Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭПОХА.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
303.1 Кб
Скачать

Платонизм ренессанса

Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на Платона. Эта тенденция, опирающаяся на расширяющиеся возможности познания подлинных произведений античности, была мотивирована необходимостью выступить против схоластического Аристотеля, его интерпретации томизмом. Платон в антисхоластической философии Ренессанса становится символом прогресса \ В представлении платоников Ренессанса Аристотель был лишь «физиком», в то время как Платон — «философом», «мудрецом» (sapiens). \, его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии — греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины.

Платонизм Ренессанса представлял Платона в не­коем христианизированном смысле в духе воззрений Августина и Апулея \ Луций Апулей— римский писатель, живший примерно в 125— 180 гг. Наилучшее его произведение— «Метаморфозы», называемое также «Золотой осел». \. Во флорентийской платоновской Академии Платон считался «богом среди философов», подчеркивалось большое значение его идей для христианства, в частности с точки зрения философской разработки концепции двойственной природы человека. В вопросе об отношении философии и религии флорентийский платонизм отстаивал понимание, согласно которому философия является надежным зна­нием о человеке, о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона и его по­следователей. Все платоники считали религию философско-теологической доктриной (также и культовым институтом).

Для интеграции Платона в эту эпоху определенную роль играли и неоплатоновские традиции в духе Пло­тина. Нельзя также обойти тот факт, что при общей конфронтации платоников и аристотеликов некоторые представители платонизма выступают и в духе при­мирения Платона с Аристотелем. Этот подход, прису­щий прежде всего византийским традициям, и был перенесен на Запад \ В частности, в лице кардинала Иоанна Бессариона (1395— 1472), ученика Платона, отстаивавшего идеи своего учителя и в то же время допускавшего возможность примирения Платона и Аристотеля (он переводил работы Аристотеля), против чего выступал Пикоделла Мирандола. \. По существу споры между пла­тонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в. велись не совсем четко, допускались компромиссы.

Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего поздний византийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360—1425), который из уважения к Платону принял имя Плетон. Происходил он из Кон­стантинополя, поселился во Флоренции, где пропове­довал идеи Платона, при этом резко отвергая Аристо­теля. Его мышление носило эллинистический характер, он хотел преодолеть традиционное христианство при помощи античного языческого политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму приводит его к во­сточному мистицизму, каббале и зороастризму.

Он учил, что мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени, ибо существует вечно. Идея хри­стианского творения из ничего, а также «свободная воля» творца в этом случае не имеют смысла. Переход от божественного принципа к миру имеет характер детерминации. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Плетон здесь не ссылает­ся на неоплатоновскую идею эманации. В объяснении необходимого перехода к миру он прибегает к помо­щи языческого греческого пантеона богов. Зевс, сто­ящий во главе, является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно, но через по­средство особой субстанции природы, которая также имеет божественный характер. В наметившемся при­знании бесконечности бога и природы скрываются пан­теистические тенденции.

Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит его божественность. Призвание челове­ка — быть «средним звеном», соединением этой гар­моничности. И человек является «божественным», если он реализует в себе и в отношении к природе, к миру эту красоту гармонии — это и есть путь его нравствен­ного совершенствования.

Философия Плетона в Италии была принята благо­склонно. Он впервые представил неоплатонизм не в средневековой рясе или в реконструированных систе­мах древности, но в оригинальной, живой философской форме. Действительно, новый синтез не может исхо­дить лишь из древнего язычества, но должен принимать во внимание традиции уже почти пятьсот лет сущест­вующего развития христианства.

Время наибольшего расцвета итальянского плато­низма связано с уже упоминавшейся флорентийской платоновской Академией, которую в 1459 г. по пред­ложению Плетона основал Козимо Медичи. Эта Ака­демия, а также и другие культурные общества, воз­никшие в других городах тогдашней Италии, объ­единяли видных философов, поэтов, художников, ди­пломатов и политиков того времени. Характер этих объединений полностью отличался от характера офи­циальных философских центров, университетов и мо­настырских школ; здесь не читались лекции, но велись беседы. Вилла в Кареджии, которую Козимо предо­ставил платоновской Академии \ Об этом упоминает Н. Макиавелли: «Козимо был также доброжелателем и защитником литераторов. Он пригласил во Флоренцию известного греческого ученого Аргиропулоса, чтобы он обучал молодежь греческому языку и другим наукам. Содержал также в своем доме Марсилио Фичино, приверженца платоновской филосо­фии, которого весьма уважал. Чтобы Фичино мог беспрепятственно предаваться изучению наук и чтобы с ним можно было часто встречаться, Козимо подарил ему имение поблизости от своего сельского владения в Кареджии» (Machiavelli N. Florentske letopisy. Praha, 1975. S. 341—342). \, становится в то вре­мя культурным центром не только Италии, но и всей ученой Европы. Академия достигла своего наибольше­го расцвета при Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Видной фигурой среди платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1422—1495), выделяясь своей деятельностью по переводам. Он не только перевел всего Платона на латынь, но и познакомился с антич­ным неоплатонизмом \ Не случайно он начал с перевода так называемого «Corpus Hermeticum» — сборника анонимных греческих теологическо-философских трактатов, которые создавались, вероятно, постепенно в ходе I в. до н. э. и I в. н. э. Авторство этого сборника приписывалось Гермесу Трисмегисту (греческое имя египетского бога Тота — бога письма, чисел и книг). Сборник сохранился в сокращенном виде, его тексты местами нарушены. Всего в нем изложено 18 текстов и тайных религиозных, астрологических магических и мистических учений. Для Фичино и его современников эти тексты были документом древней мудрости, из которых вырастала платоновская религиозно-философ­ская традиция. \, переводил Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла, интересовался и христианским неоплатонизмом, заново перевел ареопагитику.

