Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema_5_Yazyk_prava.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
157.7 Кб
Скачать

2. Юридические термины: основные черты и виды.

Термин — это слово (или словосочетание), обозначающее специальное понятие и имеющее точную сферу смыслово­го использования. Термины в отличие от иных слов направлены на чет­кое отображение и выражение социально организованной действительности (наука, техника, политика, право и т. д.), имеют социально-обязательный характер. Они ли­шены эмоциональной окраски, объективны, строги и ус­тойчивы.

По сравнению с основной массой слов термин более точен. Он непосредственно соотносится с обозначаемым понятием. В структурном отношении термин может состо­ять из двух и более слов (словосочетание), которые со­ставляют неразрывное, достаточно мотивированное смыс­ловое единство и, обозначая определенное понятие, не употребляются друг без друга («юридическое лицо», «зна­чительный ущерб», «повреждение здоровья» и т. д.).

Каждый термин — это слово (или их совокупность), но не каждое слово — термин. Правда, то или иное слово может выступать в зависимости от контекста и как тер­мин, и как нетермин. Как обозначение специального понятия, как термин слово должно быть однозначным. Обозначая то или иное спе­циальное понятие в определенных смысловых границах, в едином смысле, тер­мин позволяет с оптимальной точно­стью оперировать конкретной мыслью, что чрезвычайно важно для юриспруденции при решении прикладных, в частности, правоприменительных задач.

Основными признаками термина, в т.ч. и юридического, явля­ются:

1) адекватность отражения содержания понятия, смысловая однозначность – его значение не должно зависеть от контекста. Без смысловой однозначности термин не может выполнять функцию обо­значения специального понятия;

2) логическая соотнесенность его с другими родовидовыми терминами (родовидовая си­стемность) - выражая внутренне единую и взаимозависимую сово­купность понятий соответствующей отрасли знания, тер­минология представляет собой логически связанную родо­видовую систему, которая исключает, как правило, отно­шения полисемии или омонимии, а также способствует оптимальной информативности терминов, их функцио­нальному совершенствованию.

Внутренняя согласованность, обус­ловленная логикой самого права,— важная черта юриди­ческой терминологии. Юридические термины составляют сложную органическую систему, находятся между собой в разнообразных связях. Есть между ними связи согла­сования (преступление, административное правонаруше­ние, дисциплинарный проступок), субординации (сделка как родовое понятие и конкретные виды сделок). Взаимо­зависимость терминов заключается также в том, что из одного, представляющего собой гнездовое слово, образу­ются устойчивые словосочетания, отражающие близкие понятия. Например, посредством термина «право» обра­зуются такие словосочетания-термины, как «правоотно­шение», «правосознание», «правонарушение», «правомо­чие» и др.;

3) профессиональный уровень практического употребления (терминология техническая, химическая, медицинская, спортивная и т. д.) - профессиональное использование терминологии обес­печивает ее информативную качественность, определенную стабильность знаковых систем. Так, словосочетание «причинение вреда» в обыденной жизни понимается по-разному. Для юриста же в обоб­щенном терминологическом значении это есть не что иное, как основание возникновения прав и обязан­ностей. Решая то или иное конкретное дело, судья, например, будет исходить из определенных в законе общих оснований ответственности за причинение вреда, а также руководствоваться нормативами, содержащими в себе видовые характеристи­ки (вред, причиненный в состоянии необходимой обороны; вред, причиненный в состоянии крайней необходимости; вред, причиненный несовершеннолетним; вред, причинен­ный гражданином, признанным недееспособным и т.д.). Какие-либо отступления от закона при толковании указан­ных нормативов в правоприменительной практике недо­пустимы.

Юридический термин — это слово (или словосочета­ние), которое употреблено в законодательстве, является обобщенным наименованием юридического понятия, имею­щего точный и определенный смысл, и отличается смыс­ловой однозначностью, функциональной устойчивостью2.

Функциональная устойчивость (стабильность) юридической термино­логии означает относительное постоянство словарного запаса законодательства. Как правило, большинство юридических терминов, используемых в законода­тельстве, остаются неизменными и не претерпевают каких-либо существенных модификаций. Вместе с тем развитие языковых процессов, совершенствование правового регулирования постоянно изменяющихся общественных отношений порождает появление новых, прекращение устаревших терминов, замену одних терминов другими более точными.

Юридическая терминология представляет собой базу, основной смысловой фундамент правового текста и нормативного материала. Основные юридические термины содержатся в наиболее важных законодательных актах, которые определяют их дальнейшее использование в подзаконных актах.

