Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
disser_сотов.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
809.47 Кб
Скачать

§2. Опг как коллективный субъект преступления.

ОПГ как коллективный субъект60, как нечто целое, оказывает существенное влияние на свои отдельные структурные элементы, основными из которых являются исполнители преступной акции.

Организованная преступная группа обычно анализируется с точки зрения особенностей внутренней структуры и складывающихся внутри нее субъектно-личностных отношениях. Общие сведения о ее структуре уже были даны при описании организационно-управленческого информационного блока криминалистической характеристики ОПД. Сейчас будет уделено подробное внимание тем структурно-функциональным звеньям, члены которых совершают такое преступление как убийство. Описание взаимоотношений между членами группировки представляет собой субъектно-личностный информационный блок. Упор будет сделан на описание признаков, которые имеют отношение к совершению убийств.

Поэтому описание субъекта убийств, совершаемых ОПГ, должно состоять из 3 частей, содержащих следующие сведения:

I. - Какими именно группами, и какими их функциональными элементами совершаются убийства.

II. - Каков личностный состав и внутренний психологический климат таких группировок.

III. - Криминалистическое описание непосредственных исполнителей.

Организационно-функциональное описание ОПГ

Как представляется, структурно-организационное построение группировки в целом предопределено ее типом, а построение функциональных звеньев, «ответственных» за совершение убийств, зависит от места, которое данное преступление занимает в деятельности конкретной группировки. Соответственно, ниже будут рассмотрены 3 наиболее распространенных типа криминальных формирований:

  1. ОПГ, использующая убийство в качестве базового элемента;

  2. ОПГ, использующая убийство в качестве вспомогательного элемента;

  3. ОПГ, использующая убийство в качестве побочного элемента.

ОПГ, использующая убийство в качестве базового элемента

Такая группировка обладает резко выраженной корыстно-насильственной направленностью и принадлежит к общеуголовному типу преступного формирования. Звенья, предназначением которых является совершение убийств, существуют в ней постоянно и относятся к низовому, исполнительскому уровню иерархии. Группировки, специализирующиеся на заказных убийствах, могут иметь относительно примитивную структуру и напоминать обыкновенные банды, однако гораздо более значительную роль в этом преступном бизнесе, как представляется, играют другие, более высокоорганизованные формирования. Для них характерен особый уровень конспиративности. Это объясняется тем, что их членам приходится опасаться не столько преследования со стороны правоохранительных органов, сколько мести различных ОПГ, пострадавших от их действий, и даже со стороны прежних заказчиков.

Такие преступные формирования часто стремятся легализовать себя под вывеской частных охранных служб. Это позволяет на законном основании приобретать оружие, а также проводить подготовку «сотрудников». Причем эти «сотрудники» часто могут не знать друг друга ни по именам, ни в лицо. Все их данные находятся в едином диспетчерском центре, обычно в компьютерной базе данных. При получении «заказа» руководитель среднего звена определяет, кому поручить его исполнение, после чего те, кто был избран, извещаются по телефону или при личной встрече. «Киллерам» объясняется план предстоящего преступления, выдается оружие, после чего они могут приступать к «заданию».

В случае если исполнители были задержаны на месте преступления, сама коммерческая структура, служащая прикрытием, немедленно ликвидируется. Однако руководство группировки, контролировавшее фирму-прикрытие через подставных лиц, сохраняет список «кадров» и по истечении некоторого времени возобновляет свою деятельность, уже под вывеской другой охранной фирмы. Зачастую такие группировки обладают коррумпированными связями в органах ВД, ответственных за выдачу лицензий на частную детективную и охранную деятельность.

ОПГ, использующая убийство в качестве вспомогательного элемента

Данные убийства также совершаются ОПГ корыстно-насильственной направленности, общеуголовного типа - например, банды Структурные звенья, в чьи функции входит совершение убийств, как и в описанном выше случае, являются обязательными элементами группировки и относятся к исполнительскому уровню. Базовым элементом подобных групп, как правило, являются вооруженные нападения, вымогательство, разбой, и т.д. Соответственно оружие у них имеется с самого начала и может находиться в арсенале. Эти группировки имеют относительно примитивную структуру, в которой, однако есть четко выраженный лидер. Эти группировки редко используют вывески коммерческих структур для легализации своей деятельности. Убийство может быть в зависимости от обстановки совершено любым членом группировки, участвующей в налете. Какой-либо «специализации» внутри группировки нет.

