Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 2.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
458.24 Кб
Скачать

Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали ш5

Один из главных принципов морали — принцип гуманизма, вы­ражающийся в признании человека главной ценностью, а его инте­ресов — приоритетными. Гуманизм — это защита достоинства лич­ности, ее свободы и всестороннего развития; это торжество человечности в человеческих отношениях. На протяжении всей че­ловеческой истории соблюдение или нарушение принципа гуманиз­ма, борьба за его реализацию всегда были в центре внимания. Вот и сейчас мы оцениваем страны, правительства и президентов именно по результатам их деятельности для человека и во имя человека.

Близок гуманизму принцип альтруизма, заключающийся в бес­корыстной любви и заботе о благе другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.

Эгоизм часто отождествляют с индивидуализмом. Сравните, например, оп­ределения индивидуализма, приводившиеся выше, с определениями эгоиз­ма, взятыми из тех же словарей: эгоизм — «предпочтение своих интересов интересам других людей», «себялюбие, предпочтение своих интересов ин­тересам общества и других людей». Как видим, определения практически тождественные, подчеркивающие в обоих случаях противопоставление лич­ности и общества, пренебрежение интересами других людей, любовь к себе. Вместе с тем Э. Фромм, считавший любовь к себе высшей ценностью гума­нистической этики, делает, казалось бы, парадоксальное утверждение: «Эго­изм и любовь к себе, ни в коей мере не будучи тождественны, являются прямыми противоположностями. Эгоистичный человек любит себя не слиш­ком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя... Он неизбежно несчастен и тревожно силится урвать у жизни удовольствия... Кажется, что он слишком много заботится о себе, но в действительности он только делает безуспешные попытки скрывать и компенсировать свой про­вал в деле заботы о своем собственном Я... Эгоистичные люди не способны любить других, но они не способны любить и самих себя». Непривычный подход, не правда ли? Подумайте и оцените его.

Согласно Э. Фромму, любовь к себе и любовь к другим в прин­ципе связаны: «Если индивид.в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще... Мое собственное Я должно быть таким же объек­том моей любви, как и другой человек». Именно такую созидатель­ную любовь к себе предполагает «новый» индивидуализм, для кото-

Ж Раздел П. Теоретические проблемы этики

рого «утверждение моей собственной жизни, счастья, развития, сво­боды коренится в моей способности любить, то есть в заботе, уваже­нии, ответственности и знании».

Признание созидательной роли индивидуализма в его положи­тельном, гуманистическом смысле делает особенно актуальным та­кой нравственный принцип, как принцип толерантности, предпола­гающий проявление терпимости к Иному: иным взглядам, ценностям, поведению. В современных условиях демократизации и плюрализ­ма эта терпимость к инакомыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических и межнациональных отно­шений, где ее отсутствие зачастую ставит целые народы в состояние непримиримого противостояния и даже гражданской войны.

Стремление во что бы то ни стало навязать свою точку зрения, нежелание и неумение понять другого и признать его право быть другим, следовать иным нормам и ценностям, вкусам и моде — все это признаки нетерпимости, уходящей своими корнями в одно­мерность нашего мышления, неумение мыслить диалектично, нахо­дить рациональное зерно в самых, казалось бы, взаимоисключаю­щих позициях. А ведь именно терпимость и интерес к Иному — залог прогресса и утверждения нового в науке, политике, искусст­ве, человеческих отношениях. Возможно, поэтому известный писа­тель-постмодернист Умберто Эко считает: «С нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонным усилием воспитания, начи­ная с самого нежного детства, прежде чем она... превратится в по­веденческую корку, непробиваемую, толстую и твердую... Именно тут наша работа».

С терпимостью ни в коем случае не следует путать равнодушие, которое иногда из временного состояния может превращаться в прин­цип, казалось бы, нейтрального поведения, на самом деле ведущий, как правило, к подлости и предательству. Он характерен для людей, безразличных к чужой боли и страданию, а тем более — к судьбам человечества. Выражаясь в позиции «моя хата с краю», он проявля­ется как в бытовых, житейских ситуациях (не заступиться за оби­женного, не выступить против несправедливости), так и в ситуациях масштабного, глобального характера, когда терпимость становится неуместной, ибо может угрожать безопасности других.

Так, многие немецкие обыватели знали о страшных концлагерях смер­ти. Многие боролись и протестовали против ужасов фашизма, потому что не могли мириться с этим, но многие молчали: «Меня это не каса-