- •Розділ 1. Етика як наука.
- •Тема1.1. Предмет этики. Основні етапи
- •§ 1. Этимология терминов «этика», «мораль», «нравственность»
- •§ 2. Этика как философская наука о морали
- •§ 3. Взаимосвязь этики с другими науками, изучающими мораль.
- •§ 4. Основные задачи этики в современных условиях.
- •§ 1. Этические идеи Древнего мира
- •§ 2. Этическая мысль Средневековья и Возрождения
- •§ 3. Этические учения Нового времени.
- •§ 4. Западная этическая мысль XX в.
- •§ 5. История этической мысли Украины
§ 4. Западная этическая мысль XX в.
Анализ этических учений Нового и Новейшего времени свидетельствует о том, что они развивались в соответствии с этапами эволюции общества. XX век — время бурных социальных и культурных событий, стремительного развития науки и техники, качественных изменений в производстве, глобальных проблем. Общий кризис культуры, стремление гармонизировать и усовершенствовать мир и душу индивидов отразились и в этических поисках.
Разговор об этике XX в. начнем с этики, которую можно назвать марксистско-ленинской. Марксистская философия, сохраняя последовательные связи с опытом предыдущей этической мысли, всегда претендовала на принципиально новый подход к изучению сущности морали. Исходным пунктом своих размышлений марксизм избрал критику предшественников, а также уже сформированную с классовых позиций систему морали. Исследование сущности морали было сведено к задачам классовой борьбы пролетариата, к революционной стратегии и тактике. В рамках социалистического общества этическая наука практически не развивалась до середины 50-х годов. Советская этическая наука сосредоточила свое внимание на таких проблемах, как исследование истории этической мысли; обоснование нормативной этики советского общества; разработка теории нравственного воспитания — то есть проблем педагогической этики; акцентирование вопросов профессиональной этики.
С начала XX в., в связи с усилением кризисных явлений капиталистического общества, происходят изменения в буржуазной морали, которые проявились в отказе от принципа гуманизма, в массовом насилии, развращении общества демагогией и популизмом. Все это в наиболее концентрированной форме проявилось в фашистской идеологии. Так, Гитлер, провозгласив свое кредо, открыто заявлял: «В политике я не знаю никаких нравственных авторитетов и законов»; «Не может быть равного права для всех»; «Мы обязаны выбрать людей, которые не позволят, чтобы ими руководили соображения морали».
Характеризируя этическую мысль XX в., следует сказать, что в границах различных философских школ возникают самостоятельные концепции нравственности, которые базируются на принципах релятивизма, волюнтаризма, субъективизма и открытого цинизма. Трагические противоречия XX в. нашли соответствующий отпечаток в поисках мыслителей экзистенциальной ориентации. Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) определяет нравственность не как истинное существование, а лишь как способ общественного манипулирования личностью, то есть в целом как нечто враждебное человеку. В соответствии с учением А. Камю (1913—1960) окружающий мир — мир абсурда, с которым человек постоянно конфликтует. Человек, личность стремится реализовать свою свободу, поэтому постоянно выступает против правительства, государства, мирового порядка, то есть против всего, что представляется ему воплощением абсурда и несправедливости. Ж.-П. Сартр (1905-1980) считает, что человек свободен абсолютно, а нравственность может стать способом реализации этой свободы. В своих правах на счастье человек свободно распоряжается своей судьбой, в том числе и правом на смерть.
Абсолютная свобода человека налагает на него и абсолютную ответственность, которая, в свою очередь, не связана с конкретной ответственностью за реальные поступки. Этика экзистенциализма абстрактна и очень отдалена от реальных общественных интересов.
Этическая концепция прагматизма (Дж. Дьюи, Ч. С. Пирс, У.Джеймс и др.) опровергает теоретический аспект морали и сводит его к рассмотрению утилитарных жизненных проблем, к «практической науке». Основу морали составляет достижение пользы любой ценой и любыми способами, что означает оправдание любой цели и характера деятельности.