Следует отметить, что в связи с очевидной тенденцией проникновения ОП в экономику и ее «переквалификации» на хозяйственные рельсы, наблюдается спад насильственной организованной преступности. Это связано с возможностью получения гораздо большего дохода от коммерческих афер, чем от самого удачного вооруженного нападения, причем личный риск существенно меньше, а уголовный закон мягче в отношении санкций. Поэтому следует ожидать, что убийства в рамках вспомогательного элемента будут совершаться все реже и реже.

ОПГ, использующая убийство в качестве побочного элемента

Убийства в рамках побочного элемента могут совершаться ОПГ различных типов (банды, группы расхитителей, формирования экономической направленности) и различной направленности (корыстно-насильственной, корыстно-ненасильственной и т.д.). Для общеуголовных, корыстно-насильственных группировок, а также для группировок смешанного типа (хозяйственно-общеуголовного) характерны так называемые «разборочные» убийства, когда с помощью такого крайнего, и в то же время распространенного метода, враждующие формирования пытаются разрешить свой конфликт. Группировками всех типов также практикуются убийства собственных ненадежных членов, чья деятельность грозит дестабилизировать «нормальный» ход преступной деятельности. Нельзя упускать из виду случаи физического уничтожения руководителей коммерческих структур, не являющихся ОПГ по своей сути, которые стали жертвой соперников по бизнесу не нашедших иного способа конкурентной борьбы. Наконец, известны примеры устранения хозяйственными или управленческими группировками государственных чиновников, работников правоохранительных органов, народных депутатов, журналистов и т.д.

«Рабочие элементы» ОПГ, на которые возлагается совершение таких преступлений, могут относиться к разным уровням иерархии. В большинстве случаев это низовой исполнительский уровень, но иногда их совершают представители организационно-контрольного уровня. Именно они принимают решения об уничтожении членов формирования, нарушающих внутреннюю дисциплину, законы группировки и т.д. Группой обеспечения безопасности ликвидируются члены ОПГ, заподозренные в контактах с правоохранительными органами, соперничающими группировками, а также инициирующие конфликт внутри нее самой. Они же «отвечают» за убийства должностных лиц, представляющих угрозу преступному формированию.

Элементы структуры ОПГ, в чьи функции входит совершение убийств в рамках побочного элемента, могут быть как постоянными, так и функционально-целевыми или временно-функциональными. Общеуголовные, корыстно-насильственные группировки действуют через постоянные элементы - рядовых боевиков, состоящих в «штате» и обладающих достаточным уровнем криминального профессионализма для совершения такого рода преступлений.

Несколько иначе может обстоять дело с формированиями хозяйственно-корыстного и управленческо-корыстного типа, имеющих ненасильственную направленность. Большинство их членов не имеет навыков обращения с оружием, психологически не подготовлены к совершению убийства. Однако в рамках этих ОПГ часто создаются специальные единицы, предназначенные для уничтожения лиц, опасных для группировки. В тех случаях, когда подобные звенья не существуют постоянно, корыстно-насильственные формирования при необходимости могут прибегать к «услугам» других преступных группировок или даже отдельных личностей, для которых совершение убийства не представляет затруднений. Такие лица или группировки становятся частью ненасильственных формирований на время, для выполнения конкретной задачи, являясь, следовательно, временно-функциональном ее элементом.

Для корыстно-хозяйственных преступных формирований очень характерна легализация под вывеской коммерческой структуры. Это объясняется необходимостью открытия банковского счета, соблюдения юридических формальностей и т.д. При этом звенья, предназначенные для обеспечения криминальной охраны интересов группировки, обычно маскируются под службу безопасности. В одном из известных случаев инициатором и организатором убийства председателя Центра Содействия Предпринимательству при администрации г. Казани оказался руководитель охранной службы одной из коммерческих организаций. Он сообщил убийцам необходимые данные о жертве, предоставил оружие. Сами же исполнители к этой организации отношения не имели61.

Следует отметить, что даже, несмотря на наличие собственных специальных звеньев, для совершения именно убийств, преступные формирования могут обращаться за посторонней «помощью», поскольку это существенно повышает уровень конспиративности. Действовавшая на территории Башкирии банда Джафарова для ликвидации лидера конкурирующей ОПГ привлекла двух боевиков из Екатеринбурга, хотя обладала собственным штатным «киллером»62.

Субъектно-личностная характеристика ОПГ.

Данный информационный блок может быть разбит на 2 раздела. Один содержит информацию, касающуюся личных качеств и признаков участников ОПГ, а второй - об отношениях, складывающихся между ними, о психологическом климате, о тенденциях, складывающихся внутри группировки, и т.д.

