
- •Методы:
- •Комплексный метод:
- •Эволюционный (филогенетический) метод:
- •Вопрос№4.
- •Разновидности стратотипов
- •1.Закономерности осадконакопления в морских бассейнах.
- •2.Закономерности расселения организмов в морских бассейнах.
- •Биологические зоны моря
- •2)Фациально-палеогеографический анализ.
- •3) Анализ перерывов и несогласий.
- •3) Анализ мощностей.
- •Структурные элементы:
- •Тектоника плит:
- •Офиолитовая ассоциация:
- •Вопрос №28.
Вопрос №28.
Трапповый магматизм в геологической истории Земли.
Наиболее широко распространенной на платформах магматической ассоциацией является трапповая ассоциация. Она состоит из занимающих огромные площади (нередко более 1 млн км2) покровов толеитовых платобазальтов, извержения которых носили в основном линейный характер с отдельными вулканическими центрами вдоль разломов. Континентальные толеитовые базальты отличаются от срединно-океанских несколько повышенным содержанием щелочей, особенно К2О, связанным с ассимиляцией континентальной коры.
Встречаются также покровы ультраосновных (пикриты) и субщелочных пород. Интрузивная трапповая формация состоит из силлов и даек долеритов, габбро-долеритов и габбро-диабазов, из которых первые достигают мощности 200—300 м. В Тунгусской синеклизе дайковые комплексы отчасти напоминают офиолитовые комплексы даек, отличаясь менее регулярным строением. Следовательно, здесь» шел процесс рассредоточенного растяжения, в известной мере аналогичный рассеянному спредингу задуговых бассейнов.
В Тунгусской синеклизе дайки одного простирания часто под прямым углом пересекаются дайками другого простирания, что свидетельствует об общем, всестороннем растяжении этой впадины. Мощность прослоенных вулканитами с силлами осадочных толщ может достигать очень больших значений — более 3 км на северо-западе Тунгусской синеклизы. Здесь особенно интересны дифференцированные интрузии норильского типа — расслоенные тела, изменяющие свой состав снизу вверх от троктолитов через оливиновые и безоливиновые габбро до габбро-диоритов. С более основными разностями связаны медно-никелевые руды. Распространение трапповой ассоциации во времени совпадает с периодами начала распада суперконтинентов — во-первых, с рифеем и вендом и, во-вторых, с поздним палеозоем и мезозоем. Во втором периоде трапповая ассоциация обнаруживает наибольшую связь с распадом Гондваны; она проявлена в поздней перми восточных Гималаев и юго-запада Южно-Китайской платформы, в позднем триасе — ранней юре Южной Африки, Антарктиды и Тасмании, в поздней юре — раннем мелу Южной Америки, Южной Африки и Индостана, в верхах мела — низах палеогена западного Индостана, Йемена и Эфиопии. Почти все эти траппы в настоящее время обнаруживаются по разные стороны молодых океанов — Атлантического, Индийского, хотя первоначально их выходы составляли сплошные ареалы. В Северном по- лушарии крупнейшим является трапповое поле Тунгусской синеклизы и южного Таймыра в основном раннетриасового возраста; кроме того, нижнемеловые траппы довольно широко распространены в Африке, а близкие к траппам вулканиты конца мела — начала палеогена — на край- нем севере Атлантики (Брито-Арктическая провинция). Эти проявления траппового магматизма менее непосредственно связаны с процессом распада Пангеи, но их геодинамический смысл, в принципе, тот же самый. Сибирские траппы связаны с «неудавшейся океанизацией» Западной Сибири, где по палеомагнитным данным вырисовывается недолго просуществовавший
«Обский палеоокеан». Отдельные, более поздние, проявления траппового магматизма (ранний мел) предвосхищают раскрытие Норвежско-Гренландского бассейна и Евразийского бассейна Северного Ледовитого океана. Примечательно, что, по новейшим радиометрическим данным, накопление траппов происходило исключительно быстро, в течение первых миллионов лет. Это установлено для тунгусских траппов, для траппов Декана и Параны.
Вопрос№30.
Материковые оледенения в истории Земли
Раннепротерозойская эра (2,5—2,0 млрд л.н ). Предполагается, что в конце архея образовался суперконтинент Пангея. Отдельные протоокеаны стали сливаться в единый Мировой океан, понизилась температура земной поверхности. Во второй половине раннего протерозоя суперконтинент распался на ряд малых литосферных плит, а затем в конце раннего протерозоя произошло воссоздание Пангеи, которая продолжала существовать в первую половину среднего протерозоя .
