Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психогенетика.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.7 Mб
Скачать
  1. Влияние социальных факторов на эффективность серотониновой системы у человека.

Было установлено, что у макак резусов (Масаса mulattа), имеющих определенный генотип, серотониновая система чувствительна к социальным факторам. Возникает закономерный вопрос, не выполняется ли та же закономерность и в случае человека? Это предположение удалось экспериментально проверить. Исследование проводили на выборке здоровых добровольцев, для каждого из которых был установлен его генотип (речь идет о размерах промоторной области гена транспортера серотонина SLC6A4). В качестве социального фактора в данной работе использовали социально-экономический статус индивида. Его оценку осуществляли на основе двух следующих параметров:

• суммарного времени, затраченного индивидом на свое послешкольное образование: в колледже, вузе и т.д.;

• годового дохода индивида.

Каждый параметр оценивали в баллах по специальной шкале, после чего выводили их усредненное значение. Разумеется, подобный подход далек от совершенства. Но в первом приближении и он оказался приемлемым. Он позволил разделить испытуемых на две группы: с условно высоким и условно низким социально- экономическим статусом.

У каждого испытуемого тестировали активность серотониновой системы. Это возможно с помощью нескольких стандартных методик. В одной из них спинномозговую жидкость конкретного индивида исследуют на содержание основного производного серотонина (5-гидроксиинозитолуксусной кислоты). Чем выше содержание этого химического соединения, тем выше суммарная активность серотониновой системы.

Другая методика основана на использовании фенфлурамина — препарата, стимулирующего мощный выброс серотонина и в то же время резко подавляющего его реимпорт. В результате серотонин накапливается в синаптических щелях, что приводит к значительному усилению надлежащих ответов, и в частности, — к повышению концентрации пролактина в крови (пролактин относится к числу нейрогормонов, выделяемых гипофизом при активации серотонинэргических синапсов). Следовательно, измеряя концентрацию пролактина в крови при введении определённого количества фенфлурамина, можно оценивать суммарную активность серотониновой системы. Эта методика и была использована в данном эксперименте.

Оказалось, что людям, гомозиготным по L-промотору, свойственна одинаковая активность серотониновой системы вне зависимости от их социально-экономического статуса. Совсем иная закономерность наблюдается у генотипа SS: активность при высоком статусе соответствует норме, но при низком существенно падает (приблизительно на треть). Сходная ситуация обнаружена и у гетерозигот, однако падение активности у них не столь заметно. А поскольку пониженная активность серотониновой системы тесно связана с чрезмерно высокой степенью агрессии, то низкий социально-экономический статус является фактором, способным провоцировать излишнюю агрессивность, но не у всех людей, а только у обладателей определенных генотипов: гомозигот SS и гетерозигот LS. При этом мы вновь убеждаемся, что социальные факторы взаимодействуют с генотипом на уровне молекулярных механизмов, а значит, не имеют принципиальных отличий от биологических. Соответственно, возникает ряд принципиальных вопросов:

• какие ферменты изменяют активность при низком социальном статусе;

• на каком из этапов реализации генетической информации происходит изменение активности этих ферментов;

• какие молекулярные системы позволяют ощущать низкий или высокий социальный статус;

• какие пути используются для передачи воспринятой информации;

• почему у особей генотипа LL низкий социальный статус практически не отражается на эффективности серотониновой системы?

В результате можно с полным основанием говорить о зарождении нового направления в психогенетике — изучение молекулярных механизмов действия социальных факторов.