Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema_5_Yazyk_prava.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
157.7 Кб
Скачать

5. Техника юридических дефиниций: понятие юридической дефиниции, требования и проблемы использования.

Цель точного и ясного понимания юридических терминов может быть максимально достигнута, если в нормативном тексте давать определения юридических терминов. Это позволит избежать ошибок и недоразумений на практике. Еще Декарт говорил: «Определяйте значение слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений». Факт того, что правовая норма представляет собой формализованное предписание, свидетельствует о том, что четкие юридические определе­ния должны даваться всем терминам, имеющим решающее значение для правового регулирования.

Проблема использования четких нормативных дефинициях стала особенно актуальной в условиях роста общего объема законодательства и расширения его специализации, решения проблемы внедрения в отечественную правовую систему ранее ей неизвестных институтов с новыми понятиями и определения оптимального баланса отечественного и приобретенного опыта.

Вопросы, касающиеся юридических дефиниций, в советской и российской специальной литературе долгое время не представляли повышенного интереса и не были сферой, где для науки и практики нет белых пятен, хотя этот прием юридической техники был и остается одним из самых широко используемых в юридической практике, особенно в правотворческой деятельности.

Представляется, ситуация изменилась с систематическим проведением Нижегородским юридическим институтом МВД семинаров по проблемам юридической техники и ее основных приемов, где дефиниция занимает свое достойное место. В 2007 г. по материалам Международного «круглого стола» вышло издание «Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы» общим объемом 1456 страниц.

Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные, качественные признаки предмета или явления8. По мнению Баранова В.М., дефиницию неоправданно рассматривать только как техническое средство «в квадрате», вторичное средство обслуживания. Она представляет собой стержень, каркас нормативно-правового акта, многовекторное юридическое явление, которое можно подвергнуть анализу в качестве:

  1. приема юридической техники;

  2. особой разновидности юридических норм;

  3. фактора стабилизации или дезорганизации правовой регламентации общественных отношений;

  4. социокультурного явления;

  5. ориентира политико-мировеззренческой идеологии, горизонта гуманитарно-правовых ценностей;

  6. вектора консолидации усилий субъектов правотворческой деятельности;

  7. метода формирования и обновления правового языка;

  8. катализатора конкретизации закона в нормотворчестве, интерпретационной и правоприменительной деятельности;

  9. способа концентрированного выражения ключевой идеи закона либо концепции законопроекта;

  10. разновидности социальной памяти;

  11. элемента стратегии правового развития государства;

  12. относительно автономного объекта мониторинга правового пространства;

  13. средства обеспечения целостности, непротиворечивости и компактности законодательства;

  14. объекта канала обратной связи, когда выявляется ее доступность или недоступность для понимания гражданами;

  15. инструмента повышения научно-практической обоснованности законодательства;

  16. фактора повышения эффективности реализации не только законодательных актов, но и всех элементов правовой системы;

  17. формы согласования различных юридически значимых интересов, результата компромисса противодействующих политических сил;

  18. демонстрации единства права и государства;

  19. ведущего элемента сетевого права, которое будет регулировать общественные отношения, возникающие в электронных компьютерных сетях9.

Наличие или отсутствие нормативных дефиниций во многом зависит от субъективной воли законодателя. Во многих случаях дать полное нормативное определе­ние тому или иному термину невозможно, поскольку его применение в каждом конкретном случае зависит от жиз­ненных условий, окружающей обстановки. Это касается в первую очередь так называемых оценочных терминов. Труд­но сформулировать критерии того, в каких именно случа­ях необходимо давать дефиниции. Можно лишь наметить некоторые ориентиры. Вот некоторые из них:

применение дефиниции при первом использовании понятия;

если термин без дополнительного пояснения представляется недостаточно четким и возможны его различные толкования, то отсут­ствие определения может породить неясности, недоразуме­ния и, как результат, нарушения законности;

следует давать четкую дефиницию специаль­ным юридическим терминам, которые выработаны законо­дателем и именно через законодательство входят в общий лексический фонд: «дознание», «кассация», «истец» и т. п. Желательно также развернуто определять и специальные технические термины, если нормативные акты, где эти тер­мины употребляются, рассчитаны на широкое применение и касаются большого числа должностных лиц и граж­дан, т. е. людей, которые не обязаны знать точное зна­чение соответствующего технического термина или вы­ражения;

с учетом целей проектируемого нормативного правового акта данное понятие специфично;

если термин употребляется в различных актах, связан­ных отношениями иерархии, то его определение уместно давать в акте наибольшей юридической силы. Это обеспе­чит единство правового регулирования, ликвидирует несогласованность и разночтения нормативного материала.

