Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0450945_889FF_bazovye_cennosti_sovremennogo_obs...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
140.29 Кб
Скачать

3.Специфика базовых ценностей жителей Севера и соотнесение их с реальной жизненной ситуацией.

Специфика социокультурной ситуации на севере России, в том числе в Архангельской области, определяется, помимо общероссийских социально-экономических, социально-политических и духовно-культурных процессов, еще и уникальными природно-географическими условиями и особенностями исторического развития региона. Естественная среда обитания человека определяет существенные условия возникновения социальных и духовно-культурных форм его бытия, имеет огромное значение для процесса его само­выражения и идентификации. Этот этногеографический взгляд на культуру и на закономерности се развития особенно важен для понимания специфики социокультурного развития такого удаленного от центра региона, как Русский Север, в том числе Архангельская область. Он во многом определяет не только специфику социокультур­ной ситуации в регионе, но и особенности деятельности в социокультурной плоскости всех общественных субъектов, в том числе властных структур любого уровня. Роль области в республиканском разделении отраслей долгие годы искусственно сужалась и сводилась к обеспечению преимущественно республиканских потребно­стей в лесе и лесопродукции, рыбе и рыбопродукции, в продукции отдельных оборонных производств, а также транспортным услугам транзитного характера. Уже только это обстоятельство создавало искусственные ограничения для естественного проявления экономической активности северян. Опосредованно структурные перекосы в экономике сказываются не только на повседневной жизни людей, но и на их взаимоотношениях, внутреннем мире, вносят дисгармонию в отношения северянина с внешним окружением.

Ныне эта однобокость приняла особенно уродливый характер еще более потребительского, даже хищнического отношения к природным богатствам, промышленному потенциалу. В массовом сознании утверждается устойчивая установка восприятия происходящего в негативном плане именно из-за очевидности сугубо меркантильного, спекулятивно-потребительского отношения многих предпринимателей к природе. В массовом сознании в связи с этим формируется комплекс пассажира, отставшего от поезда, ощущение бесперспективности общего социально-экономического развития региона. В целом это усиливает ощущение зависимости от центра, стимулирует настроение несамостоятельности и иждивенчества, а в итоге на социальном уровне сковывает инициативу, а на личностном — лишает человека чувства персональной ответственности за свои поступки. Даже сказанного достаточно для того, чтобы в социокультурном аспекте квалифицировать сложившуюся на севере ситуацию в экономике как кризисную, с тенденцией к распаду фундамента всей общественной жизни. Безусловно, это сказывается на всех других сферах, в том числе и на культуре, непосредственно определяет характер и рамки становления полноценной личности. Разрушение экономики, в первую очередь ее производящего сектора многими воспринимается как «вялотекущая катастрофа». Следствие этого - возрастание социальной напряженности резкое сужение возможностей для самореализации большинства членов общества.

По многим показателям развития социальной сферы область намного отстает от среднереспубликанского уровня и это в экстремальных условиях жизнедеятельности. Низок и уровень жизни населения, что связано с неразвитостью социальной сферы и, в особенности, с остротой жилищной проблемы, а также с повышенными ценами на товары народного потреб­ления.

Кризисные явления, усугубленные экстремальностью условий жизнедеятельности и общей дестабилизацией обстановки в области, негативно сказались на динамике численности населения, которое сокращается, начиная с 1991 года. В целом по Российскому Северу за 1991—2002 годы численность проживающих уменьши­лась на 1 миллион человек. Снижается рождаемость, растет смертность. Эти негативные тенденции сохранятся, очевидно, еще несколько лет. Сокращение численности населения пока еще не приводит к заметному уменьшению трудовых ресурсов и числен­ности населения в трудоспособном возрасте. Далее эта проблема, очевидно, встанет на Севере со всей остротой.

Развитие рыночных отношений и кризис приведут к существен­ным сдвигам в структуре занятости населения. Только стабилизация экономики и рост материального производства, позволяющие укрепить социальную сферу, дадут возможность преодолеть эти негативные явления.

