Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Адвокатура в России (учебник).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.85 Mб
Скачать

9.3. Административная ответственность адвоката

В ходе своей профессиональной деятельности адвокат может совершать правонарушения, посягающие на институты государственной власти, но не столь опасные, как уголовные преступления.

Одной из разновидностей такого правонарушения является вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ с целью повлиять на его решение. Оно влечет наложение административного штрафа.

Еще одно правонарушение – неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, что влечет наложение административного штрафа или административного ареста.

За административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ как «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении», адвокат не может нести ответственность, так как в ходе своей профессиональной деятельности он вступает с должностным лицом уголовного судопроизводства в специфические правоотношения.

Исключение составляют случаи, когда в отношении адвоката осуществляется уголовное судопроизводство или производство об административном правонарушении, не связанные с его профессиональной деятельностью.

За воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей, на адвоката может быть наложен административный штраф.

Кроме того, адвокат может быть привлечен к административной ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), за которое предусмотрено предупреждение или штраф, а также за передачу или попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, где в качестве санкции выступает штраф.

9.4. Гражданско-правовая ответственность адвоката

Как не может быть прав без обязанностей, так и не должно быть получения вознаграждения за адвокатский труд без риска возмещения вреда, причиненного неумелыми действиями адвоката.

Еще в ходе подготовки судебной реформы 1864 года соединенные департаменты Государственного совета считали необходимым обеспечить строгий отбор в состав присяжных поверенных и «установить над ними такой надзор, который, не лишая их необходимой для защиты доверителей самостоятельности, вместе с тем, с одной стороны, представлял бы скорое и действенное ограждение частного лица от их стеснения, а с другой, служил бы средством к водворению и поддержанию между поверенными чувства правды, чести и сознания нравственной ответственности …»1. В связи с этим, в Учреждении судебных установлений 1864 г. указывалось, что если по вине присяжного поверенного пропущен узаконенный срок или ущерб доверителю причинен как-либо иначе, он имел право взыскать с поверенного убытки через суд. Кроме взыскания убытков, за нарушение принятых на себя обязанностей предусматривалась дисциплинарная ответственность, а в случаях особенно тяжких присяжный поверенный мог быть подвергнут уголовному суду (ст.404, 405, 368, 374)2.

В советский период и до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. адвокат действовал во исполнение договора поручения, не являясь стороной такого договора. Сторонами в нем являлись коллегия адвокатов и клиент.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатских обязанностей, законодательством об адвокатуре не была предусмотрена имущественная ответственность. В таких случаях была возможна только дисциплинарная ответственность адвоката.

Средства коллегии адвокатов образовывались из взносов ее членов: из заработка адвокатов, ежемесячно, отчислялось до 30 % сумм, поступивших за оказанную юридическую помощь. Поскольку имущество общественных организаций принадлежало самим собственникам (ст.102 ГК РСФСР), распоряжаться средствами коллегии адвокатов государственные органы не имели права. На эти средства не обращалось взыскание и по долгам члена коллегии сама коллегия не отвечала, так же как и члены коллегии не несли ответственности по ее долгам.

В советский период и после 1991 года неоднократно вносились предложения изменить закон. В частности: «возлагать на виновное лицо материальную ответственность за отложение дела. Из числа лиц, несущих такую ответственность, следовало исключить прокурора (он представитель государства, которое само себя материально наказывает в случаях, когда по вине прокурора был отложен судебный процесс). При неявке в суд без уважительной причины адвоката материальную ответственность за отложение дела можно было бы возложить на соответствующую юридическую консультацию…»1. Но это осталось в проектах.

В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. проблема гражданско-правовой ответственности адвоката решается следующим образом.

Адвокатская деятельность по Федеральному закону осуществляется на основании соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой договор гражданско-правового характера, заключаемый в простой письменной форме (ст. 25). В этой же статье предусмотрен ряд условий договора.

Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, а коллегии адвокатов не отвечают по обязательствам своих членов (п. 12 ст. 22). Это же относится к адвокатскому бюро (п. 2 ст. 23). По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров (п.3 ст. 23). Соглашения с доверителем заключается управляющим партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей (п. 5 ст. 23). С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц (п. 7 ст.23). Сведения, связанные с оказанием юридической помощи, признаются адвокатской тайной (ст. 8), и никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (п. 3 ст. 18). Соглашение об оказании юридической помощи регистрируется в документации коллегии адвокатов (п. 15 ст. 22), адвокатского кабинета (п.5 ст. 21). Предусматривается страхование адвокатом риска своей профессиональной имущественной ответственности (п. 1 ст.7; ст. 19; п. 7. ст. 25).

Если спор между адвокатом и клиентом не был устранен в ходе ведения переговоров, то последний вправе обратиться в суд в гражданском порядке с иском о возмещении материального и морального вреда (ст.1099, 1100 ГК РФ).