Личные качества участников ОПГ

Первый раздел, в свою очередь, включает в себя следующие данные:

  1. о наличии у ее членов криминального и уголовно-процессуального опыта;

  2. о типе лидера;

  3. о степени криминальной активности членов ОПГ.

Наличие предыдущего криминального и уголовно-процессуального опыта среди членов различных ОПГ распространено не так широко, как принято считать. По исследованиям некоторых авторов 60 % участников изученных группировок вообще не были судимы. Но около 10 % обладали всеми или большинством признаков преступного профессионализма, имели судимости63. Лидеры организованной преступности, действующие в сфере экономики чаще имеют судимость за хозяйственные преступления64. Особенно высок процент рецидивистов среди лидеров разного уровня общеуголовных формирований. Для хозяйственных и управленческих группировок это менее характерно, хотя рецидивистами могут быть руководители среднего уровня - командиры «боевых» звеньев. Лица, непосредственно совершающие убийства, далеко не всегда имеют соответствующий криминальный опыт, но иногда могут обладать профессиональными навыками, полученными в частях специального назначения, армии и т.д. Особенно это типично для ОПГ, у которых убийство входит в базовый элемент.

Лидер группы оказывает существенное влияние на как на деятельность формирования в целом, так и на совершение ею отдельных преступлений, в частности убийств. Особенно значительно влияние лидера для совершения убийств в рамках побочного элемента. Им принимаются решения об уничтожении того или иного лица. В то же время поведение лидера, сущность принимаемых им решений определяются его положением в структуре ОПГ и некоторыми личными качествами. Далеко не всегда наличие прежних судимостей, криминальный профессионализм являются образующими качествами лидера преступного формирования. В.М. Быков сутью лидерства считает обладание какими-либо качествами, которые наиболее полезны группировке65. Соответственно, ценность лидера и его устойчивость в этой роли напрямую связаны с успешностью деятельности всей группы в целом. Неудивительно, что лидеры ОПГ не задумываясь принимают решение об уничтожении людей, стоящих на пути группировки.

В настоящее время криминалистическая наука накопила достаточно материала, чтобы произвести классификацию лидеров преступных формирований. Так В.М. Быковым, к точке зрения которого в данном случае присоединяется автор, были выделены следующие типы66:

а) лидер - вдохновитель;

б) лидер - организатор;

в) лидеры смешанного типа.

Лидер - вдохновитель наиболее далеко отстоит от совершения конкретных преступлений и выполняет роль советника-консультанта, указывающего, какие шаги надо предпринимать и от каких следует воздерживаться. Наиболее распространен, как показывает практика, тип лидера-организатора. Обычно это «последовательно-криминальный тип личности, с высокой степенью антиобщественной направленности, который не только использует или подыскивает подходящую ситуацию для совершения преступления, но и активно создает ее»67. Лидеры-организаторы стремятся поддерживать в своих ОПГ жесточайшую дисциплину, воздействуя на подчиненных всеми возможными способами. Известны случаи, когда такие лидеры даже собирали на них порочащую информацию, чтобы при помощи такого рода шантажа обеспечить их покорность68. В больших по численности группировках существуют также лидеры, выделяющиеся наибольшей степенью активности, поднимаясь над исполнительской средой благодаря своей опытности или удачливости. Они часто входят в состав среднего звена управления.

Такой показатель как степень криминальной активности применим, прежде всего, к представителям исполнительного звена, на которых обычно возлагается совершение убийств. Само исполнительское звено внутренне неоднородно. Основную нагрузку по осуществлению ОПД несет часть, которую в криминалистической науке принято называть главной. В нее входят инициативные исполнители, зачастую играющие роль лидеров среднего звена. В совершении заказных или разборочных убийств они редко принимают участие. В то же время они чаще совершают убийства во время нападений, налетов и совершении прочих корыстно-насильственных преступлений.

Другую группу составляют второстепенные исполнители, которые могут действовать в группе не постоянно, а привлекаться эпизодически. Именно на них часто возлагалась ликвидация того или иного лица. После выполнения «задания» такие исполнители иногда сами уничтожаются.

Психологический климат в ОПГ

Второй раздел субъектно-личностной характеристики ОПГ призван описать совокупность взаимоотношений, складывающихся между ее членами. В целом это весьма сложный механизм, сущность которого заключается в опосредовании таких отношений через содержание и ценности организованной преступной деятельности.