Безработица, как известно, ведет к фрустрации личности, тем более после многих десятилетий отсутствия безработицы как социального явления в нашей стране. Ни о каком творческом самовыражении человека говорить в таком случае просто не приходится. Современная неблагоприятная обстановка ухудшается благодаря чрезвычайно острой жилищной проблеме . Отсутствие у многих жилья, низкое качество имеющегося, невыплата безвозмезд­ных субсидий — все это вызывает не только серьезное недоволь­ство, но и ощущение впустую растраченных времени и сил, зря прожитой жизни и, конечно же, озлобленность против центральной и местной власти, обманувшей ожидания огромного числа людей, связавших свою жизнь с Севером. Нет средств и на строительство школ, больниц, домов-интернатов для престарелых и инвалидов. С учетом более тяжелых условий жизни, ослабленности здоровья многих северян проблема приобретает болезненный характер, грозит резким усилением социального недовольства.

Таким образом, сегодня уровень экономического развития и благосостояния населения далеко не соответствуют специфическим условиям жизнедеятельности людей в условиях Архангельской области, что не позволяет говорить и о социальных гарантиях творческого саморазвития человека. Процесс становления в России рыночных отношений и демократических основ носит противоречивый характер, его главной особенностью является растущая социальная дифференциация общества и ухудшение качества жизни большинства населения. Социальная цена реформ оказалась несо­измеримо высокой. В полной мере это относится к Архангельской области. Эти и многие другие социально-экономические про­блемы современного российского общества весьма болезненно вос­принимаются населением области.

Несмотря на отмеченные выше трудности переходного периода, большинство опрошенных жителей Архангельской области подтверждают гипотезу о наступлении фазы адаптации в восприятии населением тягот трансформантного общества. Однако во многом эта адаптационность носит негативный характер смиренности и безнадёжности ожиданий на улучшение. Вместе с тем очевиден и взрывоопасный характер такого положения, когда любое, даже незначительное изменение ситуации может привести к непредвиденным последствиям, неконтролируемым проявлениям недовольства. Таким образом, в силу затянувшегося социально-экономического кризиса психоэмоциональное состояние населения области остается неблагоприятным. Утрата массовым сознанием этого чувства «малой родины» под воздействием объективных обстоятельств чревата серьезными культурно-нравственными утратами с неизбежными изменениями ценностной иерархии и социальным поведением людей, которые не захотят терпеть тяжести жизни на Севере.

Нельзя не упомянуть еще один фактор, определяющий творче­ский потенциал социокультурной ситуации на Севере. В области наблюдается довольно сложная экологическая обстановка, усугубляющаяся сосредоточением экологически опасных объектов и производств.

В сочетании с крайне тяжелыми северными природно-климатическими условиями экологическое неблагополучие ведет к резкому возрастанию заболеваемости населения. Это ощутимый фактор дестабилизации социокультурной ситуации на Севере.

Значительное снижение политической активности населения произошло из-за утраты доверия к властям и невозможности как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. И дело не в «усталости от политики», а в кризисе доверия, утрате иллюзий, осознании своей беспомощности.

Тенденция к абсентеизму становится определяющей чертой современной социально-политической ситуации в России в целом и в Архангельской области в частности. Абсентеизм, то есть уклонение избирателей от участия в выборах, отказ от использования права голоса не является новым, неожиданным фактом в истории проведения избирательных кампаний. Такие люди были всегда, но в последние годы число северян, не принимающих участия в выборах, резко увеличилось. Нынешняя ситуация характеризуется еще большим отходом от политики, стремлением уйти в частную жизнь.

Центр тяжести самореализации в некомфортных социальных условиях перемещается в непосредственно окружающее человека социальное пространство — семью, приусадебное хозяйство, частную жизнь. Возможный вариант проявления активности в политике для северян нехарактерен. Данные исследований свидетельствуют, что северяне не склонны к экстремизму.

Наблюдается резкое сокращение государственных ассигнований на науку, образование, культуру, здравоохранение. А ведь именно культура, образование и наука формируют цивилизованного человека. (Вложения в информационные технологии в США - 860 млн. дол., Европа - 650 млн. дол., Германия - 150 млн. дол., Россия - 3 млн. дол.) Снижение уровня цивилизованности таит реальную угрозу «варваризации» страны.

