- •Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Сотов Александр Игоревич
- •Глава I. Теоретическая концепция организованной преступности. Криминалистическая характеристика опд.
- •§1. Исследование организованной преступности в рф.
- •§2. Общие черты криминалистической характеристики опд.
- •§3. Криминалистическая характеристика убийств, совершаемых опг в свете закономерностей организованной преступной деятельности.
- •Глава II. Криминалистическая характеристика убийств, совершаемых опг.
- •§1. Особенные черты криминалистической характеристики убийств, совершенных опг.
- •§2. Опг как коллективный субъект преступления.
- •Глава III. Особенности расследования убийств, совершенных опг, в различных следственных ситуациях
- •§1 Следственные ситуации первоначального этапа
- •§ 2. Следственные ситуации последующего этапа.
- •1. Проверка показаний подозреваемого
- •2. Изобличение подозреваемого в совершении преступления.
- •3. Установление мотивов совершения убийства
- •4. Установление связей подозреваемого с определенной опг или его членства в ней.
- •5. Установление инициаторов убийства.
- •§ 3. Заключительный этап расследования.
- •1. Анализ собранного материала и подготовка обвинительного заключения
- •2. Ознакомление обвиняемых с материалами дела
- •3. Рассмотрение ходатайств обвиняемого и защитника
- •4. Подготовка материалов для органов по расследованию организованной преступной деятельности.
- •Глава IV. Преодоление противодействия расследованию со стороны опг. Особенности проведения отдельных следственных действий.
- •§ 1. Особенности проведения отдельных следственных действий.
- •§ 2. Тактические особенности преодоления противодействия расследованию.
- •Список использованной литературы.
- •I. Нормативные документы.
- •II. Отдельные произведения и монографии.
- •IV. Статьи и публикации.
- •VI. Диссертации.
- •VII. Иностранная литература.
- •Программа исследования материалов уголовных дел
- •Вопросы, задаваемые при интервьюировании следователей
§3. Криминалистическая характеристика убийств, совершаемых опг в свете закономерностей организованной преступной деятельности.
Каждое преступление, совершаемое криминальным формированием, становится частью его ОПД. Будучи деталями этого явления, они несут на себе его отпечаток и могут быть рассмотрены в разрезе его общих закономерностей. Анализ криминалистической характеристики убийств, совершаемых организованными группировками, проведенный с учетом закономерностей криминалистической характеристики ОПД в целом, позволит выработать даст нам понимание глубинной сути этих преступлений, установить неслучайный характер тех типовых черт, которые будут приведены в следующей главе.
Если рассматривать совершение убийств с точки зрения значимости их места в процессе ОПД, они могут относиться ко всем 4 его элементам, приобретая в каждом случае новые характерные криминалистические черты.
В качестве базового элемента, убийства практикуются организациями наемных убийц и другими группировками корыстно-насильственного характера. Необходимо отметить, что вообще ОПГ, чей базовый элемент составляют исключительно убийства, отечественной практике известно немного. Возможно, это объясняется их глубокой законспирированностью и наличием четко отлаженных «защитных механизмов»; возможно для этого существуют другие причины, которые будут рассмотрены ниже. Больше распространены группировки, для которых совершение убийств является одним из базовых элементов. ОПГ некорыстной направленности, специализирующиеся на убийствах (террористические организации), более характерны для политической сферы.
Распространены убийства в качестве вспомогательного элемента, которые совершаются для подготовки стержневого преступления (убийство охранника при вооруженном ограблении пункта обмена валюты) или сокрытия его следов (убийство случайного свидетеля).
Достаточно часто встречаются убийства, входящие в побочный элемент организованной преступной деятельности (например, уничтожение членов соперничающей группировки).
Наконец, отнюдь не редкостью стали, убийства, относящиеся к нетипичному элементу ОПД. Это объясняется доступностью огнестрельного оружия для многих членов преступных формирований, особенностями склада их личности, пристрастию многих из них к алкогольным напиткам, наркотикам и т.д. Отсюда многочисленные случаи убийств по собственной инициативе на бытовой почве, на основе личных неприязненных отношений и пр.
