Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций ИГПЗС.2ч.2012.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.89 Mб
Скачать

Правовые основы массовых репрессий.

Возникновение репрессивной машины.

О массовых репрессиях 30-х гг. написано немало. Тотаритарно-демократический режим выступал главным средством поддержания необъятной личности Сталина, давал ему и его окружению возможность осуществлять непрерывные репрессии, направленные на сокрушение не столько реальных, сколько мнимых противников и еще больше— на поддержание атмосферы всеобщего страха.

Возникновение репрессивной системы на рубеже 20-30-х гг. было не случайным, а закономерным явлением. Когда в конце 20-х–начале 30-х годов встал вопрос об источниках осуществления ускоренной индустриализации страны и о методах коллективизации крестьянства, у сталинского руководства уже был готов ответ: орудием проведения индустриализации и коллективизации станет развитый репрессивный аппарат, исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа НКВД СССР.

К 1930 г. было сформировано 6 исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) ОГПУ СССР. Круг их замкнулся к 1934 г., когда с созданием общесоюзного НКВД все советские лагеря были объединены в единую систему Главного управления лагерей (ГУЛАГ), которую возглавил НКВД СССР.

В 30-е гг. четкое функционирование репрессивной системы обеспечивали карательные органы. В 1923 г. создается единый общесоюзный орган—Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Система его органов состояла из ОГПУ СССР, ГПУ союзных республик, политотделов при исполкомах советов и особых отделов в Красной Армии и на транспорте. В 1932 г. при ОГПУ создается главное управление милиции, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись (похожая ситуация складывалась в годы гражданской войны, когда при ВЧК был создан особый трибунал).

Централизация органов системы безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР. Вместе с ОГПУ в системе НКВД создается Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Органы НКВД осуществляли тотальный контроль за всеми сферами жизни советского общества.

Система судебных и несудебных органов.

В целях проведения массовых репрессивных акций в конце 20-х начале 30-х гг. в СССР была создана хорошо отлаженная и материально обеспеченная система судебных и несудебных органов. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Вместе с судебными органами существовала целая система несудебных органов. Эта система в СССР стала формироваться еще в 1923 г. 15 февраля 1923 г. постановлением ЦИК СССР была учреждена судебная коллегия ОГПУ. Она имела право рассматривать во всесоюзном порядке дела о диверсиях, вредительстве, и других преступлениях, а также применения всех мер наказания.

По постановлению ЦИК СССР от 5 ноября 1934 г. при НКВД было образовано особое совещание— орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применить “ к лицам, признаваемым общественно-опасными” в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 5 лет. Потом его права были расширены вплоть до применения высшей меры наказания. В состав Особого совещания входили: народный комиссар внутренних дел, заместитель народного комиссара внутренних дел, начальник главного управления милиции.

В 1934 г. был создан еще один несудебный орган—комиссия НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам (“ двойка”).

Функционирование репрессивной системы.

В 1929 году острие репрессивной машины было направлено в основном против крестьянства, которое составляло основную массу населения. К политическим репрессиям с полным основанием можно отнести массовое и трагическое по своим последствиям раскулачивание. Террор был обрушен не только на “контрреволюционный кулацкий актив”, но и на значительную массу зажиточных середняков. Форсирование коллективизации толкало к максимально жестким методам насилия. Но репрессивные акции продолжались и после завершения коллективизации. Сталин и его окружение считали, что таким образом можно избавиться от неугодных. Специально для этого 20 апреля 1933 года СНК СССР принял постановление “ Об организации трудовых поселений”. Предполагалось наказывать городских жителей, которые отказались в связи с паспортизацией 1932-1933 годов выезжать из Москвы, Минска, Ленинграда.

Параллельно с репрессиями крестьянства карательные органы в 1929–1933 годы осуществляли акции, направленные, прежде всего против интеллигенции. Репрессии часто обрушивались на людей за их некоммунистические взгляды. К тому же Сталин пытался возложить на “буржуазных спецов” ответственность за просчеты в индустриализации и планировании.

Закрепление массового беззакония.

Массовыми репрессии стали после убийства Кирова, которое произошло 1 декабря 1934 года. В декабре того года было принято постановление “О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов”, вводившее особый порядок производства по этим делам: кроткие сроки расследования (не более 10 дней) и невозможность обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась кроме обвиняемого на его родственников и близких.

В конце 1934 года ЦИК СССР принял также постановление “ О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых НКВД СССР и его местными органами”, согласно которому право рассматривать контрреволюционные преступления кроме ОГПУ–НКВД было предоставлено судебным компаниям областных судов. Именно эти акты законодательным образом закрепили массовые беззакония, создали “правовую основу” для проведения репрессий.

Новая разрушительная волна массовых репрессий обрушилась на ни в чем не повинных людей в 1937–1938 годах. Никакая война не смогла бы нанести такой урон народу, какой нанес Сталин, защищая свою личную абсолютную власть.

В мае 1937 года начался процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Уборевич и т.д.) В марте 1938 года состоялся процесс, на котором в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рынков и др.

Политические судебные процессы носили показательный характер, большую роль в определении приговора играли материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, и внесудебные кампании давления.

Массовые репрессии на территории СССР в 30-е годы носили явно выраженный плановый характер и осуществлялись карательными органами в крайне бесчеловечной форме в отношении ни в чем не повинных граждан. Они были противозаконными, противоречили основным гражданским и социально–экономическим правам человека, обернулись трагическими последствиями для десятков и сотен тысяч людей.