Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭПОХА.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
303.1 Кб
Скачать

Социальные теории

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий. Карл Маркс писал: «Почти одновременно с великим откры­тием Коперника — открытием истинной солнечной си­стемы — был открыт также и закон тяготения госу­дарств: центр тяжести был найден в нем самом... но уже... Макиавелли, Кампанелла, а впоследствии Гоббс, Спиноза, Гуго Греции вплоть до Руссо, Фихте и Гегеля стали рассматривать государство челове­ческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии».

Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем в средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяс­нения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и по­требностях.

Идеология централизованного государства

Центром социальных теорий было государство, в котором прогрессивные силы общества, представлен­ные мещанством, рассматривались как главное орудие против универсальной папской церковной гегемонии, как средство для реализации своих политических и экономических интересов. Только сильное, централи­зованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, а также защитить требо­вания национальной суверенности в борьбе против католического универсализма в эпоху, когда пробуж­дались европейские нации. Поэтому идеи государст­венного абсолютизма находили наибольшее звучание в социальных теориях Ренессанса. Авторами этих теорий были итальянец Н. Макиавелли и француз Ж. Боден.

В конце XV и в начале XVI в. Италию потрясали постоянные войны, которые тормозили экономиче­ское и культурное развитие общества, вносили в него кризисные явления и в целом отвечали интересам католической реакции. Италия была раздроблена на городские республики, князья соперничали между со­бой за власть, и не было силы, которая способна была бы политически объединить страну. Потреб­ность в сильном государстве, которое выполнило бы эту задачу, лучше всего выразил в своей политиче­ской теории флорентиец, современник Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, государственный деятель, историк, поэт и, кроме того, первый достойный упоми­нания военный писатель Нового времени Никколо Макиавелли (1469—1527).

Первоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и напи­сал свои политические трактаты. Наиболее известны из них «Заметки о первых десяти книгах Тита Ли­вия», «Правитель», посвященный «возвышенному» Лоренцо Медичи; важным является и трактат «Фло­рентийские летописи» \ К представителям флорентийского гуманистического направления помимо Макиавелли относятся и его младший современник Франческо Гвиччиаряини (1483—1549), и их предшественник Леонардо Бруня из Ареззы (1369—1444), который написал «Двенад­цать книг флорентийской истории», и Поджио Браччиолини (1380— 1459), бывший, между прочим, свидетелем мученической смерти М. Иеронима Пражского в Костннце. \, который он пишет уже в то время, когда Медичи опять призвали его к государ­ственной службе.

Центральное место в философии Макиавелли за­нимает идея постоянного коловращения как резуль­тата влияния «фортуны» (судьбы, счастья), пред­ставляющего необходимый естественный ход вещей, имеющего «божественный» характер. Необходимость он понимает не фаталистически — люди могут исполь­зовать «фортуну» и достичь успеха; это зависит от того, как они ее приспособят и как смогут ей противо­стоять. Это оптимистическая, гуманистическая, ренессансная позиция, отрицающая теологический прови­денциализм.

Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политика лишь автоном­ная сторона человеческой деятельности, она явля­ется воплощением свободной человеческой воли в рам­ках необходимости («фортуны»). Политику определя­ют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

Исследование исторической и политической прак­тики приводит Макиавелли к пониманию того, что определяет мотивы политической деятельности. Ока­залось, что это реальные интересы, корысть, стрем­ление к обогащению, которые и детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым весьма близко подходит к пониманию роли материаль­ных и классовых интересов в развитии общества, считает политику в конечном счете продуктом свобод­ной человеческой воли, личных желаний, особенно­стей характера. В сущности он выводит политику из психологии.

Политическая теория Макиавелли имела актуаль­ное значение, а именно стать руководством для спо­собного и честолюбивого правителя, который во главе сильного государства освободил бы Италию от влия­ния приходящего в упадок папства. Тот, кто встал на пути «судьбы», должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не дол­жен быть связан никакими априорными схемами, пра­вовыми предписаниями, религией или своим собствен­ным словом. Он должен руководствоваться строго ана­лизированными реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным (образцом ему служил Чезаре Борджиа). Правитель как общественный деятель должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не моралью религиозной, лишь так он овладеет стихийным движением человече­ского поведения, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни индивида. Это мораль, отражающая реальность жизни. Основной тон в ней — человек не может слепо полагаться на «божественное провидение», на спасе­ние, но должен сам стать лицом к лицу с действи­тельностью, рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы. Эту предпосылку Макиавелли помещает в основу своих социально-по­литических представлений. В области политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по от­ношению к реальности соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестоко.

Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец «циничности» и аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Макиавеллизм осуждается как теория и практика бесконтрольного использования власти, не подчиненной никаким «высшим» мораль­ным критериям, как деятельность, единственным за­коном которой является успех любой ценой.

Впервые объективно и правдиво истинное истори­ческое значение Макиавелли, его творчества показал Антонио Грамши. Он отвергал так называемый ма­киавеллизм, приписанный Макиавелли, сведенный к вульгарной реализации принципа «цель оправдывает средства». В действительности этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из кон­текста его творчества. Согласно Грамши, необходимо понимать творчество Макиавелли не абстрактно, вне конкретных, исторических условий эпохи, но в связи с интересами прогрессивных сил тогдашнего итальян­ского общества, их потребностью установить государ­ственную власть антифеодального типа, объединить страну в централизованное государство во главе с абсолютным правителем.

Следующим представителем политической теории абсолютизма после Макиавелли был Жан Боден (1530—1596). Он выразил в своей теории потребность сильной государственной власти, которая могла бы вы­вести Францию из хаоса религиозных войн.

Подобно Макиавелли, Боден ставит интересы го­сударства выше религиозных. Религия является вто­ричной. В обществе должна существовать свобода совести, никого нельзя принуждать, чтобы он против своей воли, своих убеждений исповедовал какую-либо религию \ Эти принципы Боден формулирует в «Разговоре семи мужей», который, выливается в идею религиозной терпимости — каждая религия может быть признана государством, если она против него не выступает. Сам Боден выступает как деист. \.

Свои социальные и политические воззрения он из­ложил в работе «Шесть книг о государстве» (1576). В согласии с «Политикой» Аристотеля он считает основой государства семью. Государство представ­ляет собой содружество, которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество, основы­вающееся на частной собственности. Боден признает имущественное неравенство в обществе как естест­венное и необходимое. Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами нескольких семей, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх — единственный, абсолют­ный источник права, суверенности.

Боден намечает также натуралистическую, т. е. географическую, типизацию государств: тип государства зависит от климатических условии. Для умеренного пояса типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справед­ливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве, тогда как народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиниться лишь сильному государству.