
- •Лекционные материалы по учебной дисциплине «этнопсихология»
- •Вопрос 1. Возникновение и развитие этнопсихологических воззрений в России до начала хх века.
- •Вопрос 2. Исторические судьбы отечественной этнопсихологии после 1917 года.
- •Сущность этнопсихологических явлений и их характеристика.
- •Вопрос 1. Сущность национальной психологии и ее структура.
- •Вопрос 2. Характеристика системообразующих компонентов национальной психологии.
- •Вопрос 3. Динамические компоненты национальной психологии.
- •Вопрос 1. Проблемы этнопсихологии в натуралистических школах социологии Запада.
- •Вопрос 2. Проблемы этнопсихологии в психологических концепциях социологов Запада.
- •Вопрос 3. Американская этнопсихологическая школа.
- •Национально-психологические особенности американцев
Вопрос 2. Проблемы этнопсихологии в психологических концепциях социологов Запада.
Помимо рассмотренных нами этнопсихологических концепций биологического направления во второй половине 19 века в Западной Европе широкое распространение получили и психологические теории, которые были весьма многочисленны. Различаясь между собой, они, тем не менее, имели и общие черты, благодаря чему образовали особое направление в социологии и соответственно в этнопсихологии, развивавшейся в то время в рамках социологической науки.
Общим для психологических теорий является то, что они стремились объяснить общественные явления в целом и этнопсихологические в частности, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами.
Хотя психологические теории по способу объяснения общества, социальных и этнопсихологических явлений относятся к одному направлению в социологии, их, тем не менее, можно разделить на группы в зависимости от того, как они трактуют психические факторы и их влияние на социальные и этнопсихологические явления и общество в целом. Поэтому данные теории делят на социально-психологические и индивидуально-психологические.
Одной их первых социально-психологических теорий является возникшая в Германии в 50-60-х годах так называемая школа психологии народов. Теоретической основой школы стали философское учение Гегеля о «народном духе» и положения эмпирической психологии немецкого философа и психолога Гербарта (1776-1841 гг.) о сознании, бессознательной психике и душе. Создателями школы были немецкий философ и языковед Хейман Штейнталь (1823-1889 гг.) и швейцарский философ Мориц Лацарус (1824-1903 гг.).
Первоначальный замысел создания новой науки, объединяющей историко-филологические исследования с психологическими, был изложен авторами в редакционной статье первого номера «Журнала сравнительного исследования языка» в 1852 г. В 1959 г. Штейнталь и Лацарус основали журнал на немецком языке «Психология народов и языкознание» (выходил с 1860 г. по 1890 г.). В этом же журнале в статье «Вводные рассуждения о психологии народов» они опубликовали программные положения своей новой концепции.
Основная идея школы на этом этапе ее развития заключалась в признании «духа народа» («народного духа») в качестве некой целой, надындивидуальной субстанции, выражающей психическое сходство представителей одной нации в искусстве, языке, нравах, обычаях, мифах, религии и т.д. Индивидуальное же сознание являлось продуктом этого целого. Развитие «духа народа», согласно данной концепции авторов, зависело от внутренних причин. Главная задача «психологии народов» как отдельной науки виделась Штейнталю и Лацарусу в психологическом познании сущности этого духа и открытии законов, по которым протекает внутренняя духовная деятельность народа. Кроме того, Штейнталь и Лацарус полагали, что «психология народов» должна также определить условия возникновения, развития и исчезновения представителей того или иного народа.
По их мнению, «психология народов» (как наука) состоит из двух частей: абстрактной – отвечающей на вопрос, что такое народный дух, каковы его элементы, и прагматической – изучающей конкретные народы. Первая определяет законы, необходимые для всех народов; вторая – описывает и характеризует народы. По их мнению, основными источниками познания должны быть продукты народного духа: язык, мифы, религия, искусство, нравы – и в целом история народа.
Таким образом, Штейнталь и Лацарус первыми попытались представить систему народной психологии как науку.
Идеи основателей школы психологии народов позже развил и систематизировал немецкий психолог, физиолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.). Вундт придал психологии народов более реалистический вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев.
По его мнению, психология народов, или коллективная психология, является наукой о душе народа, которая не менее реальна, чем душа индивида. Душа народа, по мнению Вундта, не простая сумма душевных различий индивидов, а их связь и взаимодействие, что определяет новые, специфические явления и своеобразные законы.
