Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
peredelannaya_kursovaya_22_maya.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
120.28 Кб
Скачать

1. Страх как специфический эмоциональный процесс

1.1.Страх как эмоция.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и т.д.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Как известно, эмоции условно делятся на простые (низшие) - страх, гнев, радость, страдание, сопряженные с мотивациями, направленными на поддержание жизни организма и обеспечение продолжение рода, свойственные как человеку, так и животным, и сложные (высшие) – эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства, сопровождающие процесс познания, творчества, характеризующие деятельность человека по отношению к другим людям, обществу. провождающие процесс познания, творчества, характеризующие деятельность человека.

По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. В соответствии с предложением И.Канта, эмоции делят на стенические (от греч. «стенос» - сила) - тонизирующие, возбуждающие, и астенические – подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие. К астеническим эмоциям относятся страх, тревога, тоска, благодушие.

Таким образом, страх – простая фундаментальная эмоция астенического характера.

В любой эмоции выделяют две составные части: первую – субъективное эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера) и вторую – эмоциональное выражение, т.е сопутствующие этому переживанию изменения жестов, мимики, позы, и вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т.д.). Страх сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на показателях артериального давления и выделении желудочного сока. Один из симптомов страха – дрожание всех мышц тела, по этой причине и вследствие сухости ротовой полости голос становится хриплым. При незначительном страхе наблюдается склонность к зевоте. По мере усиления страха дыхание и работа сердца затрудняется, мышцы тела то цепенеют, то охвачены судорогой, впоследствии может наступить обморок.

Выразительные движения простых эмоций, в том числе и страха, сформировались в процессе эволюции живых существ и ребенку передаются по наследству, ими он владеет от рождения.

1.2. Источники страха

Страх порождается прогностической способностью ума. Основная функция ума—ориентировка и предвидение, т. е. опережение того, что должно происходить и происходит. «Здесь и теперь» связано с тем, что было и что будет. Если предвидение приятного создает радость, которая превращается в мотивацию, человек начинает действовать для приближения будущего, предвкушая удовольствие, то предвидение страдания создает страх, который может перерасти в бегство. Если же бегство или другие защитные действия неэффективны, то приближение этого будущего стимулирует страх, усиливает его.

Способность предвидения основывается на символизации наших переживаний в прошлом опыте. Неприятная эмоция, пережитая в связи с каким-либо воспринимаемым признаком, знаком, постепенно превращает носителей этих признаков, знаков в ключевые объекты, вызывающие определенные переживания и действия. Эти объекты становятся символами переживаний, символами эмоций. Появление в поле восприятия символов эмоций вызывает предвосхищение переживания самих эмоций. Если эти эмоции неприятны, то неминуем страх. Страх может быть уничтожен, если мы прекратим прогностическую активность ума. Но тогда уменьшается и шанс на выживание. Кроме того, стремление предвидеть настолько срослось с нашей активностью, превратилось в такую прочную привычку, что мы не можем подавить ее усилием воли.

Итак, как пишет Ю.М.Орлов, источниками страха являются:

а) предвидение страдания, против которого имеющаяся защита неэффективна: невозможно ни убежать, ни ослабить страдание;

б) осознание того, что привычные средства защиты неэффективны. Это ведет к тому, что даже если угрозы нет, то возникает страх, потеря контроля и дезинтеграция поведения;

в) заражение страхом эмпатическим путем: когда боятся близкие или значимые длю человека люди, или боятся многие, то страх возникает, хотя бы его не было у него лично;

г) предвидение потери радости и наслаждения.

Размышление над собственным страхом требует понимания природы своего страдания. Виды страдания многообразны, соответственно, существует много видов страхов. Среди них выделяют следующие: страх, что будет больно, обидно, стыдно, завидно, что будет ущемлена гордость; страх, что будешь виноват, что тебя перестанут любить; страх, что то же самое произойдет с другими значимыми для тебя людьми; страх невозможности реализовать свои желания; страх потери положения, престижа; страх смерти.

Страх смерти мыслится как основной. Начиная с С.Кьеркегора, Ж.-П. Сартра экзистенциальный страх, страх перед смертью, небытием рассматривается как «страх всех страхов», который неодолим, так как ни один человек не имеет опыта смерти. Ю.М. Орлов называет страх смерти индуцированным страхом, который собирает вокруг символов смерти все возможные страхи (страх разлуки с близкими, одиночества, страх от того, что жизненные планы не реализованы, от того, что некому будет позаботиться о детях и т.д.) Итак, символизация смерти порождает страх смерти. Ю.М. Орлов выделяет три его основных источника. Во-первых, смерть связывается с тотальной фрустрацией всех витальных и социальных потребностей человека и страдания лишения приписываются смерти. Во-вторых, она также связывается с действием всех отрицательных эмоций, для которых становятся пусковыми стимулами образы, слова, знаки, ритуалы смерти. В-третьих, способность человека к идентификации с другими и способность к проекции своих переживаний вовне, приписывание их другим порождают индуцированное страдание, которое тоже приписывается смерти. Осознание процесса символизации смерти, интроспекция страха смерти, осмысливание, интеллектуализация этого страха способствуют угашению его.

Обычно человек редко правильно понимает источник своего страха. Например, студент боится экзамена, хотя материал знает хорошо. Такой страх кажется иррациональным, если не принимать во внимание того, что он вызван не тем, что данный студент окажется незнающим какой-то информации, а страхом перед ситуацией оценивания, которая зародилась у этого человека еще в детстве. Способность человека уменьшать, принимать свои страдания будет уменьшать его страх. Таким образом, понимание природы страха необходимо для преодоления его.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]