Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
оплрн. консп. по демографии.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
736.77 Кб
Скачать

Индексы рождаемости э. Коула

Задача определения стандарта естественной рождаемости встала перед Э. Коулом в связи с реализацией в конце 1960-х гг. проекта исследования снижения рождаемости в Европе в ХVIII – ХХ вв., известного под названием «Принстонское исследование европейской рождаемости» Коул в то время был директором Центра демографических исследований Принстонского университета. В распоряжении исследователей были только данные переписей европейских стран о распределении населения по полу и возрасту и о ежегодных числах родившихся. Информация о рождениях извлекалась, главным образом, из приходских записей о регистрации крещений.

Такого рода информация позволяла рассчитывать только специальные коэффициенты рождаемости, но не ее суммарные коэффициенты, поскольку данные о распределении родившихся по возрасту матери отсутствовали. Пытаясь разрешить эту проблему Коул разработал систему индексов, Включающую в себя три индекса рождаемости и один индекс брачной структуры. Эти индексы известны ныне как индексы Коула:

• индекс общей рождаемости (If);

• индекс брачной рождаемости (Ig);

• индекс внебрачной рождаемости (Ih);

• индекс брачной структуры (Im).

Индексы рождаемости измеряют реальную рождаемость в ее соотношении со стандартом естественной рождаемости. Наивысшие показатели брачной рождаемости гуттеритов были зафиксированы в 1920 – 30 гг.

Индекс брачной структуры измеряет влияние на уровень рождаемости изменений брачной структуры населения.

Индекс общей рождаемости равен отношению наблюдаемого числа рождений к ожидаемому при условии, что реальное население имеет те же повозрастные показатели, что и стандарт естественной рождаемости.

Индекс брачной рождаемости равен отношению наблюдаемого числа рождений в браке к ожидаемому при условии, что реальное население имеет те же повозрастные показатели брачной рождаемости, что и стандарт естественной рождаемости.

Индекс внебрачной рождаемости равен отношению наблюдаемого числа рождений вне брака к ожидаемому при условии, что реальное население имеет повозрастные показатели внебрачной рождаемости, равные стандарту естественной рождаемости.

Гипотетический минимум естественной рождаемости

Российский демограф В.А. Борисов, разрабатывая свой вариант нормативного подхода, исходил из того, что использовать рождаемость гуттеритов в качестве стандарта естественной рождаемости методологически неправильно из-за уникальности этого субнаселения. По его мнению, таким стандартом может быть только стандарт, разработанный на основе математической модели репродуктивного процесса, так как только в этом случае можно «использовать массовые фактические данные». По мнению В.А. Борисова, более правильно определять не максимум, а минимум естественной рождаемости, чтобы быть уверенным, что уровень естественной брачной рождаемости не опустится ниже этого минимума в нормальных санитарных условиях.

Исходя из этих предпосылок, Борисов строит модель брачной рождаемости для возраста 20 – 24 года. В результате он получил значение повозрастного коэффициента рождаемости для этого возраста, равное 400‰. Для более старших возрастов он отступил от моделирования репродуктивного процесса, применив, подобно Л. Анри, усреднение показателей повозрастной рождаемости для 8 реальных населений, у которых величина FSFR20-24 достоверно превышает 400‰, нормализацию ASFR для более старших возрастов относительно возраста 20 – 24 года, а также преобразование модельного значения ASFR20-24 в повозрастные показатели рождаемости с помощью этих коэффициентов нормализации (ASFR – наблюдаемые повозрастные коэффициенты рождаемости).

В результате этой многоступенчатой процедуры В.А. Борисов получил свой стандарт естественной рождаемости, названный им «гипотетическим минимумом естественной рождаемости», или ГМЕР. По мнению Борисова, брачная рождаемость может быть ниже этих значений, только в том случае, если наличествует хотя бы один из четырех следующих факторов: 1) недоучет числа родившихся, 2) высокая доля бесплодных браков, 3) высокая доля раздельно живущих супругов, 4) намеренное ограничение числа рождений в браке. Однако решающую роль среди четырех факторов несомненно играет намеренное ограничение числа рождений в браке, т.е., по сути, фактор репродуктивного поведения.

Относительно внебрачной рождаемости и рождаемости в возрастах моложе 20 лет и старше 49 лет, Борисов полагал, что «наиболее верным представляется оставить фактическое число неизменным (т.е. считать, что число родившихся вне брака и у матерей моложе 20 лет и старше 49 лет в условиях естественной рождаемости было бы таким же, каким оно и есть фактически)». Альтернативный подход, также предложенный Борисовым, заключается в том, что гипотетическое число рождений, получаемое умножением реальной возрастной структуры на стандарт ГМЕР, корректируется с помощью поправочного коэффициента, величину которого Борисов определил равной 1,06.

Используя показатели повозрастной рождаемости стандарта и фактические данные о возрастной структуре женщин репродуктивного возраста, рассчитываются ожидаемые значения абсолютного числа рождений и общего коэффициента рождаемости, которые сопоставляются с фактическими. Разница между ожидаемыми и фактическими значениями характеризует степень реализации ГМЕР, масштабы распространенности среди населения намеренного ограничения рождаемости, роль поведенческой компоненты рождаемости и вклад репродуктивного поведения в ее уровень.