- •Доклад Россия и русские в английской художественной литературе
- •Оглавление
- •Введение
- •Глава 1. XVII век
- •§1 Джон Мильтон «Потерянный рай»
- •Глава 2. XVIII век
- •§1 Даниэль Дефо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо»
- •§2 Джеймс Томсон «Времена года»
- •Глава 3. XIX век
- •§1 Джордж Байрон «Дон Жуан»
- •§2 Альфред Теннисон «Атака легкой бригады» и «Атака тяжелой бригады»
- •§3 Редьярд Джозеф Киплинг «Ким»
- •Заключение
- •Список источников и литературы
Глава 1. XVII век
В английской литературе XVII в. как в зеркале проявилось отражение событий революционной эпохи 1640-1660-х гг., проходившей под знаменем пуританства. Борьба за чистоту протестантской религии наложила огромный отпечаток на английскую культуру и литературу. Поэты и писатели обращаются к сюжетам Ветхого Завета.
§1 Джон Мильтон «Потерянный рай»
Во введении нами не случайно упомянут Ричард Ченслер, т.к. его описание путешествия в Россию легло в основу «Краткой истории Московии», написанной Джоном Мильтоном в промежутке между 1649 и 1652 гг. (точная дата не известна, книга была издана после смерти автора в 1680-х гг.). Мильтон занимал пост латинского секретаря в правительстве Кромвеля, т.е. был фактически главой внешнеполитического ведомства. Однако эта книга рассказывает не столько о современной ему России (источники Мильтона устарели лет на 100), сколько об отражении проблем и чаяний современной ему Англии: в частности Мильтон особенно выделяет выборность предводителей ополчения Минина и Пожарского, царя Алексея Михайловича18. Работая с материалами английских путешественников, он отбирал «то, что считал особенно важным для Англии, - сведения о Сибири, о пути, ведущем в Китай, об отношениях России и Польши; он акцентировал детали, представлявшиеся ему наиболее значительными и яркими, свободно переносил из одного текста в другой привлекавшие его внимание подробности, тем самым оживляя его»19. В частности Мильтон продолжает традиции изображения дикой и деспотичной России с избиением жен20 и неограниченной властью царя21.
Но в историю английской художественной литературы Джон Мильтон вошел как поэт. Его произведение «Потерянный рай» Н.П. Михальская считает эпосом пуританской революции и вызовом реакции, т.к. в восстании мятежного Сатаны против могущества Бога отражен острый конфликт современной поэту эпохи22. Россия предстает здесь в череде географических объектов, над которыми носится Сатана, разыскивая новосозданный мир, населенный людьми.
В книге II на выходе из Ада Сатане пытаются противостоять чудовищные стражи ворот - Грех и Смерть. В тот момент, когда Сатана уже готов вступить в схватку со Смертью, Мильтон сравнивает их с тучами над буйным Каспийским морем:
«Соперники стремятся поразить
Друг друга в голову, закончив бой
Одним ударом, и глядят в упор,
Кипя от ярости, подобно двум,
Тяжелой артиллерией небесной
Вооруженным, тучам, что висят,
Недвижные, над Каспием, пока
К воздушной стычке их не подстрекнет
Сигналом трубным ветер» 23.
В книге III Сатана, выведавший местонахождение человека, летит над бескрайней степью - местом кочевья татар, на контрасте с плодородными долинами Индии и желанным торговым Китаем:
«Поверхность шара внешнего, вблизи
Предстала плоской сумрачной страной,
Пустынной, дикой ширью, без границ,
Затерянной в ночной, беззвездной тьме
И окруженной завываньем бурь
Неистового Хаоса; таков
Был негостеприимный материк.
Лишь с краю одного едва сквозил
Далекий отблеск от Небесных стен,
И вихрь не столь свирепо там ревел.
Здесь Враг шагал привольно, словно гриф
Имауса, чьи снежные хребты
Стоят преградой на стезе татар
Кочующих; от скудных скал родных,
Где нет поживы, хищник прочь летит
На поиски барашков и козлят,
К верховьям Ганга и Гидаспа — рек
Индийских, где пасутся их стада,
В нагорьях, но садится отдохнуть
Среди пути, на степи Сериканы,
Где легкий, тростниковый свой возок
Китаец, парусами оснастив,
По ветру мчится»24.
В добавленной позднее книге XI архангел Михаил являет Адаму земной мир и рассказывает всю историю человечества:
«…Пращур взглядом охватил
Простор, где возвышались города
В древнейшие и новые века,
Столицы пресловутых государств,
От Камбалу, где Хан Катайский правил,
От Самарканда, где струится Оке,
Где Тамерлана горделивый трон,
И до Пекина - пышного дворца
Китайских императоров ; потом
Свободно взоры праотец простер
До Агры и Лагора - городов
Великого Могола; дальше, вниз,
К златому Херсонесу; и туда,
Где в Экбатане жил Персидский царь,
А позже в Исфагани правил Шах;
К Москве - державе Русского Царя»25.
Россия предстает здесь в череде азиатских государств, поражающих своим богатством и экзотикой. Тем не менее, в «Краткой истории Московии» Мильтон прямо определяет Россию, как «самую северную из Европейских стран»26. Таким образом, возникает двойственный образ России: географически - на севере Европы, а подсознательно - в Азии со всей ее придворной роскошью, деспотизмом властей и дикостью нравов.
По замыслу Мильтона географические описания составляют мироздание, где время нелинейно: прошлое еще не свершилось, а всю историю можно обозреть разом.
Образы России в поэме традиционны не только для английской, но и для западноевропейской литературы в целом («Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна, «Персидские письма» Шарля Монтескье): буйная, дикая природа, татары в бескрайней степи, Москва - златоглавая столица, резиденция пышного царского двора. Хотя «златым» здесь назван Херсонес, а «пышным» - дворец китайских императоров, эти образы применительно к Москве хорошо знакомы нам по «Краткой истории Московии»27.