Данная работа будет посвящена рассмотрению убийств, совершаемых группировками корыстной направленности, и относящихся только к базовому, вспомогательному и побочному элементам. Убийства, составляющие нетипичный элемент, оставлены автором без рассмотрения, поскольку они совершаются отдельными членами организованного сообщества по своей собственной инициативе и, в принципе, могут раскрываться на основании методики расследования обыкновенных убийств, чьим субъектом ОПГ не является. Что касается убийств, совершенных группировками некорыстной ориентации, они были опущены, во-первых, по причине отсутствие в распоряжении автора достаточного количества практических и научных материалов. Небольшое количество, имеющихся в практике правоохранительных органов дел данного вида, что говорит о небольшой, по крайне мере, в настоящий момент актуальности этой темы. Однако нельзя не отдавать себе отчет, что в условиях политической нестабильности в стране, ростом у определенной части населения экстремистских настроений, весьма возможно появление доморощенных террористических организаций, чьи устремления внешне будут лишены корыстных мотивов. Это может по-новому поднять вопрос о важности методики расследования убийств, совершенных ОПГ некорыстной ориентации.
Во всех случаях предметом посягательства преступников выступает человеческая жизнь. Но для того, чтобы понять, для чего та или иная группировка совершает убийство, надо иметь представление о тех результатах, которые она получает (то есть рассмотреть предмет ее ОПД на втором уровне). Это может быть получение прямой или косвенной материальной выгоды. В первом случае материальную выгоду составляет, например, вознаграждение, выплачиваемое «заказчиком» за совершение «заказного» убийства, и тогда совершение убийств может быть отнесено к базовому элементу; во втором случае материальная выгода может образовываться за счет получения наследства, страховых выплат и т.д., и тогда убийство является скорее вспомогательным элементом. Наличие косвенной выгоды просматривается при устранении представителей конкурирующих группировок или работников правоохранительных органов, свидетелей и прочих лиц, чья деятельность угрожает группировке; оказании воздействия на должностных лиц, запугивании.
При исследовании способа совершения убийств организованным формированием необходимо учитывать закономерности способов ведения организованной преступной деятельности вообще. Одной из таких закономерностей является стремление криминальных формирований сделать механизм как можно более отлаженным. И это неизбежно приводит к выработке стандартной модели совершения отдельного преступления, операции, цикла. Другая закономерность заключается в наличии связи между техническими и человеческими ресурсами, находящимися в распоряжении преступного формирования, и характером осуществляемой ею противозаконной деятельности34. Иногда с самого момента образования ОПГ ее лидеры имеют продуманную программу действий, в соответствии с которой и происходит формирование структур группы. Лидеры представляют, какие деяния будет совершаться их группой, какими ресурсами ей надо для этого обладать, как оптимальнее построить ее структуры. В другом варианте по мере развития формирования, увеличения численности, входящих в нее лиц, приобретения дополнительных навыков криминального профессионализма группа может изменять свою направленность, осваивать новые ниши уголовного мира.
Когда одно и то же преступление совершается ОПГ неоднократно, у нее вырабатывается стандартизированная модель действий, с помощь которой группировка привыкла добиваться желаемого преступного результата и скрывать следы своей противозаконной деятельности. Соответственно, эта модель объективно предопределена имеющимися в распоряжении членов ОПГ техническими средствами и навыками обращения с ними. Как только меняется техническая вооруженность формирования, меняется и механизм совершения преступления (например, формирование, прежде убивавшее своих жертв путем удушения, после того, как обзавелось несколькими стволами огнестрельного оружия, стало широко использовать для убийств новейшие пистолеты с приспособлением для бесшумной стрельбы). Отдельные детали могут меняться в зависимости от обстановки каждого конкретного преступления, но его основные черты сохраняются.