Каждая дефиниция должна быть построена четко, логично, последовательно. Эти требования соблюдаются в случае, если каждая дефиниция построена в соответствии с правилами формальной логики и включает следующие элементы:

1) определяемое понятие, то есть то, что определяется;

2) предикат – то, что говорится об определяемом;

3) родовой признак – качество, которое присуще ряду родственных предметов и явлений;

4) видовое отличие – качество, характерное только для данного определяемого понятия.

Задание: вспомните, что такое предикат, большая и малая посылки, суждение и умозаключение.

У нормативных дефиниций есть существенные особен­ности.

А) Дефиниции являются результатом особой логической операции, направленной на определение существенных признаков и видовых черт конкретного понятия и выделение его из ряда родственных явлений.

Б) Законодатель да­ет юридическому термину одно-единственное определение, включая в него все существенные с его точки зрения приз­наки, т. е. такие, которые носят регулирующий характер, имеют правовое значение.

В) Дефиниции следует признать предписаниями особого рода, которые должны органично включаться в соответствующую нормативно-правовую материю10.

Однако среди исследователей есть те, кто не признает за дефинициями права называться разновидностью норм права. Так, Кострова М.Б. утверждает: «Как самостоятельные, логически завершенные, в некоторых случаях структурированные нормативные правовые предписания-дефиниции являются элементами содержания диспозиций соответствующих правовых норм»11.

Решение вопроса о природе дефиниций не является однозначным. Фактором, подтверждающим обособление норм-дефиниций, выступает структурирование предмета правового регулирования. Дефиниции отражают и выражают своего рода фрагменты предмета законодательной регламентации как на уровне системы законодательства, так и на уровне отрасли, института и отдельной нормы в системе действующего права. Поэтому возможно, что законодательные дефиниции представляют собой нормативные предписания.

Г) Применяется для определения терминов, впервые употребляемых в законодательстве, не имеющих общераспрост­раненного употребления, а также для понятий, употребляе­мых в более узком или существенно ином значении по сравнению с общеизвестным.

Известно, что термины могут быть определены либо путем обобщенной формулы, которая охватывает в общем, абстрактом виде все признаки понятия (через ближай­ший род и видовое отличие) – так определено понятие юридического лица в ГК РФ, либо путем казуистического перечисления частей или признаков понятия. Таким способом определены, например, «виды предвыборной агитации» в ФЗ «О выборах Президента РФ» - политическая реклама, выступления, пресс-конференции, интервью, предвыборные дебаты, «круглые столы». Первый спо­соб, в принципе, предпочтительней, поскольку перечни усложняют законодательный текст и, кроме того, создают возможности для появления пробелов и упущений в зако­нодательстве. Однако в ряде случаев класси­ческие определения неприменимы, так как нецелесооб­разно либо невозможно точно указать родовую принад­лежность и отличительные видовые признаки слишком широкого или, наоборот, простейшего понятия.

Однако от определения через перечень не всегда можно отказаться. Применение того или иного способа обычно зависит от содержания термина, его харак­тера. Нередко эти способы могут сочетаться, взаимно до­полняя друг друга. Конст­руируя конкретную дефиницию, надо выбирать ту фор­му, которая окажется наиболее удобной, обеспечит ста­бильность правовой нормы и единую направленность правоприменительной практики.

Приемы формулирования дефиниций в нормативных актах могут быть различными. Например:

в виде развернутой харак­теристики термина при первом его упоминании;

в скобках после первого употребления термина;

без скобок через тире;

с помощью выражения «т. е.»;

в виде отдельной час­ти (абзаца) в статье или пункте закона;

в виде самостоятельной статьи (пункта) нормативного акта.

бы­вают и косвенные определения, например, законодатель­ное указание, какие именно действия, факты, состояния в целом или в отдельности включаются в нормативное по­нятие.

издание специ­альных актов, в которых определяется целая серия терми­нов, употребленных во многих актах соответствующего уровня. Такая практика существует, например, в некото­рых штатах США (в частности, в штате Нью-Йорк дейст­вует закон «Общее толкование законодательства»). Этим опытом можно воспользоваться в том случае, когда правотворческий орган считает необходимым опреде­лить или истолковать уже употребленные в действующих нормативных актах термины. На сегодняшний день законодатель не воспользовался таким опытом. Однако, коллективом авторов в 1998 г. был сформирован в лексикографическом варианте состав юридической терминологии и издан в виде Словаря-справочника по российскому законодательству (термины, понятия, определения).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]