
Теория движения глаз.
Принято думать, что впечатление длины основано на сканирующих движениях глаз, от одного конца стимула к другому. Например, в иллюзии Мюллера – Лайера клинья, направленные вовне, удлиняют путь сканирования по сравнению с клиньями, направленными внутрь. Таким образом, создается ошибочное впечатление различной длины стрел. А в иллюзиях Эббингауза и Дельбефа малая фигура фиксирует движение глаз, благодаря меньшей площади, на внутреннем круге и он кажется больше, чем такой же внутри большой фигуры, где площадь сканирования больше за счет удаленности контуров фигуры от границ внутреннего круга.
Однако, в настоящее время известно, что впечатление от размеров и форм не зависит от движений глаз. Время возникновения иллюзии слишком мало, чтобы осуществить сканирование. Изображение стрел можно фиксировать при помощи стабилизирующего устройства, тогда движения глаз не могут передвигать изображение по сетчатке, тем не менее, иллюзия не слабеет.
Не ясно, почему сканирующие движения для больших объектов были больше. Возможно, что такие результаты являются не причиной, а следствием иллюзорного восприятия. То есть человек стремиться направить глаз дальше, так как фигура показалась ему больше. Иллюзия как бы предугадывается нами. Более совершенный вариант этой теории заключается в предположении, что иллюзия вызывает не столько движение глаза, сколько намерение, нервный компонент мышц глаза вынужден двигаться с неверным усилением или в неверном направлении. Данному варианту теории не противоречат факты, связанные с кратковременным восприятием объекта, когда движение глаз может и не происходить. В то же время предположение о наличии намерения пока существует на уровне гипотезы.
Теория кажущейся удаленности.
Определенные двумерные изображения создают впечатление глубины. Например, полотно железной дороги создает ретинальное изображение иллюзии Понзо. И такое изображение без каких – либо иных признаков глубины дает впечатление трехмерности. Даже рисунок или фотография, несмотря на дополнительные признаки двухмерности, создают такое впечатление глубины. В подобных картинах эффект глубины сопровождается осознанием того, что объекты, изображенные на разных расстояниях друг от друга и имеющие разные величины, в действительности одинакового размера (например, разноудаленные шпалы железнодорожного пути). В таком случае, если два объекта, расположенные на разных расстояниях были бы одной величины, то создавалась бы иллюзия, что их размеры различны (в соответствии с законом зрительного угла, согласно которому, воспринимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения).
В иллюзии Эббингауза и Дельбефа, согласно этой теории, наружные круги предлагается рассматривать как находящиеся на разном расстоянии. Большой круг воспринимается как расположенный ближе, чем маленький, соответственно, одинаковые внутренние круги должны казаться разными. То есть, если бы внутренний круг в «дальнем» круге был меньше, чем в «ближнем», это соответствовало бы представлению о равенстве величин внутренних кругов. Поскольку, размеры внутренних кругов равны, несмотря на «различное расстояние», наше сознание принимает решение, что, на самом деле, внутренний круг в большой фигуре меньше, чем в маленькой.
Эта одна из признанных теорий, подтвержденная рядом экспериментов, в которых различными способами удалялись признаки двумерности, плоский фон, после чего фигуры, вызывавшие иллюзию, рассматривались испытуемыми как трехмерные (Боринг (1961), Шиллер, Винер (1962)) [Грегори Р.Л., 1972 ].
Тем не менее полностью объяснить происхождение иллюзий нельзя и с точки зрения теории перспективы. Замена признаков трехмерности в фигурах, вызывающих иллюзию, не способствует исчезновению обмана восприятия. Например, в иллюзии Понзо эффект глубины можно исключить путем помещения линий на обратимые фигуры, благодаря чему, линия, расположенная выше будет казаться приближенной или удаленной в зависимости от восприятия обратимой фигуры, при этом сама иллюзия Понзо сохраняется.