Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК 7.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
7.15 Mб
Скачать

4.2 Супружеские, семейно-родственные эмоциональные отношения.

Наблюдения за развитием семейных отношений свидетельствуют о том, что «каждая семья счастлива или несчастливо по-своему», в зависимости от того, как супруги сумеют построить свои отношения. В супружеских отношениях главное – создание эмоционального комфорта, благополучия, защищенности. Можно утверждать, что современная семья существует до тех пор, пока супруги испытывают в адрес друг друга эмоциональную удовлетворенность, значимость в отношениях, то есть – любовь.

Для установления обстановки эмоциональности, благополучия важным является культура общения. Умение общаться – одно из самых сложных психологических умений, его нужно приобретать целеустремленно, совершенствовать неустанно, из-за неумения общаться люди часто развивают свои отношения в сторону конфликта, а не контакте. Это нередко происходит с теми, кто не пытается мысленно встать на позицию другого, обращаясь с ним как с вещью, учитывая лишь поверхностные проявления самости партнера.

Общение в семье представляет собой систему взаимодействия между членами семейной группы, объединенными различного рода социальными связями или зависимостями. Перечислим еще раз важнейшие связи, образующие семью:

- кровное и духовное родство

- эмоциональная привязанность, сексуальная привязанность

- материальная зависимость.

Каждый член семьи в структуре общения занимает в определенный период существования семьи особое место – позицию в общении, которая обусловливает степень его включенности в общение, число и прочность связей, устанавливаемых между данным индивидом и другими членами семьи. (см. рисунок 7)

Рисунок 7

Взаимосвязь и взаимообусловленность позиций общения в семье

Достижение той или иной позиции в общении зависит от множества факторов, в первую очередь от:

- личностных особенностей индивида (характера, темперамента, ценностей, идеалов, убеждений, возраста, пола, способностей и т.п.)

- гибкости его психики, общей способности к адаптации

- умения ориентироваться в ситуации общения, навыка приспособления к эмоциональным качествам окружающих. В последнее десятилетие это качество стало обозначаться как «эмоциональный интеллект»

- сознательных усилий достичь желаемого к себе отношения.

- оценки, которую дают индивиду окружающие.

Роль каждого из перечисленных факторов не равнозначна; она зависит от конкретной ситуации общения. К тому же, не всегда можно понять, какого поведения, какой позиции в общении ждут от нас окружающие; высоко или низко они оценят любое из наших психологических качеств.

Позиция в общении всегда конкретна относительно какого-либо члена семьи. Чтобы учесть суммарное значение позиции того или иного индивида, необходимо принять во внимание соотнесенность ее с позициями всех членов семьи. В итоге мы получаем ту самую «сеть» взаимоотношений, которая графически представлена на рисунке 7 .

Как уже было сказано ранее, позиция в общении изменчива. То, готовы ли мы изменять свою позицию в общении, определяется, во-первых, степенью удовлетворенности той позицией, которую отводят нам окружающие, во-вторых – тем, значима ли для индивида семья как ценность, как идеал межличностных отношений, или он вполне способен заменить общение с ней на общение с другой референтной группой. Как правило, индивиды, испытывающие в своей семье длительный психологический дискомфорт и не заинтересованные в семейном общении (позиция «Эти люди мне чужие»; «Я не хочу разделять их жизненные идеалы»), или покидают семью, или обрекают себя на длительный период эмоциональной изоляции, так называемого «одиночества в семье».

Если же индивид не доволен своей позицией в общении, но высоко заинтересован отношениями внутри своей семьи, он обычно прикладывает сознательные усилия для оптимизации семейного взаимодействия. Одним из способов разрешить конфликты и придать новое звучание межличностному общению является семейная психотерапия. (см. Рисунок 8)

Рисунок 8

Условия изменения позиции в семейном общении

На протяжении семейной истории позиции индивида в ней меняются. В родительской семье ребенок с возрастом меняет отношение полной зависимости к большей самостоятельности; у него появляются новые социальные роли – старший брат (сестра), или владелец собаки, и т.п. Для супружеской семьи поводом изменить свою позицию в общении являются многочисленные инновации демографического (рождение или смерть), экологического, физиологического характера, так или иначе влияющие на систему общения. Утрата прежней, особенно – значимой для индивида общения, означает утрату чего-то важного для него - понимания, власти, любви, заботы и так далее.

Система общения в семье обладает свойством инерционности. В качестве примера такого сохранения «старого» отношения к индивиду можно привести пример чрезмерной родительской заботы о подросших (а иногда – вполне зрелых, самостоятельных) детях.

Перестройка системы общения семьи может вызвать бурные реакции, особенно если сопровождается неприятием новой позиции в общении большинства членов семьи. Иногда изменение семейного общения приводит не только к межличностному, но и внутриличностному конфликту – если индивид переживает двойственное отношение к случившимся новациям, испытывает амбивалентные эмоции.

В процессе общения каждый из нас включает свою позицию, свое отношение, свой образ. Мы личностно и эмоционально ориентируем партнера по контакту, то есть – даем информацию о нашем восприятии ситуации.

В ходе общения используются разные средства: невербальные и вербальные. Верно использовать вербальные и невербальные средства общения – настоящее искусство. Как утверждают психологи, необходимо оттачивать культуру общения, чтобы сделать взаимоотношения в семье более стабильными и эмоционально-комфортными.

Нарушениями межличностных эмоциональных отношений в семье являются скрытые транзакции и манипуляции.

Оба этих термина принадлежат Эрику Бёрну, создателю транзактного анализа. Согласно его точке зрения, обычная транзакция – это относительно «приемлемый», психологический безопасный вариант взаимодействия между двумя людьми. Предполагая, что во взаимодействии индивид может проявлять одно из трех эго-состояний – Я-Взрослый, Я-Родитель или Я-Ребенок, Бёрн делил транзакции на дополняющие (комплементарные) и конфликтующие (пересекающиеся). (см. Рисунок 9)

Рисунок 9

Пересекающиеся и комлементарные транзакции

«Скрытыми» Бёрн считал транзакции, адресованные одновременно двум эго-состояниям. Например, фраза продавца «Эти туфли вы не сможете купить, они для вас слишком дороги», звучит одновременно как общение между состояниями Взрослый-Взрослый (сообщается факт невозможности покупки обуви), и между Ребенок-Родитель («Ребенок» продавца провоцирует «Родителя» покупательницы, пренебрежительно оценивая ее платежеспособность). (см. Рисунок 10)

Рисунок 10

Иллюстрация к примеру: скрытые (пунктир) и явные транзакции в общении

Манипуляции, как они понимаются в транзактном анализе – это сложные, многоходовые комбинации, многочисленные скрытые и явные транзакции, которые позволяют одному участнику взаимодействия удовлетворить свои потребности в контроле, доминировании, отказе от ответственности, удовольствии, и т.п.

Использование в общении манипуляций и скрытых транзакций приводит к нарушению эмоционального фона общения. Другими словами, один из участников семейной группы постоянно проявляет неискренность, общается не так, как на самом деле того желает, и не так, как того требует ситуация и потребности остальных членов семьи, но так, как того требует его декомпенсированная, «играющая» личность. Понятие психологической игры, невротического жизненного сценария Бёрн вводит для того, чтобы показать – некоторые наши традиции общения имеют очень долгую историю становления. Иногда, того не осознавая, в общении индивиды реализуют те смыслы, которые заложила давно прошедшая ситуация в родительской семье. Такое явление требует коррекции, потому что рано или поздно психологические игры приведут к рассогласованию системы семейного взаимодействия.