Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮП окончательное без 6.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
475.14 Кб
Скачать

§ 2. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации

По закону допрос начинается с предложения свидетелю (потерпев­шему) рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван по делу. После свободного рассказа, которому соответствует рефлексивное слушание следователя, о чем мы писали выше, свидетелю задаются вопросы (ст. 158 УПК РСФСР).

Законодатель учел психологические закономерности общения, при­водящие иногда к тому, что вызванный на допрос свидетель может совершенно неосознанно оказаться под внушающим воздействием следо­вателя. Эффекту непреднамеренного внушения в значительной мере способствуют различные факторы. Прежде всего сама ситуация допро­са, психофизиологическое состояние допрашиваемого (усталость, нерв­но-психическое напряжение), его возрастные, интеллектуальные, ха­рактерологические особенности (внушаемость, конформность), а также определенная авторитарность в поведении следователя, его категорич­ная манера вести себя, которая в некоторых случаях выполняет функ­цию своеобразной «косвенной аргументации», подкрепляющей доводы следователя.

Порой свидетель, выслушивая вопрос, задумывается не только над тем, как на него ответить, но и что от него ожидают услышать. Поэтому, искренне стремясь оказать помощь следователю, он может исказить воспринятые им ранее обстоятельства, изложив их, как ему кажется, наиболее правдиво, но на самом деле в угодной для следователя интер­претации. Такому поведению иногда способствует стремление некото­рых недостаточно зрелых в социально-психологическом отношении лиц (этим, например, отличаются подростки), используя любой повод, само­утвердиться, продемонстрировать свою осведомленность, тем самым подчеркнув собственную значимость, особенно на фоне происшедших событий.

§ 3. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации

Конфликтная ситуация допроса характеризуется активным проти­водействием допрашиваемых лиц, независимо от их процессуального положения, намерениям следователя (суда) установить истину по делу путем получения от них информации. Основным способом противодей­ствия во время допроса является дача ложных (полностью или частич­но) показаний либо вообще отказ давать какие-либо показания.

Эффективность допроса в такой конфликтной ситуации, выбор наи­более оптимальных тактических приемов изобличения во лжи опреде­ляется тем, насколько хорошо следователь разбирается в психологичес­ких закономерностях поведения человека, дающего ложные показания,

умеет проникнуть в мотивационную сферу его личности, своевременно обнаружить обман и разоблачить его.

Мотивы ложных показаний. Мотивами сообщения ложных све­дений допрашиваемым нередко являются: боязнь оказаться разоблачен­ным в совершенном преступлении, в каких-либо неблаговидных поступ­ках и получить за это наказание, нравственное осуждение; опасение быть отвергнутым личностно значимой для него референтной группой из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предатель­ства»; боязнь мести со стороны соучастников преступления; стыд за со­деянное; желание скрыть интимные стороны жизни; явная или скрытая антипатия к следователю и т.п.

У лиц психопатизированных, интеллектуально незрелых, инфан­тильных мотивами дачи ложных показаний либо отказа вступать в кон­такт со следователем могут оказаться: стремление к самоутверждению, уверенность в своей якобы особенной исключительности, негативизм по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонят­ном на первых порах упрямстве.

Нередко поведение допрашиваемого определяется несколькими, порой довольно противоречивыми побуждениями, из-за чего нарушают­ся механизмы психологической адаптации к происходящему, снижает­ся способность противостоять возникшим осложнениям.

На этом фоне развивается внутренний конфликт личности. Все это приводит к состоянию психической, эмоциональной напряженности (фрустрации). В результате затрудняется адекватное, критическое вос­приятие, осмысление событий, когда вполне разумные, обоснованные доводы следователя воспринимаются не иначе как его «уловки», а сам следователь видится человеком беспринципным, готовым на всякие на­рушения законности, лишь бы получить «нужные» ему показания. Сле­дует считаться с таким состоянием допрашиваемого, с низким уровнем его правосознания, относясь ко всему этому как к объективной реаль­ности. Необходимо видеть происходящую в его сознании борьбу проти­воречивых мотивов, «обеспечивая победу именно тех из них, которые побуждают допрашиваемого говорить правду»1.

Понять поведение, мотивы поступков допрашиваемого, особенно если им является лицо, совершившее преступление, поможет более уг­лубленное изучение его характерологических особенностей с помощью рассмотренных выше методов, а также судебно-психологической экс­пертизы. Особое внимание при этом уделяется выявлению таких свойств личности, как: эмоциональная неустойчивость, импульсивность в сочетании с повышенной агрессивностью, асоциальностью его устано­вок, расплывчатость, непродуктивность мышления.

Серьезное влияние на мотивацию личности допрашиваемого, осо­бенно если им является подозреваемый, оказывает ситуация неопреде­ленности его положения. Состояние психической напряженности, воз­никающее при этом, может явиться мощным побудительным фактором, занять доминирующее положение в структуре его мотивационнои сферы, определяющей его дальнейшее поведение.

Психология лжесвидетельства. В любых показаниях допраши­ваемого, умышленно искажающего истину, содержится ложь, которая полностью или частично формирует то или иное высказывание. С пси­хологической точки зрения ложь есть не что иное, как намеренно со­зданный продукт мыслительной деятельности человека, искаженно (полностью или частично) отражающий действительность.

