Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гегель фен.д. (1).docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
537.5 Кб
Скачать

Лекция 3. Структура, предмет и метод выполнения «Феноменологии духа». «Схема движения являющегося сознания». (Введение).

1.Гегель о способе и необходимости поступательного движения сознания.

2. Основной принцип развития сознания и главный метод выполнения феноменологией собственной задачи или «путь, которым естественное сознание достигает истинного знания». Понятие об опыте сознания.

3. Структура «Феноменологии духа» как отражение необходимого хода движения форм являющегося сознания. Стиль феноменологии.

1.Гегель о способе и необходимости поступательного движения сознания.

Особое место в тексте работы наряду с Предисловием принадлежит и Введению, которое также не раз становилось объектом специального философского исследования. Здесь Гегель кратко излагает структуру, предмет и метод выполнения «Феноменологии духа» – то, что можно было бы назвать своего рода схемой движения являющегося духа.

Однако прежде чем приступить к решению все этих вопросов, философ посчитал необходимым оговорить суть самого познавательного процесса, или, как он напишет, «заранее договориться относительно познавания, рассматриваемого как орудие, с помощью которого овладевают абсолютным, или как средство, при помощи которого его видят насквозь» [5, с.41]. Он имеет здесь в виду, что из всех существующих представлений о познании и его разновидностях, следует выбрать то, которое более всего пригодно для достижения поставленной им цели. Это важно еще и для того, чтобы на этом пути не впасть в заблуждение и достичь «неба истины». Прежде всего, надо избавиться от ряда предубеждений, например, что между познанием абсолюта и самим абсолютом проходит непреодолимая граница. Наоборот, полагает философ, познание как орудие для овладения абсолютной сущностью, не оставляет саму эту сущность в том виде, в каком она есть для себя, а само всячески формирует и изменяет ее. Иначе говоря, оно не пассивно, и если мы попытаемся отнять от вещи то, что сформировано самим нашим познанием, то она предстанет перед нами такой же, какой она была до нашего ее познания, а последнее покажется нам вообще ненужным занятием. Итак, не следует считать познание чем-то отделенным от абсолютного, а само абсолютное рассматривать как нечто существующее вне нашего познания. От таких «пустых представлений», по Гегелю, следует избавиться. С их помощью просто хотят отгородиться от самой науки, и такие представления непременно рассеиваются, как только эта наука выступает на сцену. Но что, по Гегелю, представляет собой сама эта наука?

Философ считает, что, выступая на сцену, наука сама есть некоторое явление, но ее выступление еще не есть она сама во всей ее полноте и развитии ее истины. Он сравнивает науку с тем, что он называет «неподлинным знанием», которое представляет собой обыденный взгляд на вещи. Она не может просто противопоставить себя ему, отвергнуть последнее, уверяя, что только она одна и есть знание совсем иного, высшего порядка. Тем более что и обыденное, неистинное знание точно так же может ссылаться, и ссылается, на никчемность для него этой науки. Мы бы имели в таком случае просто два «голых уверения» и не больше, что, по Гегелю, совершенно не возможно. Исходя из такого рода предварительных рассуждений, философ и пытается здесь, во Введении к «Феноменологии духа», обосновать свое, единственно правильное, как он полагает, «изложение являющегося знания» [5, с.44].

Он разъясняет, что предметом его исследования следует считать являющееся знание; а само его изложение можно рассматривать как тот путь, которым естественное сознание достигает истинного знания; или как «тот путь, каким душа проходит ряд своих формообразовний, как ступеней, предназначенных ей ее природой, дабы она приобрела чистоту духа, когда она благодаря полному познанию на опыте самой себя достигает знания того, что она есть в себе самой» [5, с.44]. Этот путь есть не что иное, как сознательное проникновение в неистинность являющегося знания. Однако при этом естественное сознание не следует рассматривать как нечто нереальное и вовсе не потому, что само оно считает себя реальным знанием. Для него этот указанный Гегелем путь имеет исключительно негативное значение, потерю себя самого, так как таким образом оно теряет свою собственную истину. Этот путь есть сознательное проникновение в неистинность являющегося знания, где самым реальным становится то, что еще не реализовано. Те формообразования или ступени сознания, о которых упоминает Гегель, и последовательность которых должна быть пройдена сознанием на его пути, представляют собой «подробную историю образования самого сознания до уровня науки». Речь идет о рассмотрении феноменологией всего объема являющегося знания с тем, чтобы сделать дух способным к исследованию истины, но на этом пути сознание вынуждено будет «отчаиваться» в т.н. естественных представлениях, мыслях и мнениях, которыми оно всегда наполнено и обременено.

Для Гегеля крайне важным оказывается изобразить т.н. неподлинное сознание в его неистинности во всей полноте его форм, и это не является чисто негативным движением. То, что кажется естественному сознанию лишь чистым «ничто», на деле имеет определенную ценность, оно само есть уже некоторый результат, у него есть конкретное содержание. В результате подобного отрицания, негации, возникает новая форма знания, а посредством этого отрицания совершается переход. С помощью такого рода перехода и получается искомое поступательное движение через полный ряд формообразований сознания.

Целью вышеописанного Гегелем поступательного движения является такой его пункт, в котором знанию больше не нужно будет выходить за пределы самого себя, где оно, наконец, находит себя и где «понятие соответствует предмету, а предмет – понятию». Это поступательное движение к конечной цели, т.е., к абсолютному знанию, процесс безостановочный, и, более того, ни на одной из его стадий сознание не может найти своего удовлетворения. Причем, это чисто внутренний процесс, сознание само «насильно заставляет испортить себе ограниченное удовлетворение». По Гегелю, это и боязнь истины, и одновременно горячее рвение к ней. Если сознание проходит этот путь, то феноменология должна будет изобразить его, так как она является наукой о явлениях этого знания, таким образом, она должна систематически понять и развить прогресс знания. В этом, по Гегелю, и состоит ее правильно обоснованная задача.

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]