«Вторгаясь в настоящее, предвидь будущее»
В экологической практике необходимо учитывать принцип обманчивого благополучия. Согласно этому принципу результаты антропогенного вмешательства могут существенно различаться на начальном и последующих этапах. Так, после первых успехов может создаться иллюзия положительного решения задачи, но успешность любого мероприятия можно объективно оценить лишь после результатов прохождения всех природных цепных реакций. Продолжительность природного цикла может составить несколько десятков лет.
Примеров обманчивого благополучия предостаточно. Так, Теодор Рузвельт, известный своей увлеченностью охотой, решил в свое время сохранить оленей на одном из плато в Аризоне. Для этого истребили всех волков. В результате, в первые годы действительно поголовье оленей сильно увеличилось, но через несколько лет стало катастрофически падать. Причина была не только в нехватке корма для большого стада, но и в том, что нежизнеспособные и больные олени, которые раньше уничтожались волками, оставались жить, принося нестойкое к болезням потомство.
Всемирная организация
здравоохранения в 50-е годы ХХ века из-за
частых эпидемий малярии на севере о.
Борнео (Бруней) начала работы по
распылению пестицидов, убивающие
малярийных комаров. Эпидемия малярии
отступила, но вместе с комарами погибли
многие другие насекомые, в том числе
мухи и тараканы. В результате стали
гибнуть ящерицы, которые питались
отравленными насекомыми. Затем стали
гибнуть кошки, поедавшие ящериц.
Размножившиеся в отсутствии кошек крысы
начали набеги на деревни. Поскольку на
крысах живут блохи, являющиеся
переносчиками чумы, возникла опасность
эпидемии чумы. Для исправления ситуации
на остров срочно стали доставлять
здоровых кошек. Эту цепочку событий
можно было предвидеть.
«Отравленные реки впадают в море слёз»
Взаимодействие между изменяющимися компонентами системы, как правило, имеет нелинейный характер, и слабое изменение одного из параметров системы может вызвать сильное отклонение других параметров или привести к изменению всей системы в целом. Поэтому, системообразующая роль различных элементов экосистемы может быть неравнозначной. И даже слабые воздействия, не вызывающие в экосистеме заметных ответных реакций, могут после их накопления привести к развитию стремительного разрушительного динамического процесса. Поэтому, нелинейность многих природных процессов должна быть учтена при принятии природоохранных решений.
Так, живые организмы способны накапливать определенные химические элементы и соединения таким образом, что если в окружающей среде концентрацию некого элемента принять за единицу, то на первом пищевом уровне у фотосинтезирующих организмов - она возрастет в 10 раз, на следующем пищевом уровне - в 100 раз и т.д. В результате безвредные концентрации элементов могут стать токсичными.
Например, после попытки уничтожения комаров на озере Клир-Лэйк в США инсектицидом ДДТ, его концентрация в воде составила 0,02 части на 106, в планктоне – 10 на 106, в рыбах, питающихся планктоном, – 903 на 106, в хищных рыбах – 2690 на 106, а в рыбоядных птицах – 2134 на 106. Таким образом, концентрация ДДТ увеличилась в 100 000 раз по мере продвижения вверх по пищевой цепи, что привело к сокращению численности птиц на озере (Инге-Вечтомов, 1998) . Этим объясняется тот факт, что хищники высокого ранга в пищевых цепях подвержены большим опасностям.
Таким образом, окружающая нас природа значительно сложнее и многообразнее, чем мы её представляем. Ничто не находится в покое: всюду на планете происходят постоянные изменения, превращения. Одни процессы происходят буквально на наших глазах, другие длятся столетиями. Одни превращения явны, другие скрыты и проявляются через промежутки времени. Современная экология только постигает сложнейшие механизмы функционирования окружающей среды.
