- •Факультет права Кафедра теории права и сравнительного правоведения
- •Глава I. Общая характеристика Французского права 9
- •Глава II. Источники права 17
- •Введение
- •Глава I. Общая характеристика Французского права § 1.1. Становление и эволюция права
- •§ 1.2. Влияние Французского права на развитие правовых систем зарубежных стран
- •Глава II. Источники права § 1.1. Закон
- •§ 1.2. Судейское право
- •§ 1.3. Обычай
- •§ 1.4. Доктрина
- •Заключение
- •Список использованной литературы Научная литература
- •Зарубежная литература
- •Сборники документов
- •Интернет-ресурсы
Глава I. Общая характеристика Французского права § 1.1. Становление и эволюция права
Период «старорежимного» права. В 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование, несмотря на это, римское право сохранилось в южных областях Франции. На севере же, после вторжения туда Франков, стало преобладать «обычное право германского происхождения»1. В XI-XIII вв. начался новый этап в признании римского права благодаря появлению университетов. Однако, распространение римского права было остановлено процедурой, при которой суд был вправе применить норму обычного права, регулирующую отношения по данному делу. Таким образом, право было территориально разделено: на севере преобладало обычное право (кутюмы), а на юге писаное право, основой для которого и являлось римское право. Еще в Х веке появился ряд трактатов, в которых юристами-практиками давался обзор кутюмов какой-либо провинции. Так, запись кутюмов создала предпосылки для формирования общефранцузского обычного права (droit coutumier commun), а позднее и для слияния обычного и писаного права, без чего «невозможно было реализовать идею создания единого права Франции с помощью ГК 1804 года»2.
Период «промежуточного права». В течение XVIII века складывалось понимание того, что «старый порядок» с множеством архаичных и мешающих развитию экономики социально-политических институтов, с отсутствием единой правовой системы, требует реформирования. Во избежание конфликта с теми, кто являлся надежной опорой монархии, Людовик XVI не прибегнул к радикальным мерам. Впоследствии принимается решение о созыве Генеральных штатов, сословно-представительных учреждений (не созывались с 1614 года), с целью установления нового порядка в управлении государством. Тем не менее, непосредственно во время заседаний Штатов произошел открытый политический конфликт между сословиями, после чего депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным Собранием, ставшим 9 июля 1789 года Учредительным собранием, которое принимает «Декларацию прав человека и гражданина».
Перечисляя в ст. 2 «естественные и неотъемлемые права человека» такие как «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»1, авторы верили, что в обеспечении этих прав заключается весь смысл законодательства, что на этой основе и должна строиться любая справедливая система права. В ст. 3 Декларация провозглашала ликвидацию королевского абсолютизма, а в ст. 6 провозглашался принцип всеобщего избирательного права: «все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании...»2. Законность должна была проявляться во всех сферах политической и правовой жизни, что отражалось в ст. 5 и 8: «все..., что не воспрещено законом, то дозволено ...»; «никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом…»3.
Другим не менее важным документом первого этапа революции была Конституция 1791 года. Она содержала антифеодальные и прогрессивные положения об отмене дворянства, пэрства, наследственных и сословных отличий, вотчинной юстиции, феодальных титулов. Была провозглашена неприкосновенность частной собственности. Был введен принцип разделения властей, согласно которому «власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок». Исполнительная же «вверена королю и осуществляется под его главенством министрами»1. Законодательная власть принадлежала Национальному собранию. Однако, несмотря на провозглашенные права и свободы, Конституция вводила цензовое избирательное право.
Второй этап революции начинается в августе 1792 года и заканчивается в июне 1793 года. В этот период к власти приходят жирондисты, представители средней торгово-промышленной буржуазии. Ликвидируется монархия и провозглашается республиканская форма правления. Конституция 1791 года теряет юридическую силу.
Третий и последний этап начинается в июне 1793 года и заканчивается в июле 1794 года. Устанавливается диктатура якобинцев, представителей мелкой буржуазии. Якобинцы пришли к власти «в обстановке смертельной опасности, нависшей над революцией»2, именно поэтому для удовлетворения основных требований народа 3 июня Конвент принял закон о льготной продаже крестьянам земель, конфискованных у контрреволюционеров. 17 июня был принят закон, который ликвидировал безвозмездно все феодальные права. 24 июня была принята новая «Декларация прав человека и гражданина». Теоретической основой документа стало учение Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете. Одним из положений, существенным образом отличающих «новую» Декларацию от Декларации 1789 года, является ее последняя статья, которая провозглашает «священнейшее» право народа на восстание, в случае если «правительство нарушает права народа»3. Декларация прав человека и гражданина 1793 года легла в основу Конституции того же года. Однако из-за контрреволюционного переворота 1794 года Конституция не вступила в силу и осталась лишь памятником права, никогда не действовавшим.
