Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
08. Ленин В.И. - Шаг вперёд, два шага назад.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.43 Mб
Скачать

222 В. И. Ленин

аграрной программы, пытаясь иначе провести ее в жизнь, работая положительно над тем, чтобы подыскать более безупречную, с их точки зрения, формулировку, внося проекты резолюций с тем, чтобы убедить авторов программы или встать на их сторону против всех не искровцев. Достаточно сравнить, напр., предложения Махова об откло­нении всей аграрной программы (стр. 212, за девять, против 38) и ее отдельных пунк­тов (стр. 216 и др.) с позицией Ланге, вносящего самостоятельную редакцию пункта об отрезках (стр. 225), чтобы убедиться в коренном различии между ними .

Говоря дальше о доводах, отдающих «филистерством», тов. Троцкий указал, что «в наступающий революционный период мы должны связать себя с крестьянством»... «Пред лицом этой задачи скептицизм и политическая «дальновидность» Махова и Его­рова вреднее всякой близорукости». Тов. Костич, другой искровец меньшинства, очень метко указал на «неуверенность в себе, в своей принципиальной устойчивости» со сто­роны тов. Махова, — характеристика, попадающая не в бровь, а в глаз нашему «цен­тру». «В пессимизме тов. Махов сошелся с тов. Егоровым, хотя между ними есть от­тенки, — продолжал тов. Костич. — Он забывает, что уже в данное время социал-демократы работают в крестьянстве, уже руководят их движением в той мере, как это возможно. И этим своим пессимизмом они суживают размах нашей работы» (стр. 210).

Чтобы покончить с вопросом о программных прениях на съезде, стоит отметить еще краткие дебаты о поддержке оппозиционных течений. В нашей программе ясно сказа­но, что социал-демократическая партия поддерживает «всякое оппозиционное и рево­люционное движение, направленное против существующего в России общественного и политического порядка» . Казалось бы, эта последняя оговорка достаточно точно по­казывает, какие именно из оппозиционных течений мы поддерживаем. Тем не менее различие оттенков, давно уже сложившихся в нашей партии, сразу обнаружилось

* Ср. речь Горина, стр. 213.

ШАГ ВПЕРЕД. ДВА ШАГА НАЗАД 223

и тут, как ни трудно было предположить, что возможны еще «недоумения и недоразу­мения» по вопросу, до такой степени разжеванному! Дело было, очевидно, именно не в недоразумениях, а в оттенках. Махов, Либер и Мартынов сейчас же забили тревогу и опять-таки оказались в таком «компактном» меньшинстве, что тов. Мартову пришлось бы, пожалуй, и здесь объяснять это интригой, подстраиванием, дипломатией и прочими милыми вещами (см. речь его на съезде Лиги), к которым прибегают люди, неспособ­ные вдуматься в политические причины образования «компактных» групп и меньшин­ства и большинства.

Махов начинает опять с вульгарного упрощения марксизма. «У нас единственный революционный класс — пролетариат, — заявляет он, и из этого справедливого поло­жения делает сейчас же несправедливый вывод: — остальные так себе, сбоку припека (общий смех)... Да, сбоку припека и хотят только попользоваться. Я против того, чтобы их поддерживать» (с. 226). Бесподобная формулировка своей позиции тов. Ма­ховым многих (из его сторонников) смутила, но по существу дела с ним сошлись и Ли­бер и Мартынов, предлагая устранить слово «оппозиционное» или ограничить его до­бавлением «демократическое-оппозиционное». Против этой поправки Мартынова справедливо восстал Плеханов. «Мы должны критиковать либералов, — говорил он, — разоблачать их половинчатость. Это верно... Но, разоблачая узость и ограниченность всех других движений, кроме социал-демократического, мы обязаны разъяснять проле­тариату, что по сравнению с абсолютизмом даже конституция, не дающая всеобщего избирательного права, есть шаг вперед и что поэтому он не должен предпочитать суще­ствующий порядок такой конституции». Товарищи Мартынов, Либер и Махов не со­глашаются с этим и отстаивают свою позицию, на которую нападают Аксельрод, Ста­ровер, Троцкий и еще раз Плеханов. Тов. Махов успел при этом еще раз побить самого себя. Сначала он сказал, что остальные классы (кроме пролетариата) «так себе» и он «против того, чтобы их поддерживать». Потом он смилостивился