Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ekonom_1-63_Shpora.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
846.14 Кб
Скачать

47.Раскол либерализма. Утилитаризм и. Бентама. Теория "недопотребления" ж. Сисмонди.

С именем Жана-Шарля-Леонар­да Симонда де Сисмонди (1773 — 1842) связан раскол либерализма в западном экономическом мышлении — переоценка отношения к «естественному порядку» и вмешательству государства.

Сисмонди согласен, что свободная конкуренция действительно движущая сила производительности, усовершенствований, замены ручного труда машинным, снижения издержек на крупных предприятиях. Но прогресс техники влечёт периодические вытеснения из фабричного производства целых масс рабочих, сделавшихся излишними вследствие новых технологий. И для самого производства с его внешне блестящими достижениями не все обстоит так благополучно, как это полагает политическая экономия А. Смита. Крупное машинное производство с его давлением конкуренции не только оставляет лишними множество наёмных рабочих, ранее находивших занятие, но и разоряет и лишает всех источников доходов мелких производителей; оно концентрируется в руках наиболее богатых промышленников, занижающих зарплату рабочих, оставшихся на фабриках, благодаря давлению избыточного предложения труда. Покупательный спрос в обществе, где исчезают промежуточные слои — мелкие хозяйчики, мастера и лавочники, а рабочий класс почти исключен из пользования результатами возрастающей продуктивности его труда, неизбежно сужается, и это приводит к его хроническому отставанию от предложения товаров, к их перепроизводству и кризисам сбыта. Перепроизводство, не соответствующее потребностям рынка, избыток товаров и «бедность, испытываемая всеми теми, кто своим трудом произвёл слишком много богатства», — не случайность, а закономерность «естественного порядка». Это результат одностороннего стремления к накоплению капитала с неблагоприятными последствиями в сфере распределения продуктов.

Новый взгляд на предмет и метод политической экономии. Сисмонди изложил свою концепцию в книге «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению» (1819). «Новые» начала подразумевали понимание предмета экономической науки как «теории благотворительности». Целью хозяйственной деятельности является не богатство само по себе, а увеличение человеческого благополучия. Будучи историком, Сисмонди оспаривал также абстрактно-дедуктивную манеру английских экономистов; он указывал, что промышленники, связанные привычкой, вовсе не могут так быстро менять род занятий, как это допускал Рикардо, а избыток рабочего населения, вопреки Мальтусу, является следствием не природных причин, а от недостатков экономической организации.

Для смягчения, если не устранения, этих недостатков Сисмонди предлагал реформирование общества на основе социального законодательства и рассредоточения земельной собственности и капиталов. Законодательная власть должна активно вмешаться в регулирование капиталистического производства и распределения благ и в порядок землевладения; содействовать выживанию мелких мастерских и ферм. Сисмонди выступал за законодательное ограничение продолжительности рабочего дня, право рабочих на коалиции и за профессиональные гарантии — возложение на нанимателя обязанности позаботиться о рабочих во время болезни и старости. Требуя «справедливости в отношениях между фабрикантом и рабочим», Сисмонди высказывал пожелание, чтобы промышленные капиталы были поделены между «большим числом средних капиталистов», а не сосредоточены в руках владельцев-миллионеров, и чтобы рабочие были допущены к участию в прибылях и даже к тому, чтобы «иметь надежду» стать компаньонами своих хозяев.

Влияние И. Бентама. На английскую политическую экономию XIX в. не меньшее влияние, чем А. Смит и Д. Рикардо, оказал плодовитый философ Иеремия (Джереми) Бентам (1748 — 1832). Это влияние было различным для трёх поколений.

Согласно Бентаму, человек по природе своей гедонист (от лат. hedone — «наслаждение»), он мыслит и действует в соответствии со стремлением испытывать наслаждения и избегать страданий. Правительственная власть является необходимым злом, поскольку опирается на принуждение, а принуждение создаёт страдание; она проникнута «дурными» (sinister) интересами; её нельзя уничтожить, но можно ограничить. В «Наблюдениях над ограничительной и запретительной коммерческой системой» (1821) Бентам предложил английский перевод лозунга laisser faire как «leave us alone» (дословно: оставьте нас в покое Бентам считал, что политическая экономия должна быть частью более общей науки — эвдемоники (от греч. ευδαιμονία — «блаженство»). Цель этой науки — содействовать «наибольшему счастью для наибольшего числа людей», которое достигается, по мнению Бентама, как суммарная полезность от максимизации каждым индивидуумом собственной пользы в стремлении к личному преуспеянию с подсчётом наслаждений и страданий. Наслаждения и страдания Бентам представлял как своеобразные векторы, с интенсивностью и продолжительностью как главными компонентами. Благосостояние измеряется как сумма интенсивностей всех удовольствий за данный промежуток времени, умноженных на их продолжительность, за вычетом количества страданий, испытанных за тот же период и рассчитанных по аналогичной формуле.

Главные политэкономические выводы Бентама из «арифметики счастья»:

  • «из всех страстей» наиболее подвержена расчётам та, что соответствует «мотиву денежного интереса»;

  • стремление к труду — лишь «псевдоним стремления к богатству»; «сам же труд может вызывать лишь отвращение»;

  • для индивида, располагающего некоторой суммой денег, удовольствие от равной по количеству дополнительной суммы, будет меньшим, чем удовольствие от первой суммы.

Будучи сторонником свободной конкуренции, Бентам признавал, однако, конфликтность интересов различных социальных слоёв и групп, и считал, что законодательство в этих конфликтах должно содействовать тем, у кого потенциальное благосостояние в случае удовлетворения их интересов будет больше, а если эти количества равны — более многочисленной группе. Одна и та же сумма денег, будучи добавленной к доходу бедняка, принесет тому больше счастья, чем такая же сумма, добавленная к доходу богатого. Поэтому некоторое перераспределение доходов между богатыми и бедными способно увеличить суммарное количество счастья в обществе.

____________________________________________________________________________

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]