Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рашитов.История татарского народа.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.19 Mб
Скачать

I Определение

Такбир (араб. — прославление) — произнесение молитвенной фор­мулы «Аллах акбар» («Аллах велик»). Многократный такбир — одна из характерных особенностей мусульманского культа. Формуле так­бир придается магическое значение.

Перевес сил оказался на стороне правительственного лагеря, и народная милиция, желая избежать кровопролития, была вы­нуждена сдаться. 130 арестованных под усиленной охраной от­правили в пересыльную тюрьму. Среди арестованных был и из­вестный педагог, писатель Гафур Кулахметов. По неполным Данным, во время бесчинств черносотенцев было убито и ране­но 40 человек. Среди убитых оказался и неопознанный мальчик татарин.

178

179

После опубликования царского «Манифеста 17 октября» си­туация и в других городах Поволжья стала меняться в пользу правительственного лагеря. Повсюду возникают организации черносотенного «Союза русского народа», развертываются по­громные действия против «крамольников».

Таким образом, революционные события 1905 года вовлекли в свою орбиту сотни, тысячи татар — рабочих, крестьян, уча­щихся. Они выступали вместе с трудящимися других народов, прежде всего сознательными русскими рабочими, под их руко­водством. Революция способствовала быстрому росту политичес­кого сознания трудящихся-татар, в частности осознанию ими своих действительных социальных и национальных интересов и потребностей.

Народный поэт Габдулла Тукай выразил эту истину в таких строках:

Однажды мы в пятом году проснулись,

встречая рассвет, И кто-то призвал нас: трудись,

святой исполняя завет!

§ 42. Татарские либерально-буржуазные круги в революции

Революция пробудила и всколыхнула, подняла к активной политической жизни все слои татарского общества. При этом по­литическое поведение богатой, образованной части общества сильно отличалось от поведения трудовых «низов». Татарские предприниматели, мусульманское духовенство, представители нарождающейся интеллигенции не остались в стороне от общего подъема политических настроений, но действовали они, не в пример «черни», крайне осторожно, с постоянной оглядкой на официальную власть, надеясь договориться с последней «по-хо­рошему». Да и требования либеральных кругов были весьма уме­ренные. Со своей стороны, царское правительство, не будучи уже способным подавить силой оппозиционное движение, готово было пойти на некоторые незначительные уступки умеренно-ли­беральным кругам, призывая их подавать петиции и прошения на «высочайшее имя».

В конце марта 1905 года уфимский муфтий Мухаммедъяр Султанов получил из Петербурга указание провести собрание ду­ховных лиц, на котором следовало выработать прошение от му­сульман. Собрание с участием около 40 человек прошло в Уфе 10—15 апреля. Обсуждался составленный известным ученым, просветителем Ризаэтдином Фахретдиновым проект прошения из 111 пунктов, в котором излагались нужды и чаяния российских мусульман. На рассмотрение собравшихся был представлен так­же документ, составленный представителями татарской буржуа­зии Ю. Акчурой, А. Ахтямовым, 3. Рамиевым, М. Дибирдие-

вым. В этом документе проводилась мысль, что наряду с вопросами рели­гиозного характера на собрании дол-даны обсуждаться и вопросы социаль­ного и политического порядка, а со­держание дискуссий и принятых ре­шений должно стать достоянием общественности.

По итогам дискуссий было выра­ботано прошение из 90 пунктов, кото­рое за подписью муфтия М. Султано­ва в мае было отправлено в Петер­бург. Но документ не был опублико­ван. Вместе с сотнями других проше­ний он затерялся в бумажном водово­роте правительственных учреждений.

Общественный и политиче­ский деятель, ученый Юсуф Акчура (1876—1935)

В обществе росло понимание того, что прошениями национальные про­блемы не решить и что необходимо идти по пути политической самоорга­низации и самодеятельности. Эту

идею активно пропагандировал Рашит-казый Ибрагимов. По его инициативе в апреле 1905 года в Петербурге состоялось совеща­ние с участием авторитетных представителей российского му­сульманства, на котором было решено провести в Нижнем Нов­городе учредительный съезд мусульманской политической партии.

Этот съезд состоялся 15 августа 1905 года, во время работы Нижегородской ярмарки. На него съехалось около 120 делега­тов, представлявших различные регионы проживания мусуль­ман: Крым, Кавказ, Поволжье и Приуралье, Туркестан, Сибирь. Среди них были такие известные, уважаемые люди, как азербай­джанец Галимардан Топчибашев, крымский татарин, издатель газеты «Тарджиман» Исмаил Гаспринский, казанские татары Са-идгирей Алкин, Юсуф Акчура, Фатих Карими, представители духовенства Рашит-казый Ибрагимов, Муса Бигиев, Габдулла Апанаев, предприниматели Вали Яушев из Троицка, Закир Ра-миев, братья Ахмет и Гани Хусаиновы, помещики Котлуг-мирза Тевкелев, Салимгирей Джантурин и другие.

