
- •Фольклорные источники сказки и переработка их поэтом (что переработал, как, с какой целью): сюжетные мотивы, образы.
- •Композиция сказки, её поэтический язык.
- •Пространственно-временные особенности сказки.
- •Отличие характеров героев от их традиционных сказочных типов.
- •Авторское начало в сказках.
- •Главная идея сказки, её философия. Двойной код сказки (детское и взрослое восприятие)
Авторское начало в сказках.
Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть "лицо" автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
В отличие от своего "учителя" Жуковского, Пушкин интересовался, прежде всего, самим фольклором, стремясь познать не только отдельные черты его поэтики, но уловить его поэтическую целостность. Фольклор для Пушкина был не средством, а целью. Изучая художественную форму, поэт хотел понять ее смысловую наполненность, дойти до ее первоначального, древнего мифологического содержания, нередко "очищал" сами фольклорные тексты от наслоений времени, реконструировал их. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить народный взгляд на вещи. Отсюда проистекало бережное обращение с фольклорными источниками сказок. Но этим поэт не ограничивал свою задачу. Сказка нужна была ему, чтобы выразить свои собственные мысли об обществе и человеке, но так, чтобы они органически "прорастали" сквозь народный смысл сказок, дополняли, развивали и углубляли его. Пушкин брал на вооружение природную мудрость народа и своей мыслью возводил ее в ранг глубокого диалектического философского взгляда на земное существование человека. Таким образом, народная точка зрения, угаданная и тщательно сохраненная Пушкиным, составляет первый смысловой "этаж" текста, а точка зрения автора - второй, высший ее "этаж"
Главная идея сказки, её философия. Двойной код сказки (детское и взрослое восприятие)
Философия
Став "владычицей морскою", старуха посягает на свободу рыбки. Эта сказка об угнетении. Ещё современники Пушкина говорили, что это один из первых манифестов в России против нового жестокого строя. Пушкин раньше других увидел беду, которая надвигалась на Россию вместе со страшной поступью "железного века" - это нарождающийся капитализм, непомерная жадность.
Сказочный сюжет превращается поэтом в сюжет философский, сказка о наказании за алчность – в притчу о столкновении преходящего с вечным. «И вот старуха снова сидит со своим корытом, как и раньше, а рядом шумит вечное море,- и все только что происшедшее и вправду кажется каким-то призрачным, точно мгновенно пролетевший сон…» Пушкин "надстраивает" над народным собственный смысл и важнейшие нравственные, философские проблемы, переходя из сказки в сказку, волнуют автора и получают в последней сказке обобщающее, символическое выражение.
Пушкин в финале всё возвращает на круги своя:
"Глядь: опять перед ним землянка; / На пороге сидит его старуха, / А пред нею разбитое корыто"
Эта сказка является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. В русских сказках на этот сюжет старик и старуха живут в лесу, и желания старухи исполняет или чудесное дерево, или птичка, или святой и т.п. Пушкин воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на берегу моря, старик - рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ золотой рыбкой, народным символом богатства, обилия, удачи.
Код
Детский взгляд: эта сказка – про хорошего дедушку и плохую бабушку. А рыбка обиделась и ушла.
Взрослый взгляд:
Много лет жила женщина судьбой черносошной крестьянки. Старик ловил рыбу, она пряла пряжу. Жили очень бедно. Прядение - трудное ремесло, руки болят, глаза слепнут. Выход такого ручного труда малый, ценится дешево. А муж ее закинет невод - вытащит только тину.
Вот в очередной раз вернулся старый дурень с пустыми руками и начинает заливать небылицы про чудесную рыбку, которая обещала все что угодно, а он ее так отпустил. То есть и рыбы не принес, и всякую чушь несет про свое неумное великодушие. Можно ли осудить старую женщину, когда ее взгляд падает на разбитое корыто, в котором больными руками она тридцать лет стирала дедовы портки, и вот она ворчит, мол, попросил бы хоть корыто…
Дед представляет собой персонаж удивительной силы и правды. ЕМУ НИЧЕГО НЕ НАДО. Он бросает невод, пришел пустой - ну и ладно. Жена прокормит прялкой. Землянка - так землянка. Корыто разбилось - не его проблема. Под конец жизни ему предоставляется шанс все изменить к лучшему - для себя, для жены, для многих, но дед испугался, почтительно поклонился, отпустил рыбку в море и спокойно пошел домой, без добычи, зато с байкой. Для себя ничего ни разу не попросил. Дед – простак и болван, смирившийся со своим положением в обществе и не предпринимающий попыток что-то изменить в своей жизни хотя бы на старости лет.
От слишком широких перспектив у старухи снесло крышу. Зарвалась и осталась с разбитым корытом. Мораль сказки - сиди тихо и не рыпайся.