Для этой эры выделяют оледенения в периоды 2,5—2,3 и 2,2— 2,0 млрд л.н. Тиллиты первого раннепротерозойского оледенения лучше всего изучены в области северо-американских Великих озер, где они формируют три ледниковых горизонта- Гауганда, Брюс и Рамзай-Лейк. Вероятные аналоги этих ледниковых пород отмечены и в других районах Канады и США. Предполагаемые континентальные оледенения наступали неоднократно и занимали огромные территории суши Канадско-Гренландского щита.
В это же время происходило оледенение на Балтийском щите. Следы такого же по возрасту оледенения обнаружены в Южной Африке и Индии .
Следы второго раннепротерозойского оледенения (2,2—2,0 млрд л.н.) известны в Южной Африке, в Европе на Балтийском щите, предположительно на Украинском, а также Бразильском щите Южной Америки и в Австралии.
Позднепротерозойская эра (900—630 млн л.н). Поздний докембрий характеризуется завершением раскола Пангеи за счет формирования океана Прототетиса между Африкой и Северной Америкой с Европой, в результате чего образовались два континента — Гондвана и Лавразия В пределах позднепротерозойской эры выделено три периода: конголезский, стертский и лапландский.
Оледенение конголезского периода (900—800 млн л. н.) выделено по тиллитам, изученным как на древних кратонах Африканской, Австралийской, Южно-Американской и Северо-Американской платформ, так и на массивах, расположенных внутри складчатых областей.
Породы стертского периода (780—720 млн л.н.) распространены в Экваториальной и Юго-Западной Африке, в Австралии и, возможно, в Китае.
Лапландский период (670—630 млн л.н.) является наиболее изученным, так как одноименный ледниковый горизонт венчает разрез пород верхнего протерозоя (венда) широко среди них распространен. Тиллиты этого горизонта обнаружены в Европе (в древних впадинах Восточно-Европейской платформы и краевых частях каледонской и уральской складчатых зон, в Северной Норвегии, в Швеции, в Южной Норвегии, в Шотландии и Ирландии, на Шпицбергене и, возможно, в Нормандии), Азии (Казахстане, Средней Азии, Китае). Западной Африке, Гренландии, Австралии и, возможно, Южной Америке.
На основе реконструкции палеоконтинентов можно сделать выводы о площадном распространении в их пределах ледниковых покровов и мерзлых пород. Ледниковые покровы в Восточной Европе и Западной Африке сравнимы между собой: их возможные минимальные размеры достигали 4—7 млн км2, центры оледенения находились на окраине континентов. При такой площади средняя толщина ледниковых покровов могла достигать 2—2,5 км. Возможно, временами Европейский и Африканский ледниковые покровы сливались, и в высоких широтах существовал единый ледниковый покров.
Палеозойская эра (460—230 млн л.н.). К началу этой эры произошло слияние гондванских глыб в массив и полное разобщение лавразийских континентов. Дрейф Гондваны к Южному полюсу и более высокий гипсометрический уровень Гондваны способствовал понижению глобальной температуры Земли во второй половине ордовика. В конце карбона—ранней Перми произошло общее воздымание Гондваны и начался рифтогенез, затронувший главным образом южную половину Африки и Индостан. В Лавразии происходит агломерация отдельных континентов в единый суперконтинент Пангею II. Палеозойскую ледниково-криогенную эру можно подразделить на три ледниково-криогенных периода: позднеордовикский—раннесилурийский, позднедевонский и карбон-пермский.
В позднеордовакском—раннесилурийском периоде (460—420 млн л. н.) выделяется три эпохи. Последовательная смена этих эпох могла быть связана с постепенным перемещением в высокие широты с позднего ордовика до раннего силура соответствующих областей Гондваны.
Континентальное оледенение началось в позднем ордовике на севере Африки и распространялось к северу Гондваны, достигая Западной Европы. В максимальную фазу развития ледниковый покров занимал весь север Африки, северную часть Аравийского полуострова и север Южной Америки. Позднее (в раннем силуре) оледенение формировалось в восточной и центральной частях Южной Америки, захватывая южную и юго-западную части Африки.