С точки зрения структуры можно выделить следующие виды показаний, содержащих ложь: показания, полностью состоящие из вымысла; показа­ния, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикры­вают правду, которую допрашиваемый скрывает, либо являются дополне­нием к ней.

На примере последнего вида ложных показаний рассмотрим осо­бенности мыслительной деятельности допрашиваемого, сознательно пытающегося ввести органы правосудия в заблуждение. Данный про­цесс включает в себя следующие мыслительные операции:

□ обдумывание и выражение субъектом в виде показаний части той правды, которая объективно существует и которую, по его мнению, незачем скрывать;

□ анализ тех фактов, которые не должны, по мнению допрашивае­мого, стать достоянием следователя (суда), и определение путей (спосо­бов) их сокрытия;

□ создание вымысла, которым заполняются опущенные в показани­ях места либо объясняется (оправдывается) отсутствие в показаниях тех или иных фрагментов (простейший пример подобного вымысла: «забыл», «не обратил внимания», «меня там не было» и т.п.).

В подобных случаях следователю необходимо превзойти допраши­ваемого в ранге рефлексии, суметь воссоздать последовательность его возможных рассуждений и результат, к которому тот стремится. А затем, имитируя ход мыслей допрашиваемого, продумать серию уточ­няющих, дополняющих вопросов, которые побуждали бы его продол­жать начатый им цикл мыслительных операций, часть из которых стро­ится на ложных посылках1. И чем последовательнее будут разверты­ваться следователем в виде вопросов первоначально сконструирован­ные ложные утверждения допрашиваемого, тем меньше у того будет оставаться шансов добиться с помощью лжи поставленной цели. На это и рассчитан разработанный в криминалистике метод разверты­вания лжи.

В конечном итоге со всей очевидностью ложь будет обнажена, не­зависимо от того, признает данный факт допрашиваемый или все еще будет упорствовать и предпринимать тщетные попытки придумать более «доброкачественную» ложь, оправдывая обнажившиеся во время допроса противоречия обычными в подобных случаях малоубедитель­ными объяснениями о том, что его якобы «неправильно поняли» и т.п.

Прежде всего следует ска­зать о глазах и взгляде. Подмечено, что если субъект пытается что-то скрывать, то его глаза встречают­ся с глазами партнера по общению менее одной трети всего времени их разговора. Такое поведение может сопровождаться направлением взгляда в сторону или вниз, внутрь себя или в пространство (отре­шенный взгляд), непроизвольным потиранием пальцем века, ушной раковины 'и т.п.

Наиболее распространенные психологические приемы и ме­тоды разоблачения лжесвидетельства.

Метод повторного допроса. Метод повторного допроса или по­вторной постановки вопросов, но в уже несколько ином контексте по сравнению с теми, которые ранее уже ставились, рассчитан на не очень прочную память допрашиваемого, который, дав однажды ложные пока­зания, стремится придерживаться их и в дальнейшем. Однако, запамя­товав отдельные детали из своего вымысла, допускает противоречия с ранее сообщенными сведениями.

Методы (приемы), создающие искаженное представление об осведомленности следователя. Данная группа методов объединяет большое количество разнообразных приемов, с помощью которых де­монстрируется повышенная осведомленность, профессиональная уве­ренность следователя в раскрытии преступления, доскональное изуче­ние им обстоятельств дела. К ним можно отнести прежде всего приемы чисто поведенческого характера (уверенная манера держать себя и за­давать вопросы, тон, которым ставятся эти вопросы, выжидательные, многозначительные паузы, перемежающие речь, улыбки, выражающие сомнение относительно того, о чем говорит лжесвидетель, прямой, от­крытый взгляд, соответствующие мимические реакции, уместная жес­тикуляция и пр.).

Метод постановки косвенных вопросов. Суть данного метода, именуемого некоторыми авторами методом «косвенного допроса», со­стоит в том, что допрашиваемому ставятся вопросы, имеющие второсте­пенное для него значение, но, отвечая на них, он вынужден сообщить именно те сведения, ради которых и были поставлены эти «второстепен­ные» вопросы.

Приемы использования «слабых мест» допрашиваемого. У каж­дого человека есть свои «слабые» и «сильные» стороны личности. «Сла­быми» обычно считаются такие свойства характера, как тщеславие, за­вышенная самооценка, избыточная тревожность, повышенная мнитель­ность, боязливость, а также нервно-психическая неустойчивость, сни­женный уровень интеллектуального развития, негативным образом от­ражающийся на прогностических способностях человека. К «слабым местам» допрашиваемого можно отнести и такие психические состоя­ния, как эмоциональная напряженность, вспыльчивость, повышенная аффективная возбудимость, отрицательно влияющие на мыслительную деятельность, поведение человека, готового сказать то, что он никогда бы не рассказал, будучи в эмоционально уравновешенном состоянии.

«Слабыми местами» допрашиваемого могут быть не только психоло­гические особенности, но и его пристрастия к чему-либо, увлечения, чувства, испытываемые к кому-либо, привязанности, зная о которых, следователь может ими воспользоваться в налаживании психологичес­кого контакта с допрашиваемым лицом.

Метод группового допроса. Опытным следователям хорошо из­вестно, что далеко не всегда групповой допрос приводит к положитель­ным результатам. Более того, многие из них предпочитают общаться с допрашиваемыми лицами только наедине, разговаривая с ними «по душам», прекрасно понимая, что есть вещи, о которых человек будет рассказывать только «с глазу на глаз».