенком, охраняемым юбками своих двух матерей и милым стариком, который уже отстал от века». Бестолково продаются земли для оплаты нескончаемых долгов.

Загипнотизированный объективностью мопассановского повествования и несомненной симпатией автора к своей героине, читатель до сих пор больше думал о страданиях Жанны, сочувствовал им. Тем более, что у нее столько светлых, хороших, человечных черт.

И, однако, ведь это правда, что Жанна ничего не делала и не делает... Не потому ли в ее сознании все горести невольно гипертрофируются и занимают слишком много места?

Мопассан отмечает, что после возвращения из свадебного путешествия Жанна «спрашивала себя, что ей делать теперь, и искала занятия для своего ума, для своих рук». Но затем «она поняла, что у нее нет и больше никогда не будет никакого дела». В юности она мечтала об ожидающем ее счастье и не видела, как шло время; выйдя замуж, полная новых ощущений, она не имела «возможности опомниться». Но вот все ее надежды и ожидания стали «повседневной действительностью» - «и ей нечего было больше делать, ни сегодня, ни завтра, ни когда либо; она смутно ощущала все это как некое разочарование, как угасание грез».

«Жизнь, знаете ли, не так хороша, но и не так плоха, как думают», - говорит Розали. Концовка романа, имеющая обобщенно-философское значение, выражает народную мудрость, представление о полноте жизни с ее радостями и печалями [4, с. 73]. Розали отвечает здесь на собственные мысли, и, однако, это идейный итог всего романа.

Беда Жанны была в ее пасивном отношении к жизни. Жанна как бы ждала, что жизнь поднесет ей на золотом блюде драгоценнейшие свои дары, а жизнь не только не подносила их, но и отнимала одну иллюзию за другой. Дворянская праздность, бесплодная мечтательность, пассивность не могли научить Жанну бороться с неудачами.

На мой взгляд, трагедия Жанны и Эммы Бовари в том, что они не могли трезво посмотреть на мир. Это не значит, что они должны были смириться с реальностью. Нет. Но трезвый взгляд на мир дал бы им возможность не в мечтах, а наяву вырваться из обыденности. Проживать жизнь не в иллюзорном, выдуманном мире, а сначала принять реальный мир и жить в нем по своим собственным законам.