Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стажерская педагогическая практика_V курс_ДО_05...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
750.59 Кб
Скачать

Литература

  1. Дегожская А.С., Чирковская Т.В. Искусство общения учителя и ученика на уроках литературы (метод беседы)// Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.

  2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию // Сост. и ред. Ю.П.Сенокосов. – М.,1992.

  3. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов в 2х частях / Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. – Часть 1. - М.: Просвещение, 1995.

Примеры оформления конспектов уроков литературы

в старших классах

Система уроков изучения драматического произведения

(трагедия В.Шекспира «Гамлет» в девятом классе)

Перед уроками углубленного анализа текста трагедии может быть вступительное занятие, примерное содержание которого – рассказ о своеобразии позднего Возрождения, личности Шекспира, в который можно также включить краткое знакомство с поэзией великого английского писателя.

Урок второй

Тема: «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его».

Цель: осмысление трагического конфликта пьесы Шекспира на примере противостояния Гамлета с миром зла;

Задачи: 1. организовать проблемное обсуждение темы противостояния добра и зла, темы семьи как отражения конкретно-исторического и общечеловеческого содержания пьесы;

2. продолжить развитие аналитических способностей в процессе размышления над проблемными вопросами, работой со смежными видами искусства.

Литературоведческая концепция

Дисгармония мира, с которой сталкивается Гамлет.

Тяжелейшее бремя взвалила судьба на плечи Гамлета: «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его». «Восстановить» расшатавшийся век – такая миссия под силу лишь титану, каким, по сути, и мыслился человек художниками Возрождения. Мы встречаемся с Гамлетом в тот момент, когда перед ним – человеком, выросшим в понимании и любви, студентом Виттенбергского университета – обнажается драматизм бытия. Первая настоящая боль – смерть отца, которого Гамлет боготворил, в котором чтил идеал Человека («Он человек был, человек во всем»). Однако противоречие, разбившее гармонию в душе Гамлета, - это «гнусная поспешность» матери, через месяц после смерти мужа ставшей женой Клавдия. В сознании Гамлета не стыкуются любовь матери к отцу, которую он помнил и в которой вырос, и такая быстрая замена на Клавдия. Это ранит Гамлета настолько, что у него проскальзывает мысль о самоубийстве («Иль если бы предвечный не уставил запрет самоубийству»). Первый монолог Гамлета в пьесе – крик боли, непонимания, он раздираем противоречием: любит мать, но не может простить ей «гнусной поспешности».

Однако самые страшные открытия о дисгармонии мира ждали Гамлета в словах Призрака. Еще подлее и страшнее кажутся ему замужество матери, лицедейство и вероломство дяди. Гамлет видит, что человек, совершивший братоубийство, наслаждается жизнью, как если бы он не сделал ничего дурного. Это явилось для Гамлета страшным открытием, поколебавшим все его представления о жизни: он видит, что рушатся основы гармоничного миропорядка, признаки распада видны во всем, прежде всего в том, как изменились люди. Для них порок уже не является пороком, а добродетель – добродетелью:

Можно жить с улыбкой

И с улыбкой быть подлецом.

Из мира исчезли честность и честь.

Клавдий как воплощение зла.

Воплощением зла в пьесе становится Клавдий. Уже в первых словах Клавдия – лицемерие, двуличие, эгоизм: под маской скорби и печали – довольство достигнутой целью. Называя погубленного им короля Гамлета-старшего «возлюбленным братом», Клавдий скрывает изначально жившую в его душе отравляющую и ослепляющую зависть к брату; обращаясь к Гамлету «близкий сердцу сын», «первый в роде», «сын наш и сановник», Клавдий ненавидит его как ближайшее напоминание о той плате, которую пришлось заплатить за престол и королеву.

