Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая_Захарова.Я-1 2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
153.6 Кб
Скачать

Глава 2. Политическая и религиозная сфера после реформ Тайка в период Нара. Как повлияло становление буддизма государственной религией на буддийскую общину?

§1. События политической сферы.

«Периодом Нара» называется время, когда столицей Японии был город Нара (710—784). В политическом же отношении - это было время правления восьми государей и государынь. Столица была перенесена в Хэйан в 794 г., а в течение 10 лет, с 784 по 794, двор находился в Нагаока. Но это десятилетие по своим социальным и культурным параметрам примыкает к периоду Нара, поэтому обычно его приплюсовывают именно к нему.

Период Нара - это продолжение начатых в VII в. реформ, ставившись своей целью превратить Ямато в «цивилизованное по дальневосточным меркам государство». Поэтому в Японии период, включающий в себя вторую половину VII в., когда начали проводиться в жизнь реформы Тайка, период Нара, и также начало следующего периода - Хэйан, принято называть периодом государства, опирающегося на законы. Именно тогда японцы хотели, чтобы все сферы жизни были определены каким либо правилами и законами, тем самым "воплотить" в жизнь политический идеал централизованного государства17.

В периоде Нара формировалось высокоцентрализованное государства по китайскому образцу. Все это вытекало из желания походить на Китай и быть равным ему видно во всех областях государственно жизни: официальной идеологии, структуре чиновничества, административном делении, письменной культуре и т.д. Но так как местные культурные и политические традиции с самого начала вносили какие-то свои заметные «корректировки» во все мероприятия центральной власти, в результате было сформировано общество, сильно отличавшееся от китайского типа18.

Люди, проводившие реформы, переоценили свои силы и недооценили степень экономических, культурных и политических отличий Японии от Китая, так что в конце периода Нара можно увидеть процесс упадка центральной власти, которая не сумела справиться с местничеством.

С самого начала периода Нара происходили постоянные попытки передела властных полномочий. Борьба за власть шла ни сколько за ресурсы - основным и важным были земли с крестьянами и налогами, сколько за место на верхушке иерархии, чтобы получить к этим землям доступ.

После того как род Сога утратил свою влиятельность и перестал предоставлять невест императорскому роду, на это место претендовало сразу несколько родов, начались конфликты. К тому же, не существовало какого-либо закона о порядке престолонаследии, поэтому все, кто имел хоть какие-то права на трон, претендовали на него. Могло быть так, что несколько десятков человек имели одинаковое право оказаться на верхушке иерархии, что также спровоцировало много конфликтных ситуаций.

Например, так, Дзито: (690—697) отреклась от престола и поставила на трон своего семилетнего внука Момму (697—707). Сама же, приняв никогда и нигде не существовавший титул «дайдзё: тэнно:» (может быть истолкован как «действующая экс-императрица»), стала фактической правительницей.

Может быть, наиболее курьезным примером является занятие трона Гэммэй (707—715) после смерти ее сына Момму, что было вопиющим нарушением любых прецедентов престолонаследования19.

Ключ к пониманию того, как осуществлялся выбор престолонаследника в начале периода Нара, дает указ, провозглашенный при вступлении Гэммэй на трон. В нем, в частности, говорилось: «Изрек государь (Момму), сын наш: “Тело наше нынче устало, и желаем мы отдых получить, и болезнь побороть. На посту же нашем, унаследованном отсолнца небесного, должно владыке пребывать и править. Посему мы его уступаем”». Для того же, чтобы высказываемое Гэммэй решение о принятии титула императрицы не выглядело беспочвенным, она ссылается на волю императора Тэнти: «И вотзаконы те, что установлены и назначены государем, сыном Ямато, о коем молвят с трепетом, правившим Поднебесной из дворца Афуми-но Ооцу (Тэнти), — законы, что вместе с Солнцем-Луной далеко длятся, законы вечные, неизменные, кои принять и исполнять надлежит, все мы приняли и с трепетом службу несли» (пер. Л. М. Ермаковой)20.

Возможно Тэнти, к которому апеллировала Гэммэй, якобы провозгласил, что сам император выбирает себе наследника без участия кого-либо еще. Это не единожды упоминалось новыми правителями, которые вступали на престол. И, что немного странно, часто наследниками оказывались женщины, возможно для «компромиссного решения в условиях относительного баланса сил внутри правящего рода».

Так как претендентов на трон было много, в качестве защиты, вырабатывается механизм отречения от престола с предварительным назначением правопреемника. Так, Дзито: (690—697) отреклась в пользу Момму (697—707); Гэммэй (707—715) — в пользу Гэнсё: (715—724), своей незамужней дочери (такая передача властных полномочий не имела прецедента); Гэнсё: — в пользу Сё:му (724—749) (сын Момму); Сё:му— в пользу своей дочери Ко:кэн (749—758); Ко:кэн — в пользу Дзюннин (758—764) (сын принца крови Тонэри); сам Дзюннин был принужден оставить престол под давлением Ко:кэн, вторично занявшей трон под именем Сё:току (764—770); Ко:нин (770—781) отрекся в пользу Камму (781—806). Получается, что из всех правителей VIII в. до конца своей жизни занимали трон только Момму и Сётоку21.