И тем не менее, культура является определяющим элементом всех цивилизационных механизмов. Ценности, нормы, традиции, верования, обычаи играют в обществе интегрирующую роль. При всех противоречиях в обществе, столкновениях, конфликтах культура является преградой на пути распада общества, важнейшим звеном его сохранения. Совокупностью экономической, политической, управленческой деятельности, культурой этой деятельности, ее интенсивностью и определяется одна из сторон бытия данного общества. Социализация и персонализация индивида происходит в ходе освоения им существующей культуры, ее норм и ценностей. Человек способен развиваться, творить и вносить в историю нечто новое, поскольку ему переданы через механизм «социальной памяти» опыт и знания предшествующих поколений. Идеалы и ценности, нормы, тради­ции, знания закрепляются в субъективном мире каждого человека, упорядочивают поведение людей и делают возможным совместный способ их существования.

Человек всё более ориентируется на социальную культуру в целом, он стремится достичь резонанса с культурой общества, а не только со своей социальной группой. Современная эпоха обеспечивает индивиду большую мобильность по сравнению с прошлым. Семья в настоящее время переживает переходный период от союза в основе материального к союзу духовному, всесторонне равноправному, по-настоящему демократическому.

Характер социодинамики современных общественных связей свидетельствует о заметном возрастании социальной автономности человека, его стремления к свободному волеизьявлению и избирательному отношению к ценностям. В этих условиях усиливается роль самосознания, самовоспитания, самоопределения в поведении личности.

Человек стал более мобилен, информирован. Правда, жесткая жизнь побеждает в нем извечную теплоту, мягкость его души. Энергичность, предприимчивость, самостоятельность, информированность, свобода — вот основные черты нашего современника. При переходе к новому «глобальному» обществу, который требует обратить особое внимание на проблему возрастающей значи­мости человека как системообразующего начала в грядущих фундаментальных изменениях мировой цивилизации. В связи с новой эрой глобализации главным станет доктрина личной ответственности человека за себя, за Мир. Существует опасность создания одномерного (потребительского) общества.

Мера развития человеческой личности является формой оценки социального процесса, всех видов реформирования социума. Человек представляет собой органическое единство социального, биологического и духовного, рационального и иррационального, инициативы и нравственных начал, коллективных и индивидуальных потребностей. Удовлетворением потребностей является организация общественной жизни на основе самоорганизации и самоуправления, свободы и рациональности.

Рыночные структуры общества связаны с индивидуализмом, а тотализация личности — с государственной бюрократической ма­шиной. Целостное человеческое развитие предполагает разумное сочетание противоречивых его сторон на основе оптимального соотношения рынка, государства и самоуправляемых общественных структур в гуманном демократическом обществе.

Мы живем в другом мире. В мире, где государственные границы уже не имеют того значения, что прежде. Люди имеют возможность вместе работать и решать свои проблемы независимо от национальной и государственной принадлежности.

Краткий обзор состояния различных сфер общественной жизни, так или иначе определяющих социокультурную ситуацию в регионе и возможности самореализации личности, дает некоторое представление об условиях реального социального бытия культуры на севере страны, которое пока можно оценить как неблагоприятное с тенденцией к дальнейшему ухудшению и сужению возможностей раскрыть свой потенциал для широких масс населения. В целом можно сказать, что тенденция общественного развития российского Севера обретает негативный социокультурный характер. Население северных регионов теряет цели жизни, не знает возможностей выхода из кризисного социально-экономического положения, не видит реальных путей решения наваливающихся неподъемных проблем. Фатализм, по сути, становится доминирующей чертой социально-психологического облика большой части северян. Всё больше людей исповедуют принцип, что обстоятельства жизни не подвластны силам рядового человека. Отсюда разочарование в реформах, равнодушие к власти, апатия на рынке труда, пьянство и маргинализация образа жизни, отчуждённость от каких-либо форм социокультурной активности, утрата способности к саморефлексии.1