Важно, что одной из основных идей документов французской революции была идея законности. Отвергая свойственные абсолютизму методы личной власти, произвола и беззакония, буржуазия принимала на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона»1.
Период «нового» законодательного права. В XIX веке юристы приходят к мысли о том, почему бы не сделать образцовое право университетов, преподносившееся как образец справедливости, дополненное и уточненное школой естественного права, действующим позитивным правом, которое было легко применять на практике. Так, со становлением школы позитивизма, с формально-логическим подходом к пониманию права, формируется концепция кодификации, как действенного метода в образовании единого права. В основе создания кодекса лежали убеждения, что всеобъемлющая систематизация права способна стать основанием для построения общества на рациональных началах.
Французская правовая система классически делится на частное и публичное право, что во многом восходит к идеям римского права. Однако в рамках данной работы более детальному рассмотрению будут подвергнуты две отрасли частного права: гражданское и торговое. Такое деление частного французского права является определенной спецификой данной правовой системы.
В 1804 году принимается гражданский кодекс, оказавший огромное влияние как на национальную систему французского права, так и за ее пределами. На первый взгляд может показаться, что гражданский кодекс является «детищем» революции, идей эпохи просвещения и теории естественного права, однако это не совсем так. Несомненно, невозможно представить появление кодекса без зарождения идей кодификации, развитых теорией естественного права, принципы которой оказали значительное влияние на первые проекты кодекса. Но окончательный вариант кодекса можно назвать «компромиссом между римским [которое включало в себя писаное право] и обычным правом [кутюмами]»1. Также стоит отметить, что авторам удалось отойти от излишней казуистики, должное место было оставлено судебной практике, которая сможет конкретизировать применение закона и применить его к новым отношениям, появляющимся при непрерывном развитии общественных отношений. Кодекс был построен по институциональной системе, восходящей к «Институциям» Юстиниана. ГК был разделен на 3 книги: 1) «О лицах», куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве; 2) «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности», где были собраны институты вещного права; 3) «О различных способах, которыми приобретают собственность», включившая на следственное право, обращение имуществ в семье, договоры и иные обязательства.
Первая книга содержала нормы, отменившие феодально сословные привилегии, сословные ограничения в правоспособности. Был выработан новый подход к рассмотрению гражданско-правового статуса отдельных лиц, а ст. 8 гласила, что «всякий француз пользуется гражданскими правами»2. В ст. 7 был закреплен принцип формального равенства лиц, осуществляющих гражданские права. Также необходимо отметить, что в качестве лиц, являющихся субъектами гражданских прав, подразумевались отдельные индивиды (физические лица).
Вторая книга посвящена регламентации вещных прав и исходит из их классического римского деления. Центральное же место занимает институт права собственности. Ст. 544 гласит: «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами и регламентами»3. В данном определении прослеживается римский подход к пониманию права собственности, подчеркивается универсальный, абстрактно-индивидуалистический характер собственности и правомочий собственника.
Третья книга. В ст. 711 дается перечень способов приобретения права собственности. Основное внимание законодатель уделяет обязательственным, договорным отношениям. Кодекс содержал положения, относящиеся к условиям заключения, к содержанию и иным особенностям отдельных договоров: купли-продажи; мены; найма вещей, работ и услуг; товарищества; ссуды; хранения; залога.
Что касается торгового права, то его нормы содержат основные принципы, регулирующие отношения между субъектами торгового оборота. Эта отрасль зачастую характеризуется как «право исключений», потому что содержит лишь те положения предпринимательской деятельности, что не урегулированы нормами Гражданского кодекса. В 2000 году была принята законодательная, а в 2007 году регламентарная часть нового Торгового кодекса, однако, несмотря на то, что он наиболее полно регулирует возникающие правоотношения в данной отрасли, нежели кодекс 1807 года, он не является единственным источником права в торговом праве. Помимо него, определенное место занимают обычаи делового оборота (usages). Неоднократное регулирование одних и тех же ситуаций аналогичным образом дает такому способу регулирования статус именно обычая.
Кроме того, источниками являются международные договоры, подписанные или ратифицированные французской стороной, и обычаи международной торговли. Среди международных договоров наиболее значимыми являются: женевские конвенции от 7 июня 1930 года и от 19 мая 1931 года о векселях, ценных бумагах и чеках, Венская конвенция от 11 октября 1980 года о договорах международной купли-продажи. Наиболее актуальными международными обычаями признаются правила Инкортемс – 2000.
Также стоит отметить, что нормативные акты Европейского союза занимают все более значительное место среди иных источников торгового права Франции, так как директивы, принимаемые Европейским советом, обязательны для исполнения всеми странами, входящими в Европейский союз.