Под народным духом, который составляет предметную область новой науки, он понимал высшие психические процессы, возникшие при совместной жизни многих индивидов. То есть народная душа есть связь психологических явлений, совокупное содержание душевных переживаний. Изучать его Вундт предлагал методом анализа исторических продуктов народов: языка, мифов, обычаев, составляющих основные области психологии народов.
Вундт внес существенный вклад в становление науки о психологии народов, более конкретно определил предмет этой науки, провел разграничение между ней и индивидуальной психологией. «Психология народов – самостоятельная наука, наряду с индивидуальной психологией, и хотя она пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь».
Вундт считал, что психология народов является описательной наукой, не претендующей на открытие и создание законов, как полагали Штейнталь и Лацарус, но фиксирующей особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Свой опыт психологического исследования традиций, обычаев, мифов, религии, искусства народов Вундт изложил в своей десятитомной «Психологии народов» (1900-1920 гг.).
Замечу, что задавшись вопросом о природе социальности, психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и социального сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю и Лацарусу, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа, как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия «телесных влияний» на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же «народным духом». Это психологическое сходство индивидов проявляется в их самосознании, понимание природы которого весьма затруднительно. Возможно лишь описание этого самосознания.
Разработками проблемы психического склада народов и рас на рубеже 19-20 веков в русле рассматриваемого нами направления занимались и многие другие западные социологи и психологи. В частности, работы известных французских ученых Габриэля Тарда и Гюстава Лебона, ознаменовали переход от биологического детерминизма в этнопсихологии к эволюционно-психологическому пониманию общества.
Основоположником и наиболее последовательным представителем психологических теорий в западной социологии был криминалист и социолог, профессор в Колледж де Франс Габриэль Тард (1843-1904 гг.), который, стремился освободить социологию от биологизма. Он, например, считал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений, которые существуют между живущими в данном обществе индивидами. Что же касается поведения представителей тех или иных этнических общностей, то оно во многом определяется подражанием, посредством которого один человек берет пример с другого человека. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды. Всякое изобретение вызывает волну подражания, и поэтому существует множество волн подражания, которые между собой сталкиваются. Более сильная волна может вытеснить более слабую, или же волны полностью гасят друг друга. Точно так же волны могут пронизывать друг друга и создавать новый способ подражания. Согласно Тарду, роль подражания как социальной формы некоторого общего процесса весьма велика. Благодаря ему, общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, а с другой - развивается.
Другой исследователь этнопсихологических проблем второй половины 19 века - начала 20 века французский социальный психолог, антрополог и археолог Гюстав Лебон, (1842-1931 гг.) более известный в научном мире своим изучением психологии толпы, полагал, что у каждой расы есть своя определенная «психическая организация», формирующаяся на протяжении многих веков. Эта психическая организация является такой же устойчивой, как и ее анатомические признаки. Выражается она в совокупности психологических особенностей, называемых национальным характером.
По мнению Лебона, данные психологические особенности образуют некий средний тип, дающий возможность понять и определить народ. В своей работе «Психология народов» он пишет: «Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца...».
Глубокие различия, существующие между психическим складом различных народов, согласно Лебону, приводят к тому, что они по-разному воспринимают внешний мир, по-разному чувствуют, рассуждают и действуют. Более того, по его мнению, между психическим складом различных рас существует настоящая «пропасть», в частности, умственная.
Хотя в истории социологии Лебон считается исследователем, наиболее полно и целостно изложившим взгляды эволюционно-психологиче-ского понимания общества, он, тем не менее, как и многие ученые того времени, не смог избежать влияния биологических концепций в социологии Запада, о которых мы ранее говорили. Именно поэтому в его работе «Психология народов», на наш взгляд, содержится столь много откровенно расистских воззрений. Например, Лебон достаточно подробно пишет о низших (негры), средних (китайцы, японцы, монголы, арабы) и высших (англичане, испанцы, немцы, русские) расах, рассуждает не только об их психологических особенностях (кстати весьма интересных), но и о размерах черепов и т.д.
Более подробно со взглядами Лебона вы можете познакомится в его известном труде «Психология народов и масс», переизданном в Санкт-Петербурге в 1995 г.