Хотя организаторы заранее обратились с заявлением о прове­дении съезда и в Министерство внутренних дел, и к нижегородс­кому губернатору, положительного ответа они не получили. Тог­да решили провести съезд на реке Оке, на специально арендован­ном пароходе «Густав Струве», под видом увеселительной про­гулки. Власти, конечно, знали о подлинном смысле проис­ходящего, однако предпочли не вмешиваться. Съезд прошел бла­гополучно.

На нем была единодушно одобрена идея объединения всех Российских тюрок-мусульман для реализации насущных полити-

180

181

ческих, общественных и культурных задач. Делегаты съезда за­являли также, что российские мусульмане будут сотрудничать с прогрессивной частью русского народа в деле утверждения в стране правового порядка, основанного на принципе привлече­ния выборных представителей народа к разработке законов и уп­равлению государством. Необходимым условием утверждения та­кого правопорядка признавалось уравнение в социально-полити­ческих и религиозных правах мусульман с русскими.

/ Ч Из резолюции I мусульманского съезда (август 1905 года):

Документ I «Сознавая, что достижение указанных целей возможно при пользо-

\ / вании мусульманами одинаково равными с русским населением

правами, прогрессивная часть мусульман всеми законными сред­ствами действует в смысле отмены всех изъятий и ограничений, которые установлены в отношении мусульман действующими узакониями, правитель­ственными распоряжениями и административной практикой, и полного урав­нения мусульман с населением Русского государства во всех правах: поли­тических, гражданских и религиозных».

Так было положено начало политической самоорганизации российских мусульман. Ведущая роль в этом процессе принадле­жала поволжским татарам. Именно на Казанское отделение «Ит-тифака ал-муслимин» («Союза мусульман») была возложена под­готовка нового съезда. Активные деятели этого отделения Юсуф Акчура, Рашит-казый Ибрагимов приложили много усилий для успешного выполнения ответственной миссии. Второй съезд был назначен на 15 января 1906 года, местом его проведения избра­ли столицу России.

Между двумя мусульманскими съездами в стране произошли

крупные политические изменения. «Манифест 17 октября» значительно расширил рамки политической свобо­ ды. За короткое время появилось око­ ло десяти политических партий. Одна за другой в разных городах стали вы­ ходить татарские газеты. Осенью 1905 года Г. Топчибашев, А. Агаев и Р. Иб­ рагимов составили проекты устава и программы «Союза мусульман». Появ­ ление на политической арене России разнообразных партий со своей идео­ логией, программными установками заставило и лидеров «Иттифака» ис­ кать себе единомышленников и покро­ вителей среди крупных, влиятельных политических сил. Выбор иттифаков- цев, как это можно было ожидать, пал Общественный и политиче- на конституционно-демократическую ский деятель, ученый Садри партию (кадеты), представлявшую ин- Максуди (1878—1957) тересы либеральной буржуазии и ин-

теллигенции. В издаваемой Саидгиреем Алкиным газете «Казан мухбире» («Казанский вестник») была опубликована программа кадетской партии (в переводе на татарский язык).

На Второй мусульманский съезд в Петербург собралось более ста делегатов. Организаторам вновь не удалось получить у влас­тей разрешение на проведение съезда. Однако 22 января, как раз во время работы съезда, в столичных газетах появилось сообще­ние, что «все собрания разрешены». Возникла другая, более важ­ная проблема — тюрко-мусульманского единства. Делегаты от казахов отказались участвовать в работе съезда. Имели место не­домолвки и разногласия между лидерами «Иттифака».

Тем не менее Второй мусульманский съезд добился главного: был принят устав «Иттифака», избран центральный комитет организации. Было решено провести конференции «Иттифака» во всех 16 территориальных отделениях, на которые делилось тюрко-мусульманское население России.

Однако из-за возникших материально-финансовых трудностей данное решение провести в жизнь не удалось. Лишь в Казани продолжало успешно функционировать отделение «Иттифака». Задача достижения общемусульманского единства в масштабах всей России оказалась невыполнимой также из-за постоянно рас­тущих различий между отдельными национальными районами, в связи с формированием своих наций у казанских татар, азербай­джанцев, башкир, крымских татар и т. д. Да и царское прави­тельство чинило всяческие препятствия политическому объеди­нению мусульман. Устав «Иттифака», несмотря на неоднократ­ные представления в Министерство юстиции, так и не был заре­гистрирован.

Отмеченные выше политическая консолидация мусульманс­ких народов, их идейное и организационное сближение с кадетс­кой партией имели определенное значение для участия в выбо­рах в законодательную Государственную Думу, состоявшихся в феврале 1906 года. Занятия Думы начались 27 апреля в Таври­ческом дворце. В Думу было избрано 524 депутата. Самую боль­шую фракцию — 190 человек — имела кадетская партия. Му­сульманскую группу составили 25 депутатов. 12 из них являлись татарами и башкирами.