В своих комментариях он развивал идеи неоплатонизма. Его главным произведением является «Платоновская теология о бессмертии души», другие трактаты имеют гораздо меньшее значение. Платонизм Фичино направлен против томистской схоластики. Философия не служанка теологии, но ее «сестра»; философия совершенствует теологию, она является «ученой рели­гией» \ Фичино был горячо верующим католиком, при Лоренцо Медичи он становится духовником и отпускает грехи Платону. \; совершенство теологии зависит от степени ее философского уровня.

К вопросу об отношениях бога и мира он подходит с пантеистических позиций. Его пантеизм имеет мисти­ческую направленность: бог — первопричина иерархи­чески построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир; в мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их посредстве. Это пред­ставление, очевидно, не имеет ничего общего со сред­невековым креационизмом и дуализмом.

От католической ортодоксии Фичино отклоняется и в утверждении идеи о том, что все религиозные культы и религиозно-философские учения — проявления об­щей религии (religio universalis). Христианству он придает решающее значение, видит в нем прежде всего наивысшее «законодательство» в этическом плане. Обоснование универсальной религии он находит в по­ложении о том, что идея бога является врожденной, что все происходит от единого совершенного бытия, т. е. от бога, и поэтому должен существовать один культ, одна религия.

К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о генезисе религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он считает продолже­нием и совершенствованием антики. Понятие развития у Фичино открывает возможность дальнейшего фило­софского совершенствования религии, включая христи­анство. В этом заключается антисхоластическая нап­равленность его идей. Те выводы платоника из Ренес­санса, которые как бы предвосхитили Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.

К центральным категориям платонизма Фичино относится «душа». Она обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и телам движение.

Новая, гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (а значит, прекрасной) иерархии мира занимает первое, и высшее, место \ Искусство Ренессанса нашло в философии платоновской Академии, и прежде всего в учении Фичино о прекрасном, свой теоретический фундамент. \. В духе Платона и неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу — совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, к богу. Одним из самых важных моментов этой человеческой деятель­ности является стремление к свободе. Так же как и Пла­тон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и пра­вители должны хорошо знать философию, быть филосо­фами.

Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико делла Мирандола (1463—1495), кото­рый прославился тем, что на беседах в вилле Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его плато­низм был эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил средневековые философские и тео­логические традиции, проявил также интерес к падуанскому аверроизму. Кроме того, познакомился с па­рижским и оксфордским номинализмом. Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каб­балу.

В его творчестве отразились типичная жизнь и дея­тельность образованного гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего мира трактат («Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae»), содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он выразил и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не со­стоялась, потому что папа большинство тезисов запре­тил как еретические. Впоследствии Пико преследовался инквизицией.

В его понимании мира заметен пантеизм. Мир устро­ен иерархически: он состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир возник не из «ничего», но из высшего бестелесного начала, из «хаоса», неупорядоченность которого «интегрирует» бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с одной стороны, мир находится вне бога, а с другой — его становление божественно. Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Здесь речь идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождествляющем принцип природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как завершающий сущность мира.

Смыслом его полемики с «лженаукой», с «пророческой астрологией» было стремление обратить внимание человека на такое проникновение в тайны природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и не углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д. В его воззрениях на роль так называемой естественной магии обнаружи­ваются некоторые ценные идеи. Он считал «естест­венную магию» наукой о практическом познании природных сил, о возможности создания «удивительных вещей» при использовании этих сил.

Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд, судьба является следствием его ес­тественной свободной активности. В речи «О достоин­стве человека» (1486), которую он написал для несо­стоявшейся дискуссии, говорится о человеке как осо­бом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры (элементарный, небесный и ангель­ский), так как он проникает вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собствен­ной волей, свободным и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от остальной при­роды и идет к «божественному совершенству». Человек сам творец своего счастья, «fortunae suae ipse faber». Гуманизм Пико антропоцентричен, человека он поме­щает в центр мира. Человеческая природа существенно отличается от животной, она является более возвышен­ной, совершенной; человек — это существо, которое способно стремиться к «божественному» совершенст­ву. Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.