К на­стоящему времени отсутствуют ясные принципы и критерии логической классификации юри­дических терминов. Предложенная в специальной литературе дифференциация терминов сводится к следующим вариантам:

Классификация по вертикальному и горизонтальному принципам. На вер­шине пирамиды, образуемой на основе вертикального принципа будет терминология, закрепленная в Конституции, Основах законодательства, Уставах. Это общеправовая терминология, кото­рая системно объединяет термины, так или иначе функ­ционирующие во всех отраслях законодательства, выра­жая и обозначая понятия широкого обобщенного значе­ния (правовое, демократическое государство, государственный ор­ган, должностное лицо, общественная организация, ком­петенция, правомочия, законодательство, закон, решение, неприкосновенность личности, законные интересы и т. д.).

Горизонтальная терминология охватывает различные ви­ды межотраслевой и отраслевой терминологии. Межот­раслевая терминология — это терминология, используемая в нескольких отраслях законодательства (материальная ответственность, значительный ущерб, проступок и т. д.)1. Отличительной чертой отраслевой терминологии являет­ся то, что она основывается на предметно-логических свя­зях и отношениях соответствующих понятий, отражающих специфику конкретной сферы правовых отношений, и обслуживает осо­бую отрасль законодательства.

Различаются термины: 1) общеупотребимые, 2) общеупотребимые, имеющие в нормативном акте более узкое, специальное значение, 3) сугубо юридические, 4) техни­ческие.

Общеупотребимые термины — это обычные, широко распространенные наименования предметов, качеств, при­знаков, действий, явлений, которые в одинаковой мере используются в бытовой речи, в художественной и науч­ной литературе, в деловых документах, в законодательст­ве. Такие термины просты, общепонятны. В законодатель­стве они используются в общепринятом значении и ника­кого специального смысла в себе не содержат.

Многие термины, взятые из обыденного языка, получа­ют в нормативном акте особое, более точное, специальное значение. Их преимущество по сравнению с общеупотребимыми в том, что при максимальной краткости они наибо­лее точно обозначают нужное понятие. Скажем, термин «груз» как таковой не является юридическим. Однако он приобретает данное качество, если законодатель опреде­ленным образом выразил к нему свое отношение

Как и любая иная сфера общественной жизни, юрис­пруденция не может обойтись без особой терминологии. Специальные юриди­ческие термины лаконично и относительно точно обозначают понятие, применяемое в юриспруденции («истец», «судимость», «неустойка», «дознание» и т. д.).

Специальных юридических терминов в законодательст­ве не так много. Применяются они для обозначения осо­бых понятий и только в юриспруденции. Как правило, спе­циальный юридический термин создается законодателем, когда в общелитературном языке нет подходящего слова для обозначения соответствующего понятия. Зачастую спе­циальные термины заимствуются из римского права или из иных развитых правовых систем («акцепт», «виндика­ция», «контрабанда» и т. д.). Но в основном они образу­ются из корней отечественного языка («преступление, «до­знание», «суд», «закон»).

В юридических текстах много терминов заимствованных из различных областей науки, техники, искусства. В литературе за ни­ми закрепилось наименование «технические термины». В процессе применения норм права в различных сферах об­щественной жизни без специальных технических терминов обойтись зачастую невозможно. Необходимо придерживать­ся правила, что технические термины употребляются в том смысле, который закреплен за ними в соответствующей отрасли знания.

Специальные юридические и технические термины весь­ма удобны: однозначно обозначают нужное понятие, со­действуют более четкому изложению нормативных пред­писаний, способствуя тем самым более правильному пони­манию и применению последних. С помощью таких терминов могут быть достигнуты однозначность, семан­тическая конкретность, полнота юридических формулиро­вок. Едва ли целесообразно заменять специальные терми­ны развернутыми описательными выражениями, поскольку это привело бы к громоздкости нормативных актов, за­трудняло бы их применение.

С учетом изложенного выше о словах и терминах можно предложить следующие основания классификации юридической терминологии.

По степени распространенности: международно-правовая и нацио­нально-правовая, общеправовая, межотраслевая и отраслевая терминология.

По видам нормативно-правовых актов: терминология законов и тер­минология подзаконных нормативно-правовых актов.

По источнику возникновения: русскоязычные термины (брач­ный договор, участковый мировой судья, адвокатура) и иностранные термины (кодекс, аукцион, приватизация).

По степени конкретности: однозначные термины (прокурор) и терми­ны, требующие толкования (рецидив).

По структуре: односоставные термины (суд) и многосоставные тер­мины (юридическое лицо).

По степени точности юридического понятия: термины точного зна­чения (пенсия, безбилетный проезд) и термины, выражающие оценочные поня­тия (значительный ущерб, неуважение к суду). Смысл первых зависит от законодателя и точно определяется им. Частные признаки оценочного понятия в законе отсутствуют и выявляются как посредством толкования нормы, так и путем различного рода разъяснений и уточнений, даваемых судебной практикой и подзаконными актами3.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]