В противоположность теории подражания Тарда, о которой мы говорили ранее, возникли теории, стремившиеся установить большее число факторов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений.
Одной из таких индивидуально-психологических теорий является теория инстинктов англо-американского социолога и психолога, профессора Гарвардского университета Уильяма Мак-Дугалла (1871-1938 гг.), объяснявшего социальные явления и поведение людей, представителей этнических общностей, их инстинктами. Мак-Дугалл рассматривал инстинкт как некую «наследуемую или психофизиологическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует».
Мак-Дугалл выделял около 20 основных инстинктов, обусловливающих поведение человека, например, любопытства, драчливости, самоуничижения, воспроизведения себе подобных и т.д. Главенствующим же инстинктов он считал стадный инстинкт. Любые общественные изменения Мак-Дугалл сводил к действию одного или нескольких инстинктов.
Мак-Дугалл различал, например, инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, инстинкт самоунижения и мечту утверждения, подкрепленные эмоциями покорности и надменности, родительский инстинкт и эмоцию нежности.
Таким образом, по Мак-Дугаллу, инстинкты выступали в качестве внутренних неосознаваемых мотивов поведения людей. Естественно, что у представителей каждой этнической общности имелась своя специфика инстинктов. Исходя из этой теории, Мак-Дугалл не только рассматривал соответствующим образом социальное поведение представителей различных этнических общностей, но и отстаивал превосходство так называемой «нордической расы».
Завершая рассмотрение психологических теорий в западной социологии применительно к проблемам этнопсихологии, замечу, что на этнопсихологических взглядах социологов Запада начала ХХ века достаточно заметно отразилось влияние идей как фрейдизма, так и бихевиоризма, завоевавших тогда большое признание среди исследователей. Естественно, что многие этнопсихологи не могли не считаться с критиками и позже были вынуждены отказаться от некоторых наиболее несостоятельных положений учения Фрейда, не порывая, тем не менее, с основной направленностью его методологии и оперируя более модернизированными понятиями и категориями.
Этнопсихологические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Большой вклад в развитие западной этносоциологической мысли второй половины 19 столетия внесли крупнейшие социологи и философы Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.), основатели исторического материализма - социально-философской теории об общих законах и движущих силах развития общества. Исторический материализм исходил из первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. То есть духовное, психическое рассматривалось как производное от внешнего мира.
Маркс и Энгельс считали, что особенности национальной психологии людей социальны по своей природе и являются продуктом исторического развития общества. Решающими факторами, влияющими на формирование этих особенностей, по их мнению, являются экономические и социально-политические условия жизни людей. «Вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, общественным бытием, - отмечали они, - изменяются также и их представления, взгляды и понятия, - одним словом, их сознание».
В работах Маркса и Энгельса можно встретить много психологических характеристик англичан, французов, немцев, ирландцев и представителей других народов. Энгельс, например, отмечал такие черты английского национального характера как энергичность, решительная деловитость, практицизм, нелюбовь к абстрактным теориям, слабое воображение, спокойная рассудительность, флегматичность, замедленная реакция, хладнокровие, стойкость, упорство, чрезмерная привязанность к традициям, склонность к строгому соблюдению различного рода условностей и другие.
Характеризуя, например, национальную психологию французов, Маркс и Энгельс отмечали их подвижный темперамент, легкую возбудимость, импульсивность, страстность, тщеславие, сообразительность, смышленность и изобретательность, остроумие, большой вкус в гражданских и военных модах, а у немцев - пунктуальность, педантизм, дисциплинированность, воинственность, надутое и безмерное чванство и другие черты.
Важной заслугой Маркса и Энгельса в развитии этнопсихологической мысли является то, что они увидели и обосновали на конкретных примерах проявление национальной психологии в любом виде практической деятельности людей, а также в их поведении в различных ситуациях. У Энгельса даже есть отдельная работа («Армии Европы»), посвященная фактически проявлению национальной психологии народов Европы в боевой деятельности. Она не потеряла своей актуальности и до сегодняшнего дня. Маркс и Энгельс также полагали, что национальная психология очень ярко отражается и в народном творчестве - литературе, музыке, песнях, танцах.
В целом же их этнопсихологические взгляды представляют очень большой интерес.