В начале VIII в. начинает доминировать род Фудзивара (эта фамилия была пожалована Накатоми-но Каматари в 669 г. императором Тэнти, вместе с которым (в то время — принц Нака-но Оэ) он осуществил ранее переворот, направленный на устранение рода Coгa из политической жизни). Это род включал в себя несколько группировок, которые отстаивали свои собственные интересы, поэтому не был един.

Сын Каматари — Фухито, правый министр, участвовал в составлении обоих законодательных сводов и выдал замуж за императоров Момму и Сёму двух своих дочерей. Четверо сыновей Фухито также заняли высокие должности при дворе, разрушив, таким образом, сложившийся там баланс сил. Сыновья Фухито основали четыре основных «дома» рода Фудзивара: «южный», «северный», «церемони альный» («сикикэ») и «столичный», что в дальнейшем стало основой для внутриродовой конкуренции.

Сначала все дома действовали совместно: обвинили в заговоре принца Нагая (сына Момму и дочери Фухито), который занимал пост левого министра и вынудили его и его семью совершить самоубийство (в 729 г.). Таким образом род Фудзивара избавился от его детей, как конкурентов в борьбе за трон.

Стоит затронуть и историю буддийского монаха До:кё: (?—772). Будучи выходцем из захудалого провинциального рода Югэ, он прошел путь от простого монаха до всемогущего властителя страны.

До:кё: появился среди придворных монахов когда престол занимал император Дзюннин — ставленник Фудзивара-но Накамаро. За ним в итоге утвердилась слава целителя - видимо, поэтому в 761 г. его отправили к заболевшей экс-императрице Кокэн.

После встречи Ко:кэн с До:кё: ее намерения резко изменились. В «Сёку нихонги» отмечают, что «между экс-императрицей-Ко:кэн и императором Дзюннин обнаружились разногласия, после чего Ко:кэн удалилась в храм Хокодзи». Через некоторое время она заявила, что становится монахиней и будет заниматься крупными делами, в то время как малые оставляет за Дзюннином. Эта политическая борьба, которая продолжалась в течение двух лет, окончилась сражением, в котором победили войска Ко:кэн. Накамаро был убит, а Дзюннин — сослан и вскоре скончался при таинственных обстоятельствах22.

После этого Ко:кэн вторично взошла на трон под именем Сё:току. Императрица-монахиня пожелала иметь министра-монаха и даровала Докё не предусмотренный никакими законами титулы дайдзё дайдзин-дзэндзи («великий министр-монах») и хоо («повелитель дхармы»)23.

Однако тщеславие До:кё: все еще не было удовлетворено — он посчитал, что должен стать настоящим императором. В 769 г. в столице Нара стало известно, что синтоистский бог Хатиман из храма Уса на Кюсю пожелал, чтобы Докё стал императором, обещая стране в этом случае мир и спокойствие. Единственный раз за все правление Сё:току «чары» Доке оказались бессильны, ибо императрице было явлено «встречное» видение: она должна отправить некоего Вакэ-но Киёмаро на Кюсю, чтобы он узнал истинную волю бога. Киёмаро вернулся от оракула с таким ответом:

«Со времени начала нашего государства и до дней наших определено, кому быть государем, а кому — подданным. И не случалось еще, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесного должен наследоваться императорским домом. Неправедный же да будет изгнан»24.

За такое Киёмаро был сослан, а До:кё: больше не думал о том, чтобы занят престол. Влияние монаха на императрицу было столь прочным, что и после случившегося он сохранил свои позиции. Но после смерти Ко:кэн в 770 г., новый император Ко:нин изгнал До:кё: из столицы в храм Симоцукэ, где он и скончался 2 года спустя. Действия До:кё: навлекли гонения не только на него самого и его партию — при дворе вообще усилились антибуддийские (а имеете с ними и антииностранные) настроения25.

Возвращаясь к роду Фудзивара, хочется отметить, что даже смерть Накамаро уже не могла остановить их все возрастающее влияние. К концу VIII в. дом Фудзивара начинает занимать главенствующее положение в государстве, после победы над противоборствующей партией во главе с кланом Ваюи. Император становится просто марионеткой в их руках: его тайно перевозят с места на место, похищают. Своей победой Фудзивара в немалой степени были обязаны иммигрантскому роду Хата26.

Последние годы периода Нара и начало Хэйан падают на правление Камму (781 — 806), старшего сына императора Конин и Такано-но Ниигаса, происходившей из корейского иммигрантского рода потомков королевской семьи Пэкче. Возможно, если бы не поддержка его тестя Фудзивара-но Момокава и удачно сложившиеся обстоятельства, Камму вряд ли стал бы наследным принцем и императором.

Деятельность Камму затронула все сферы государственной жизни и была посвящена корректировке системы «государства рицурё» в надежде остановить ее эрозию. Он же первый, кто решил и принял меры для отделения буддийской церкви от государственной политики27.

Чтобы подытожить вышесказанное, хочется отметить, что проведенные реформы Тайка несомненно централизовали власть. Но они не решили вечно открытый вопрос "борьбы за власть", так что, в периоде Нара "гонка за трон" активно продолжается, но, по сравнению с предыдущем периодом, уже не было более десяти человек, у которых были равные права на этот трон. Особенно интересно выделить род Фудзивара, который начал быстро «возвышаться» и словно пошел по стопам рода Сога.