
- •1. Благодеяние, дарение, жертвование как основа традиций филантропии в эпоху Античности
- •2. Деятельность благотворительных учреждений в Средние века
- •3. Развитие благотворительной деятельности в Европе в Новое время:
- •4. Возникновение национальных государств и особенности благотворительной деятельности в европейских странах
- •5. Благотворительность в европейских странах и сша в XIX в.
- •6. Генезис благотворительности в средневековой Руси. Соотношение частного и общественного начал в деле помощи неимущим
- •7. Благотворительность и общественное призрение в Российской империи в XVIII в. Создание государственных органов призрения неимущих
- •8. Государственная форма призрения неимущих с привлечением общественного и частного элементов. Благотворительные ведомства и учреждения XIX в., «на особых основаниях управляемые»
5. Благотворительность в европейских странах и сша в XIX в.
Т.Б. Смит — автор исследования «Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период» анализирует основные черты благотворительности XIX в.
Прежде всего благотворительность формировала важный компонент самооценки местных элит. Благотворительность упрочивала лояльность населения к местным элитам и центральная власть не должна была соперничать с ними за симпатии бедноты. Дающий любил напомнить просителю о себе. Наличие благотворительности до некоторой степени оправдывало неравенство. В западной Франции традиционное покровительство элиты крестьянам сохранилось до середины XIX в. В некоторых районах западной Франции замки оставались главным источником помощи бедным вплоть до 1880-х годов.
Согласно Т.Б. Смиту, «движущей силой благотворительности в XIX в. был общественный престиж. Благотворительность добавляла престиж городу, как, например, Гамбургу в XVIII в., и те, кто занимались ею, приобретали солидный общественный и политический капитал. Это было характерно и для небольших городков, в которых приют мог оказаться самым большим и внушительным зданием после церкви и ратуши.
Участие в управлении приютом или солидным благотворительным обществом обеспечивало определенные привилегии. Так, в Лионе в начале XIX в. оно было свидетельством высокого социального статуса. Те, кто занимались такой деятельностью, по их собственным словам, “облагораживались посредством благотворительности, благороднейшей из добродетелей”».
На протяжении всего XIX в. противники государственной социальной помощи утверждали, что финансируемая государством социальная помощь отрицательно сказывается на положении филантропов. Многие сторонники филантропии считали, что побуждение к этой деятельности должно оставаться личным порывом, а не законодательно закрепленной обязанностью. Т.Б. Смит ссылается на «Руководство для комиссаров и дам-благотворительниц Парижа», которым пользовались руководители организаций по оказанию помощи бедным и волонтеры: «Благотворительность — это призвание состоятельных граждан. Благотворительность милосердна и исполнена любви, но, прежде чем действовать, она изучает; наблюдает... и добавляет к материальной помощи утешение, совет и даже отцовское порицание... Она позволяет (дающему. — Т.С.) разбогатеть своими добрыми делами».
Для этого же времени характерно появление отдельных филантропов и филантропических движений нового типа, которые собирали информацию и обследовали положение семей рабочих, здоровье членов их семей и городской бедноты, наряду с необычайным размахом появления частных библиотек, университетов, больниц, музеев и проч. для общественного пользования.
Создаются филантропические тематические комиссии, статистические общества для проведения социальных обследований с целью информирования и мобилизации общественного мнения, привлечения внимания официальных кругов к «темным» сторонам социальной действительности. В рамках так называемой социальной (моральной) статистики большинство тем обследований было связано с проблемами социальной гигиены, условиями жизни бедных слоев населения.
Около одной пятой исследований Лондонского статистического общества было посвящено проблемам бедности. Изучались цены на продукты и одежду, семейные бюджеты, уровень дохода. Организаторами статистических исследований были ученые (экономисты, математики, историки), официальные лица, учителя, врачи (в большинстве своем это были состоятельные люди). Так, Манчестерское статистическое общество образовалось в 1833 г., и, как писали в газетах, основано оно было «тринадцатью джентльменами во главе с врачом Дж. Кей-Шаттлуортом, которые испытывали непременное желание содействовать повышению прогресса… помимо желания они имели средства». В результате проводимых исследований был накоплен солидный материал об образе жизни обездоленных, заложены основы городской этнографии.
Помимо деятельности Манчестерского и Лондонского статистических обществ в конце XIX в. в Англии следует отметить эмпирические исследования бизнесмена Ф. Идена, а также ливерпульского предпринимателя-судовладельца Ч. Бута и его последователей.
Во Франции и Германии рассматриваемого периода также известны как в истории филантропии, так и в истории эмпирических социальных исследований работы французских и немецких филантропов-реформаторов. В сфере социальной гигиены — это обследования А. Паран-Дюшатле, Л. Виллерме (врач), Р. Вирхова (патологоанатом), а в сфере моральной статистики — А. Герри (юрист), Э. Энгеля (инженер и статистик), особой вехой стали монографические исследования (case studies) семей рабочих в разных странах Ф. Ле Пле (горный инженер).
Филантропы-реформаторы ставили целью проводимых по их инициативе и поддержке исследований поиск действенных методов социального реформирования вообще, организацию национальных систем общественного здравоохранения, регулирование условий найма в частности.
Подъем интереса к социальным проблемам совпал с подъемом рабочего движения и был направлен на поиск эффективных мер для разрешения конфликтов.
Следует отметить влияние христианских традиций на работы большинства членов статистических обществ и отдельных энтузиастов, которые рассматривали свои исследования как часть поли-тики морального совершенствования, а социальную науку — как реализацию идей христианства.
Конец XIX в. был периодом технических инноваций и явился предзнаменованием периода быстрого экономического развития в европейских странах и США в первой половине ХХ в. Экономический рост предоставил возможность аккумулировать очень большие состояния в руках отдельных лиц или их семей. Такие имена, как А.В. Меллон, Г. Форд, А. Карнеги, Дж. Рокфеллер, В.К. Келлог, Ч.С. Мотт являются символом того времени и благотворительности, часть их состояния в форме уставного фонда используется и до настоящего времени. Средства из этих фондов и по сей день используются для поддержки разных благотворительных, культурных или образовательных программ и проектов.