Область развития оледенения была приурочена к океанической части Гондваны, где существовали оптимальные условия для питания континентальных ледниковых покровов, и ее площадь составляла около 24 млн км2. Самый крупный Сахарский ледниковый щит при площади 6—8 млн км2 имел толщину около 3 км.
Раннесилурийское оледенение было приурочено к 70—40° южной палеошироты и к приокеанической части Гондваны, его площадь составляла около 14 млн км2 .
Логично предположить, что на территории Центральной и Восточной Африки, расположенной в континентальной части Гондваны, где отсутствовали ледниковые покровы, могли формироваться многолетнемерзлые породы. Промерзание горных пород началось, вероятно, в Центральной Африке в позднем ордовике, позднее (в раннем силуре) промерзали породы и на востоке Африки.
Позднедевонский период (около 370— 355 млн л.н.). Южный полюс в позднем девоне находился в центре Гондваны в Центральной Африке. Доказательства оледенения (тиллиты) установлены в Бразилии, его следы существуют и в Африке. Ледниковые области протягиваются от границы Перу с Бразилией к северу Нигера, диаметр района более 3500—5000 км. Мерзлые породы повсеместно развивались в Африке и могли существовать даже в северо-западной части Южной Америки
Карбон-пермский период (350—230 млн л н ) Изменение положения материков Гондваны относительно Южного полюса привело к различию начала и конца оледенения на разных материках. С этим связана обширность территории, охваченная карбон-пермским оледенением, что является результатом наложения нескольких разновозрастных ледниковых покровов меньшего размера.
В течение карбона происходило постепенное похолодание климата, достигшее кульминации около 300 млн л.н Глобальному похолоданию способствовали сосредоточение большой площади суши (Пангея) в Южном полушарии, образование крупных горных цепей в результате герцинской складчатости, изменение океанических течений.
В Южном полушарии в конце карбона — ранней перми произошло общее воздымание Гондваны, и покровное оледенение распространилось на большую часть этого суперконтинента. Огромная территория Гондваны подверглась оледенению не одновременно, а по мере перемещения ее отдельных частей в высокие широты.
По расчетам, в карбоне—перми ледниковые покровы занимали площадь не менее 35 млн км2 (а возможно, и 50 млн км2). Удаленность от источников влаги и высокая степень альбедо поверхности привели к сильному выхолаживанию континентальной части Гондваны и снижению температур в низких широтах.
В Северном полушарии верхнепалеозойские ледниково-морские отложения обнаружены на северо-востоке России: в верхнем течении Колымы и Омолона, на Юдоме и Мае и от западного Верхоянья до бассейна Пенжины. Основным центром оледенения являлся район Охотского моря, который находился около Северного полюса. Таким образом, в позднем палеозое северо-восточная часть России (Ангарида) являлась северной полярной областью Земли.
Кайнозойская эра, как установлено исследователями, характеризовалась постепенным похолоданием вплоть до развития максимального оледенения в плейстоцене. Изменения климата для Северного полушария, отражающие в основном тренды и колебания общего глобального характера в кайнозое, рассмотрены на примере температурной кривой для Восточно- Европейской равнины . Отмечается высокий термический уровень в начале кайнозоя (палеоцен, первая половина эоцена). На конец этого интервала (конец раннего — начало среднего эоцена) приходится главный термический оптимум кайнозоя. Он явился рубежом, после которого наметился отчетливый общий тренд к понижению теплообеспеченности, а с конца эоцена начался ледниковый этап в кайнозойской истории Земли.
Во второй половине третичного времени на рубеже эоцена— олигоцена (около 38 млн л.н.) завершилось формирование главных черт современных структур в рельефе Земли и началось глобальное похолодание климата. В Северном полушарии похолоданию способствовали увеличение площади материков в высоких широтах и альпийский орогенез, поднявший огромные массы суши в высокие слои атмосферы, что усилило различие природных ландшафтно-климатических зон. В Южном полушарии с меньшей площадью суши и значительной ее равнинностью климат низких широт оказался более теплым, чем на соответствующих широтах Северного полушария.
Наиболее благоприятные условия для промерзания пород в конце неогена создались в Северном полушарии, где большие материки Евразии и Северной Америки расположились в холодных высоких широтах, а внутренние районы Азии высоко поднялись над уровнем моря. Материки Южного полушария, располагаясь в низких и средних широтах, имели менее благоприятные условия для многолетнего промерзания (кроме высокогорных хребтов Антарктиды).