Отсюда следует, что у каждой преступной группировки рано или поздно вырабатывается свой почерк, свой modus operandi. И этот modus operandi, как показывает практика, обладает такими чертами как устойчивость и индивидуальность, хотя при совершении однотипных преступлений у разных группировок могут обнаруживаться сходные черты. Поэтому существует возможность с высокой степенью уверенности установить, какой из известных преступных группировок совершено то или иное убийство. В.И. Батищев утверждал, что причастность к преступлению той или иной ОПГ «можно установить по индивидуальным следам людей, входящих в ее состав, и повторяющимся индивидуальным признакам криминалистической характеристики преступлений»35. Указанная закономерность была исследована автором на материалах исследованных уголовных дел. Было изучено 32 преступных группировки, совершившие в общей сложности 264 убийства. Указанные группировки имели различную направленность, и совершаемые ими убийства относились к различным элементам их ОПД. Был проведен сравнительный анализ эпизодов, имевших место в различные периоды преступного функционирования каждой из группировок, причем сравнивались убийства, входящие в состав одного и того же элемента преступной деятельности (базового, вспомогательного, побочного). В результате были получены следующие данные:
1) Основная часть убийств совершается одним и тем же оружием (видом оружия) - в рамках базового элемента - 89 % случаев; в рамках вспомогательного элемента - в 76 % случаев; в рамках побочного элемента - в 69 % случаев.
2) При использовании оружия преступниками сохранялся определенный стереотип действий (дистанция выстрела, места, места ранений, место установления взрывного устройства и т.д.) - в рамках базового элемента - в 93 % случаев; в рамках вспомогательного элемента - в 53 % случаев; в рамках побочного элемента - в 72 % случаев.
3) Подготовка к непосредственному нападению на жертву (выслеживание, заманивание, устройство засады и т.д.) и осуществление преступления протекают в схожей обстановке - в 83 % убийств, совершенных в рамках базового элемента; в 71 % убийств, совершенных в рамках вспомогательного элемента; в 64 % убийств, совершаемых в рамках вспомогательного элемента.
4) Применялся аналогичный способ сокрытия трупа - в 85 % убийств, совершенных в рамках базового элемента; в 39 % убийств, совершенных в рамках вспомогательного элемента; в 94 % убийств, совершенных в рамках побочного элемента.
При этом было отмечено, что вариации с используемым оружием и обстоятельствами его применения в существенной степени относились за счет повышения материальных возможностей группировки, повышения уровня ее вооруженности. Что касается обстоятельств совершения преступления и способа сокрытия трупа, то вариации имели место в-основном в тех случаях, когда в группировке менялось лицо, ответственное за организацию и подготовку преступления.
Таким образом, было доказано существование объективно определенного modus operandi у конкретных преступных формирований.
Данный фактор имеет огромное криминалистической значение, поскольку помогает ориентировать следствие, выдвигать и строить версии, которые будут наиболее плодотворны для скорейшего раскрытия преступлений, а также организовать автоматизированный учет преступлений, совершаемых организованными формированиями по modus operandi. Этот инструмент (автоматизированный учет) уже показал себя высокоэффективным средством борьбы с серийными преступлениями. Благодаря ему эффективность работы следователей удавалось повысить на 45-60 %36. В настоящий момент уже существуют компьютерные банки данных, формируемые правоохранительными органами стран-членов СНГ, на основании которых осуществляется учет организованных преступных группировок и совершаемых ими преступлений, и куда стекается информация, в частности, о раскрытых и нераскрытых убийствах. Далее в работе будут приведены рекомендации автора по построению информационной структуры такого учетного банка данных.
Описание типовых разновидностей обстановки убийств, совершаемых организованными формированиями, будет дано ниже. Сейчас же необходимо отметить, что убийства могут являться составной частью операций и циклов, и на них также оказывает влияние обстановка ОПД. В таких сферах проявлениях как транзитная перевозка грузов убийства совершаются на автодорогах или в непосредственной близости к ним с целью скрыть следы нападения на автомобиль и завладения грузом.
Убийства, относящиеся к побочному элементу («разборочные»), могут не входить в состав циклов, но они являются своеобразным барометром состояния преступного мира. Как правило, они совершаются для достижения победы в конкурентной борьбе, при столкновении интересов соперничающих формирований, захвате сфер влияния и т.д. Зато эти убийства зачастую тесно привязаны к тому или иному узлу ОПД, который стал предметом соперничества нескольких группировок. Так борьба за контроль над крупным казино однажды вылилась в «войну» между двумя крупными группировками, повлекшую большое количество жертв с обоих сторон.
