Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теоретическая монография - 2-4.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
720.38 Кб
Скачать

Учебная лингвоконцептоцентрическая модель урока речевого развития

Тем не менее, в зависимости от условий реализации на разных этапах обучения данная структура урока будет соответственно модернизироваться, что позволяет нам выделить базовую (метафорическую и комплексную) и интегративную лингвоконцептоцентрические модели уроков.

Метафорическая модель урока как доминантная используется прежде всего в 5 – 6 классах. В силу недостаточного уровня развития речи и неразвитости абстрактного мышления «язык» мысли и чувства оказывается сложным для пятиклассников и поэтому мало востребованным. Следовательно, необходимо создавать условия, при которых абстрактные понятия ненасильственно попадают в «окно сознания» ребенка, объективируясь посредством слова (А.А. Залевская). Одним из таких условий является установка на формирование образно-эмоциональной сферы и метафорической способности ребенка. Последняя рассматривается нами как творческая, познавательная, определяющая, с одной стороны, характер познания концептов, относящихся к внутреннему миру человека (без метафоры не существовало бы лексики «невидимых миров» — Н. Д. Арутюнова), с другой — эстетическое отношение к художественному слову, ведь метафора как «посредник между Разумом и Культурой» (Э. Маккормак) позволяет представить слово не только как факт языка и речи, но и как культурный феномен.

Обращение к комплексной модели урока наиболее рациональным представляется в 7 – 8, а часто и в 9 классах. Нравственные категории — в центре внимания этих учащихся, что связано с эгоцентризмом и «человекоцентризмом» подростков, их сосредоточенностью на собственных переживаниях и поступках. В этом возрасте доминирующей является установка на создание проблемных ситуаций, специфика которых состоит, во-первых, в сопряжении на уроке этических понятий с их явными антиподами (милосердие жестокость, справедливость произвол и т.п.); во-вторых, в рассмотрении характерной для русской культуры аксиологической поляризации внутри таких пар, как радость удовольствие, честь – совесть, счастье – блаженство, долг - обязанность и т.д.). Опыт показывает, что такая установка способствует формированию многомерного восприятия действительности, преодолению однолинейности мышления, т.к. в силу критического и максималистского осмысления действительности у подростков легко развивается именно отрицательный полюс понятий.

Что касается интегративной модели урока, то, с нашей точки зрения, она должна стать доминирующей формой обучения в профильной школе и чаще использоваться в 10 – 11 классах базовой школы. В 10 - 11 классах происходит сдвиг интересов школьников в мир общий, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие, за фактом видеть закон. Я и мир - центральная проблема возраста. В старших классах доминантная установка определена интересом учеников к истории формирования концептов, образующих «практическую философию» человека, к суммированию в них идей, возникших в разное время, в разные эпохи (Ю.С. Степанов), к «напичканности умом» и «упакованности внутри истории» духовно-нравственных концептов (М. Мамардашвили), «язык» которых становится понятен в диалоге культур (движении по «лестнице контекстов»).

Еще одна особенность нашей классификации лингвоконцептоцентрических уроков связана с идеей возведения принципа текстоцентризма (5 – 9 классы) до литературоцентризма (10 – 11 классы).

Схема № 7