Клавдий сознает свою вину, свой страшный грех, именно поэтому Гамлету удалось заманить его в свою «мышеловку», увидеть во время пьесы страх, смятение короля. Клавдий боится божьего суда, в его душе навсегда поселился страх, он пытается смягчить душевное смятение молитвой, но к небу могут подняться лишь чистые слова: «Слова без мысли к небу не дойдут». Однако по законам вероломства и человеческой низости, вместо раскаяния, очищения совести, Клавдий выбирает иной путь – путь избавления от Гамлета. Зло растет как снежный ком, порождая новое зло: от тяжести одного убийства Клавдий пытается избавиться через другое. Таким сложным, наступательным, агрессивным оказывается зло, против которого восстает Гамлет. Однако Клавдий не бездушная машина зла, а все же человек, которому не чужды человеческие чувства – страсть к Гертруде, ощущение страха и греха. Но именно потому, что он человек, он в ответе за все, им содеянное, а потому и платит за свой нравственный выбор – неожиданной, не очищенной молитвой смертью.

Зло не было бы столь многолико, если бы гнездилось в одном человеке, однако свита Клавдия – это его своеобразное продолжение. «Жалкий, суетливый шут» Полоний становится первым вельможей при дворе Клавдия. Закон жизни для Полония – двуличие, обман, лицедейство: его любимое изречение – «Приманка лжи поймала карпа правды, обходами находим нужный ход». В мире лжи нужны такие полонии. Злом отравлена и молодость: в угоду сильным мира сего Розенкранц и Гильденстерн, называющие себя друзьями Гамлета, готовы на предательство. Разве можно играть на флейте, не умея этого, не зная ее, разве можно играть на струнах человеческой души, которая гораздо сложнее флейты, - однако Розенкранц и Гильденстерн даже не способны понять слова Гамлета, его боль, его недоумение. Они становятся воплощением неосознанного, бессмысленного, бездумного, но от этого еще более страшного предательства, а потому их смерть воспринимается как справедливое возмездие: тот, кто готовит смерть другому, сам попадает в эту гибельную сеть. Озрик, персонаж эпизодический, появляющийся лишь в одной сцене (со шляпой, которую он то снимает, то надевает в угоду Гамлету), также отражает атмосферу жизни, царящей при дворе Клавдия. Его льстивость доходит до шутовства, однако сам Озрик это растворение в лести считает нормой и шутовство свое не осознает. В датском королевстве создается напряженное, гибельное поле зла, которое ломает судьбы, обрывает жизни, уродливо изменяет человеческие души. «Мрачнеет взор, познавший правды свет», - читаем мы у Байрона. Это же мог сказать и Гамлет.

Трагедия семьи.

Трагедия Гамлета и в том, что зло обрывает его связи с самыми близкими и любимыми людьми – отцом, матерью, Офелией. Проблема духовной связи людей, мир семьи, в котором отражаются закономерности самой истории, атмосфера времени, - это еще одна вечная проблема в трагедии Шекспира. Пьеса начинается с темы разрушения семьи: гибнет семья Гамлета-старшего. Отец для Гамлета всегда был воплощением идеала Человека. Особенно разительно совершенство отца выявляется в сравнении с Клавдием: «Феб» - «сатир», «небо» - «земля», «достойнейший король» - «улыбчивый подлец». Гамлет не просто любил отца как сын, он уважал в нем правителя и человека, он видел в нем гармонию высших человеческих качеств. Смерть отца и замужество матери стали для Гамлета душевным ожогом: он мгновенно взрослеет, переступая из полудетской юности в зрелость. Гертруда не лукавит, когда обращает к Гамлету слова любви, но, не считаясь с его чувствами, в ослеплении скорби или новой страсти она на какой-то миг забывает о сыне – в этом какое-то недочувствие, та капля зла, которую она вносит в мир. Почему Гертруда, в отличие от сына, не видит истинное лицо Клавдия? Быть может, в этом – желание заглушить боль от потери мужа, заполнить жизненную пустоту (ведь Клавдий и Гамлет – братья, вероятно, в чертах лица есть что-то общее), быть может, пришла новая любовь, обжигающая страсть. Однако Гамлет отвергает возможность ослепления страстью: в годы королевы, по его мнению, властвует рассудок. Он достаточно жесток в разговоре с матерью, однако источник этой жестокости – беспредельная любовь к ней. Его слова – призыв к нравственному очищению: «Отбросьте же дурную половину и с лучшею живите в чистоте». «Из жалости я должен быть жесток»,- это еще одно противоречие, с которым сталкивается Гамлет.