Большинство депутатов-татар примыкали к партии кадетов. Лидером мусульманской группы был избран Галимардан Топчи­башев.

Первая Государственная Дума просуществовала всего 72 дня. Острое недовольство царского двора последовательно либераль­ной позицией большинства депутатов, среди которых тон задава­ли кадеты и «трудовики» (преимущественно крестьянские депу­таты), привело к тому, что 8 июля Дума была распущена.

Вторая Дума открылась 20 февраля 1907 года. Представи­тельство российских мусульман в ней увеличилось до 34 депутатов. Среди этих депутатов были лидеры «Иттифака»: С. Алкин, А. Ахтямов, К.-М. Тевкелев, С. Джантурин, 3. Рамиев, а также

182

183

представители татарского крестьянства Ф. Минлебаев, Дж. Ку. рамшин, Ш. Хасанов и некоторые другие.

В целом Вторая Дума оказалась по составу и настроению бо­лее левой, чем Первая. В ней была зарегистрирована социал-де-мократичекая фракция из 65 депутатов. В то же время укрепи­лись позиции правого, консервативного крыла. Представлявшие его октябристы увеличили свою фракцию с 44 до 80 человек.

Политическая поляризация российского общества нашла от­ражение и в поведении мусульманских депутатов. 6 депутатов вошли в состав левоцентристской фракции трудовиков. В их числе были: учитель Калимулла Хасанов (руководитель группы), имам Хади Атласи, ахун Хабибрахман Масуди, купец Гариф Ба-дамшин, сельский имам Габдулла Нежметдинов, азербайджанец Зейналов. Они составили свою «мусульманскую трудовую груп­пу» и стали издавать газету под названием «Дума».

Остальные 28 мусульманских депутатов работали под идейно-политическим влиянием «Иттифака» и ориентировались на ка­детскую партию. Неформальным руководителем мусульманской фракции Второй Думы являлся Галимардан Топчибашев. Авто­ритетными ее членами были К.-М. Тевкелев, молодой юрист Сад-ри Максудов (Максуди), земский деятель из Белебеево М. М. Биглов, педагог М. М. Тукаев. В своих выступлениях с трибуны Думы они поднимали ряд важных для национальных мень­шинств вопросов. Так, при обсуждении бюджета Садри Максуди, обращаясь к правительству, заявил: «Вы берете с мусульман та­кие же налоги, как и с русских. Но в смету почему-то заклады­ваете сумму на пособия русским школам и не учитываете му­сульманских школ. Это противоречит принципу равенства наро­дов, обозначенному в Основных Законах. Или берите с мусуль­ман меньше налоги, или давайте пособия их школам».

Центральным пунктом дискуссий в Думе стал земельный воп­рос. Все мусульманские депутаты требовали проведения в стране аграрной реформы. Однако по характеру реформы, методам ее проведения мнения разделились. Мусульманские трудовики тре­бовали конфискации помещичьих земель и передачи их крестья­нам. Депутаты, примыкавшие к кадетам, считали целесообраз­ным идти по пути постепенного отчуждения помещичьих земель за выкуп.

Перед лицом угрозы возможного объединения социалистов, трудовиков и кадетов в Думе против правительства самодержа­вие прибегло к испытанному средству — роспуску Думы. 3 июня 1907 года император Николай II подписал подготовленный пре­мьер-министром П. А. Столыпиным Указ о роспуске Второй Го­сударственной Думы. Одновременно был введен в действие новый избирательный закон, резко расширявший привилегии помещи­ков и сужавший избирательные права рабочих, крестьян и ино­родцев. Третьеиюньский переворот означал конец периода рево­люции, демократических реформ и наступление периода реак­ции.

В заключение отметим, что татарские буржуазно-либеральные круги, несмотря на многочисленные громкие декларации о наме­рениях, не добились каких-либо реальных результатов в защите социальных и национально-культурных интересов своего народа. Партия «Иттифак» так и не была официально зарегистрирована. Она не стала влиятельной политической силой в обществе.

Участие мусульманских депутатов в бесправной и бессильной Государственной Думе также не давало реального эффекта в обеспечении интересов и законных прав тюркских народов. Не только Первая и Вторая, но и в Третья Дума, проработавшая весь свой конституционный срок, не приняла ни одиного закона, действительно улучшавшего положение мусульман в Российской империи.

Не случайно поэтому деятельность либеральных политиков, якобы пекущихся об интересах нации, а также депутатов Госу­дарственной Думы в целом, вызывала в татарском обществе ра­зочарование и недовольство. Выражая эти настроения, Габдулла Тукай в стихотворении 1906 года писал:

Что ж ты быстро пала, Дума, Землю, волю не дала? Ах ты, Дума, Дума, Дума, Мало дела, много шума!

Что ж подверглась ты рагрому, Их самих не разогнав? Ах ты, Дума, Дума, Дума, Мало дела, много шума!

Время, братцы, шевелиться, С Богом правду мы найдем! Ах ты, Дума, Дума, Дума, Мало дела, много шума!