В границах неопозитивизма существует субъективно-идеалистическая теория морали (Б. Рассел, Р. Карнап, А. Д. Айер и др.), которая отвергает объективные основания морали: личность сама определяет смысл нравственных ценностей, что и оправдывает любые ее действия.
Среди религиозных течений в этике следует выделить неотомизм и неопротестантизм. Неотомизм (Ж. Маритен, Э. А. Жильсон и др.) — официальное учение католической церкви. Этика неотомизма исходит из того, что источником морали является Божий разум, который определяет нравственные требования к человеку. Главной причиной нравственного зла является отступление от норм религиозной морали. Нравственность человека связана с безусловным выполнением «Божьего закона», который является единственным путеводителем к «вечному блаженству на том свете», путем нравственного самосовершенствования.
Теологическое обоснование морали представлено также в неопротестантизме (К. Барт, Р. Нибур, П. Тиллих и др.), который утверждает, что нравственность — это обращение и любовь к Богу, всепрощение и справедливость, тогда как светская мораль обосновывается лишь утилитарными расчетами и материальными эгоистическими интересами.
Одним из наиболее влиятельных философских течений XX века является психоанализ, известный представитель которого немецко-американский философ Э. Фромм (1900-1980). В своих произведениях он отстаивал традиции гуманистической этики, заложенные еще Аристотелем. Гуманистическая этика Э. Фромма считает, что ценности, суждения, в том числе и этические, могут быть созданы только на основе разума, для чего человек обязан познать самого себя, свою природу, черты и типы человеческого характера. Позитивным типом личности есть такой, для которого характерна продуктивная ориентация и творческая деятельность. Любовь, творчество, ответственность — вот действительно нравственная позиция человека в этом мире, если человек стремится сохранить мир для себя и будущих поколений.
Надо отметить, что конец XX в. в европейской этике характеризуется переходом к этике прикладной. Прикладная этика занимается проблемой нравственных коллизий в конкретных сферах общественной практики и существует как совокупность дисциплин — биоэтика, этика бизнеса, этика науки, политическая этика и др.
Русская этическая традиция пока не осмыслена как специфическое целостное явление и представлена в научно-исследовательской литературе достаточно фрагментарно. В России активное развитие этической мысли наблюдается с XIX в. Русские революционные демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.А.Добролюбов, Н. Г. Чернышевский) не ставили перед собой задачи создания целостной этической концепции. Их этические представлении встречаютя не в специальной этической литературе, а в художественных, публицистических, философских произведениях. Ориентация на конкретные практические задачи позволила русским революционным демократам высказать идеи относительно природы морали и ее проявлений (например, ими была осознана зависимость морали от общественной среды, идея исторического характера нравственности). Представляют интерес и идеи более частного характера: нравственное осуждение крепостничества; критика мещанской морали; разработка таких принципов морали, как гуманизм, патриотизм и т. д. Русская религиозно-философская этика (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Сорокин и др.), как и вся западноевропейская этика, была наполнена идеей нравственно-суверенной личности. Идею примата свободы над бытием (на свободу не может влиять даже Бог) отстаивал известный русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948). Современники Бердяева — С. Н. Булгаков (1871-1944) и В. С. Соловьев (1853-1900) считали влияние Космоса на развитие человечества доминирующим. С. Н. Булгаков ввел в этико-философскую мысль идею боговоплощения или внутренней связи между Богом и созданным им миром — софии («премудрости Божьей»), которая проявляется в мире и в человеке, что делает последнего причастным к Богу. В. С. Соловьев проповедовал идею избавления материального мира от разрушительного действия времени и пространства через булгаковскую «премудрость Божью». Особенность российской этической мысли в том, что основы морали и нравственности виделись в божественном Абсолюте, а коллективность трактовалась как религиозно-духовная общечеловеческая соборность.