Особую сложность для раскрытия представляют собой убийства, совершенные международными группировками, то есть такими, чья преступная деятельность осуществляется на территории нескольких государств. Практика знает случаи, когда члены такого преступного формирования, совершившие ряд убийств в г. Москве, сразу же
скрывались на территории Грузии. Разоблачение и осуждение членов ОПГ, осуществляющих свою деятельность в нескольких государствах, требует четкого взаимодействия правоохранительных органов ряда стран. В связи с наметившейся в наше время тенденцией к интернационализации организованной преступности, борьба с такими группировками приобретает особую актуальность.
Большой интерес представляет собой также взаимосвязь между совершением группировкой убийств и ее структурными звеньями, ответственными за это. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что принадлежность убийцы к тому или иному звену иерархической структуры криминального формирования зависит от целей убийства и типа преступного формирования.
Представители контрольно-организационного звена преступных формирований всех типов (особенно это характерно для общеуголовных формирований) могут совершать убийства членов группировки, нарушающих установленные в ней правила поведения, что мешает осуществлению преступной деятельности. Представители групп безопасности первой категории могут совершать убийства работников правоохранительных органов и членов ОПГ, подозреваемых в сотрудничестве с ними (что тоже типично для уголовных банд).
Представителями исполнительного звена убийства могут совершать по указанию организаторов и контролеров, как для описанных выше целей, так и при осуществлении базового или вспомогательного элементов ОПД. Совершение ими убийств по собственной инициативе следует относить к побочному или нетипичному элементам.
Представители высшего руководства практически никогда не совершают убийств лично; в случае необходимости ими отдаются распоряжения представителям среднего или исполнительного звена. В то же время, привлечь лидера криминального формирования к ответственности за убийство всегда представлялось заманчивой задачей для сотрудников правоохранительных органов, поскольку это позволяло применить к ним максимально суровые санкции и более надежно их нейтрализовать. Как показывает практика, лидеры ОПГ принимают участие в совершении убийств наравне с прочими членами группировки в небольших формированиях со слабо развитой иерархической структурой. По мере их роста и усложнения внутреннего строения руководящее ядро все дальше отстраняется от непосредственного участия в криминальных акциях. Тем более таких, как совершение убийства. Практике (особенно зарубежной) известно, правда, довольно много случаев, когда убийство совершались лично лидерами мощных группировок с высоким уровнем организованности.37 При этом такие лидеры как правило начинали свою «карьеру» с самых низов уголовного мира и имели личные счеты с жертвой. На высшей стадии развития в совершении убийств принимают непосредственное участие лишь те ее члены, которые состоят в специально предназначенных структурных звеньях.
Совершение убийств может быть задачей обязательных или функционально-целевых структурных элементов, существующих в ОПГ постоянно. Последнее особенно характерно для общеуголовных группировок. Для хозяйственно-корыстных и управленческо-корыстных формирований совершение убийств исполнительным и даже контрольно-организационным звеном нехарактерно. Когда возникает необходимость физического устранения какого-либо лица, их лидеры обращаются за помощью к «специалистам». Таких «специалистов», привлеченных индивидуально или целой группой, можно рассматривать как временно-функциональные структурные элементы.
Наиболее часто убийства совершаются общеуголовными группировками корыстно-насильственного толка. Для них это преступление может являться частью базового, вспомогательного или побочного элементов. Поэтому в таких группировках постоянно существуют структурные единицы, ответственные за уничтожение людей. Для корыстно-ненасильственных группировок убийство является экстраординарным средством, к которому они прибегают в исключительных обстоятельствах. В подавляющем большинстве случаев они относятся к побочному элементу их ОПД и применяются как средство устранения конкурентов, защиты от разоблачения и т.д. Поэтому соответствующие элементы структуры этих групп обычно недолговечны.
* * *
Описание криминалистической характеристики организованной преступной деятельности, приведенное выше, было сделано с целью уточнения смысла терминов, которые будут использованы в дальнейшем, а также для изложения взглядов автора на отдельные моменты, касающиеся в целом роли убийств в организованной преступной деятельности. Это описание также позволяет выявить детали, имеющие особое значение для такого специфического вида убийств. Поскольку они являются частью ОПД, для них справедливо многое из того, что было сказано выше. Как представляется, эффективную методику их раскрытия можно составить лишь на основе синтеза криминалистических знаний об «обыкновенных» убийствах и об ОПД.
