
- •Семинар №3 Лингвистическая концепция ф. Де Соссюра и б. Де Куртене Вопросы теоретического языкознания в трудах б. Де Куртене
- •1. На основании каких признаков противопоставляет б.Де Куртене направления языкознания?
- •3. Назовите утверждаемые б.Де Куртене методологические принципы научного языкознания.
- •5. Принадлежность к какому научному направлению обнаруживается в определении языка б.Де Куртене (структуралист)?
- •Вопросы теоретического языкознания в трудах ф. Де Соссюра
- •6. Как определяет ф. Де Соссюр материал и задачи лингвистики?
- •7. Лингвистика и смежные науки. Как ф. Де Соссюр решает вопрос об соотношении?
- •8. В чем заключается сложность определения объекта лингвистики?
- •9. Как соотносится речевая деятельность и язык?
- •11. Охарактеризуйте язык по совокупности конститутивных признаков.
- •12. Как аспектируется объект лингвистики. Охарактеризуйте важнейшие дихотомические противопоставления языка – речи, внешней – внутренней лингвистики, синхронии – диахронии.
- •13. Охарактеризуйте важнейшие признаки языкового знака, выделяемые ф. Де Соссюром.
- •14. В чем проблема выделения языковых единиц (языковых сущностей, согласно ф. Де Соссюру?)
- •15. В чем своеобразие тождества языковых знаков, согласно ф. Де Соссюру?
- •16. Охарактеризуйте понятие значимости (ценности) знака. Какова роль выделения данного типа свойств знака в целостной концепции ф. Де Соссюра?
- •17. Как характеризуются ассоциативные и синтагматические отношения?
13. Охарактеризуйте важнейшие признаки языкового знака, выделяемые ф. Де Соссюром.
Мы называем знаком соединение понятия и акустического образа, но в общепринятом употреблении этот термин обычно обозначает только акустический образ.
Связь, соединяющая означающее с означаемым, произвольна; поскольку под знаком мы понимаем целое, возникающее в результате ассоциации некоторого означающего с некоторым означаемым, то эту же мысль мы можем выразить проще: языковой знак произволен (немотивирован).
Означающее, являясь по своей природе воспринимаемым на слух, развертывается только во времени и характеризуется заимствованными у времени признаками: а) оно обладает протяженностью и б) эта протяженность имеет одно измерение - это линия.
14. В чем проблема выделения языковых единиц (языковых сущностей, согласно ф. Де Соссюру?)
Составляющие язык знаки представляют собой не абстракции, а реальные объекты (см. стр. 53); эти реальные объекты и их отношения и изучает лингвистика; их можно назвать конкретными [языковыми] сущностями этой науки.
1. [Конкретная] языковая сущность реально возможна лишь в силу ассоциации означающего с означаемым.
2. [Конкретная] языковая сущность определяется полностью лишь тогда, когда она отграничена, отделена от всего того, что ее окружает в речевой цепочке. Именно эти отграниченные [конкретные языковые] сущности, то есть [речевые] единицы, и противополагаются друг другу в механизме языка.
[речевая] единица – это отрезок звучания, который, будучи взятым отдельно, то есть безо всего того, что ему предшествует, и всего того, что за ним следует в потоке речи, является означающим некоторого понятия.
15. В чем своеобразие тождества языковых знаков, согласно ф. Де Соссюру?
Весь механизм языка зиждется исключительно на тождествах и различиях, причем эти последние являются лишь оборотной стороной первых. Поэтому проблема тождеств возникает повсюду; но, с другой стороны, она частично совпадает с проблемой [конкретных] сущностей и единиц, являясь усложнением этой последней, впрочем, весьма плодотворным. Это ясно видно при сопоставлении проблемы языковых тождеств и различий с фактами, лежащими за пределами языка.
16. Охарактеризуйте понятие значимости (ценности) знака. Какова роль выделения данного типа свойств знака в целостной концепции ф. Де Соссюра?
Для того чтобы убедиться в том, что язык есть не что иное, как система чистых значимостей, достаточно рассмотреть оба взаимодействующих в нем элемента: понятия и звуки.
Специфическая роль языка в отношении мысли заключается не в создании материальных звуковых средств для выражения понятий, а в том, чтобы служить посредствующим звеном между мыслью и звуком, и притом таким образом, что их объединение неизбежно приводит к обоюдному разграничению единиц. Мысль, хаотичная по природе, по необходимости уточняется, расчленяясь на части.
Язык можно также сравнить с листом бумаги. Мысль – его лицевая сторона, а звук – оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль отзвука, ни звук от мысли; этого можно достигнуть лишь путем абстракции, что неизбежно приведет либо к чистой психологии, либо к чистой фонологии.
Лингвист, следовательно, работает в пограничной области, где сочетаются элементы обоего рода; это сочетание создает форму, а не субстанцию. Эти соображения помогут лучше уяснить то, что было сказано выше (см. стр. 100) о произвольности знака. Не только обе области, связанные в языковом факте, смутны и аморфны, но и выбор определенного отрезка звучания для определенного понятия совершенно произволен. Если бы это было иначе, понятие значимости утратило бы одну из своих характерных черт, так как в ней появился бы привнесенный извне элемент. Но в действительности значимости целиком относительны, вследствие чего связь между понятием и звуком произвольна по самому своему существу.
Произвольность знака в свою очередь позволяет нам лучше понять, почему языковую систему может создать только социальная жизнь. Для установления значимостей необходим коллектив; существование их оправдывает только обычай и общее согласие; отдельный человек сам по себе не способен создать вообще ни одной
значимости.
В самом деле, для того чтобы было возможно говорить о ценности, необходимо:
1) наличие какой-либо непохожей вещи, которую можно обменивать на то, ценность чего подлежит определению;
2) наличие каких-то сходных вещей, которые можно сравнивать с тем, о ценности чего идет речь.
Значимость любого слова определяется всем тем, что с ним связано; даже у слова со значением «солнце» вряд ли возможно установить непосредственно его значимость, если не принять в соображение все то, что связано с этим словом; есть языки, в которых немыслимо, например, выражение «сидеть на солнце».
Подобно концептуальной стороне, и материальная сторона значимости образуется исключительно из отношений и различий с прочими элементами языка. В слове важен не звук сам по себе, а те звуковые различия, которые позволяют отличать это слово от всех прочих, так как они-то и являются носителем значения.
Языковая система есть ряд различий в звуках, связанных с рядом различий в понятиях, но такое сопоставление некоего количества акустических знаков с равным числом отрезков, выделяемых в массе мыслимого, порождает систему значимостей; и эта-то система значимостей создает действительную связь между звуковыми и психическими элементами внутри каждого знака.
В применении к единице принцип дифференциации может быть сформулирован так: отличительные свойства единицы сливаются с самой единицей. В языке, как и во всякой семиологической системе, то, что отличает один знак от других, и есть все то, что его составляет. Различие создает отличительное свойство, оно же создает значимость и единицу.