Наибольшее криминалистическое значение, как представляется, имеют следующие факторы, определяющие психологический климат:

  1. психологический статус данного формирования среди других группировок;

  2. степень остроты противоречий и конфликтности в отдельных структурных звеньях;

Как показывают наблюдения, там, где криминальное формирование обладает высоким авторитетом в преступном мире и даже в сфере легального бизнеса, где группа устойчива и хорошо организована, там наиболее высока психологическая спаянность всех участников69. И наоборот, «хорошая» репутация ОПГ свидетельствует о сплоченности его членов, их умении соблюдать четкую дисциплину, координировать свои действия и т.д.

И все-таки в самых сплоченных формированиях неизбежно имеют место две противоположные тенденции: центростремительная и центробежная. При успешном осуществлении ОПД преобладает центростремительная тенденция - в группировку приходят новые люди, укрепляется авторитет лидера, а значит, и его власть. Степень конфликтности и остроты противоречий может быть охарактеризована как низкая, незначительная. Если и присутствует какая-либо внутренняя борьба, она ведется в скрытых формах.

Однако и скрытые противоречия, равно как и провалы в осуществлении преступной деятельности, могут рано или поздно приводить к раскручиванию центробежных тенденций. По наблюдениям В.М. Быкова почти все конфликты внутри ОПГ имеют тенденцию к раскручиванию, поскольку все члены группы должны так или иначе определиться по отношению к конфликтующим сторонам70. Во многих случаях результатом бывает уничтожение вожаков какой-либо из противоборствующих сторон, или раскол формирования, выход из него части членов. Если в итоге вместо одной группировки образуются две, вполне возможно начало между ними войны за «наследство» - источники дохода, сферы влияния и т.д. Конфликтная ситуация впоследствии практически неизбежно находит выход в уничтожении побежденной стороны или в расколе группы.

Криминалистическое описание непосредственных исполнителей убийств, совершаемых ОПГ

В подавляющем большинстве изученных случаев (87 %) убийцами являются мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. Они далеко не всегда имеют судимости, а если и имеют, то, как правило, за другие, менее тяжкие преступления. Исключением могут являться руководители организационно-контрольного звена, которые тоже иногда оказываются непосредственными участниками убийств.

Что касается профессиональных навыков, то члены ОПГ, чей базовый элемент составляют убийства, а также представители специальных структурных звеньев прочих группировок часто имеют определенные навыки, которые могут быть ими использованы при совершении убийств. Это, например, умение метко стрелять, обращаться с взрывчатыми веществами, владеть холодным оружием и т.д. Одна из группировок корыстно-ненасильственной направленности привлекла для совершения убийства студента одного из институтов, который занимался исследованием проведения взрывных работ.

Положение убийцы в самой ОПГ редко бывает высоким. Очень мало случаев, когда они принадлежали среднему или высшему эшелону управления (большинство таких фактов наблюдается в небольших формированиях, без развитой управленческой структуры). Это исполнители, перед которыми руководство ставит определенную задачу. Очень редко они имеют представление о том, с какой целью совершается ими данное убийство. Зачастую они даже не входят в постоянный состав преступного формирования. В небольших по численности группировках исполнители могут лично общаться с лидером и получать указание непосредственно от него, но в крупных ОПГ, представители низовых звеньев иногда даже не знают в лицо свою элиту, и приказы им отдают руководители организационно-контрольного звена.

Какими-либо особыми физическими и психологическими качествами убийцы, действующие в составе преступных группировок, не выделяются. Их интеллектуальный уровень в целом можно оценить как посредственный. К совершению преступлений они относятся как к своего рода работе, за выполнение которой получают вознаграждение. Порой убийства совершались ими под психологическим давлением со стороны руководства. Изредка среди них отмечаются случаи нервных заболеваний и определенных психологических отклонений, которые, тем не менее, не делают их невменяемыми. Так, руководитель среднего звена одной из ОПГ получал моральное наслаждение от лишения человека жизни. У убийц могут отмечаться случаи пристрастия к алкоголю и наркотикам, хотя во время совершения преступлений они практически всегда трезвы.

Работая с участником ОПГ, привлекаемым к ответственности за убийство, следователю надлежит учитывать, что этот процесс будет сопряжен со значительными трудностями, пока это лицо осознает себя частью сплоченного криминального коллектива, чувствует за собой его поддержку или наоборот довлеющую угрозу. Поэтому задачей следователя является психологическое «отделение» человека от группировки, что в значительной степени «разоружит» подследственного и сделает его более доступным для сотрудничества со следствием.