Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SUDEBNAYa_MEDITsINA_RUS И.О. КОНЦЕВИЧ И Б.В. М...docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
733.67 Кб
Скачать

6. Деструктивные отрутиtc "6. Деструктивные отрути"

Деструктивные яды — это большая группа веществ, которые после всасывания и контакта с клетками нарушают их структуру, которая приводит к дистрофичным и некротическим изменениям тканей печенки, почек, сердца, центральной нервной системы и других органов и систем. Изменения при отравлении некоторыми деструктивными ядами иногда достаточно типові для них, однако подобные проявления могут напоминать любую болезнь. Поэтому в случае подозрения на отравление деструктивными ядами нужно проводить судебно-токсикологическое исследование. К деструктивным ядам принадлежат соли и окислы тяжелых металлов: мышьяку, ртути, меди, свинцу но др.

Мышьяк. Ядовитые свойства мышьяка известны очень давно. Отсутствие вкуса, запаха и сильные ядовитые свойства обусловили применения его с преступной целью. Мышьяк — металл, нерастворимый в воде, а потому и неядовитый, однако, окиснюючись, образует ядовитые окислы. Если говорят об отравлении мышьяком, понимают белый ми­ш’як, то есть ангидрид мышьяковистой кислоты (Аs2o3), хоть есть другой, менее ядовитый — ангидрид мышьяковой кислоты (Аs2o5) Они широко применяются для протравки зерна, а потому является более-менее доступными.

Белый мышьяк — это белый порошок без особливо­го запаха и вкуса, иногда может иметь вид белых комочков с желтоватым оттенком. Он может быть легко и непоміт­но введен в организм вместе с едой, а потому и до сих пор іно­ді наблюдаются случаи убийства путем отравления ми­ш’яком. Попадаются несчастные случаи в результате спо­живання зерна, протравленного соединениями мышьяка, а та­кож случаи самоубийства. Смертельная доза составляет 0,1-0,2 г.

В зависимости от хода различают две формы острого отравления мышьяком:

1) желудочно-кишечную;

2) паралитическую (нервную).

Желудочно-кишечная форма отравления напоминает холеру: через 1-2 год после принятия мышьяка пострадавший начинает чувствовать изжогу в роте с металлическим привкусом, тошноту, потом жажду, острая боль в животе, потом безостановочное блюет. Лицо сразу становится исхудавшим, глаза западают, нос заостряется (лицо Гиппократа), кожа укрывается липким потом, в икроножных мышцах возникают судороги.

Потом появляются жидкий, водянистый пронос с кусочками слизи и лоскутами белесоватости отторгнутого кишечного эпителия, который напоминает рисовый отвар как при холере. Количество мочи уменьшается, наблюдаются симптомы коллапса. Смерть, как правило, наступает через 1-2 сутки, реже — позже.

В случае отравления мышьяком сначала возникает блюет, тогда как при холере в первую очередь появляется пронос.

Паралитическая (нервная) форма связана с принятием больших доз мышьяка и перебегает без желудочно-кишечных проявлений. При этой форме наблюдается резкая головная боль и тягнучий боль в других частях тела, сонливость, головокружение, обморок, иногда судороги, коматозное состояние. Смерть может наступить быстро, даже в первые часы после отравления.

Во время вскрытия трупа изменения в органах напоминают признаки токсичного гастроэнтерита. Кишечные петли вялые, серозная оболочка липка, в кишках светлое, водянистое содержимое с хлопьями белесоватости, слизевая оболочка кишок гиперемированная, в ее складках мелкие, сероватые участки некроза, иногда частицы белесоватости мышьяка, солітарні фолликулы (Пейерови бляшки) резко увеличены, набряклые, нередко с кровоизлиянием. Слизевая оболочка желудка гиперемированная, набряклая, иногда с некротическими участками, покрытая вязкими слизевыми массами. Секреторные железы желудка увеличены, в результате чего слизевая оболочка на ощупь дрібногорбиста. В полостях сердца — густая кровь, под эндокардом левого желудочка часто оказывается небольшое полосатое кровоизлияние, похожее на пятна Минакова, которые возникают, по-видимому, в результате резкого снижения кровяного давления в миокарде, печенке и почках — проявления почечной дистрофии.

Если смерть от отравления мышьяком наступает быстро (при паралитической форме отравления), то отмеченные морфологические изменения могут и не наблюдаться. В таких случаях в желудке чаще всего обнаруживают частицы белесоватости мышьяка, что характерное для самоубийства от принятия большой дозы яда.

К ядовитым соединениям мышьяка принадлежат краски (шеєлева и швейнфуртська зелень). Очень редко наблюдаются отравление органическими препаратами мышьяка (например, сальварсеном и неосальварсеном и тому подобное).

Мышьяк длительное время сохраняется в труппе (в частности в костях и волосах), потому может быть обнаружен путем судебно-токсикологического исследование и через достаточно длительное время после захоронения (например, выявление большого количества мышьяка в волосах Наполеона через более чем 150 лет после его смерти).

Следует учитывать, что грунтовые микроорганизмы могут переносить мышьяк из почвы в останки трупа.

Если человек после отравления мышьяком остается живым, то у нее возникают желтуха, сыпь, а на ногтях появляются поперечные полоски белесоватости, которые достали название полосок Месса. За количеством полосок, как установлено В.И.Про­зоровским, можно сделать вывод о том, сколько раз принимался мышьяк. При двукратном принятии — две поперечных полоски при трехкратном — три и тому подобное. Эти полоски со временем исчезают.

Соединения ртути. Металлическая ртуть неядовитая, поскольку она нерастворимая, или почти нерастворимая. Ядовитыми являются пары ртути и некоторые органические (гранозан) и неорганические (сулема) соединения. Измельчена ртуть в мазях после втирания легко всасывается и, если доза ее соответствующая, это влечет отравление, равно как и вдыхание парів ртути.

Сулема — белый мелкокристаллический порошок, который хорошо растворяется в воде, лучше в присутствии натрия хлорида. Выпускается в виде таблеток по 0,5 или 1 г, окрашенных в блідорожевий цвет. В медицинской практике применяется как антисептическое, дезинфицирующее средство. Сулема — сильный протоплазматична яд, соединяясь с белками тканей, она образует ртутные альбумінати. Смертельная доза — 0,1-0,3 г.

Клиническая симптоматика отравления сулемой напоминает дизентерию и характеризуется триадой клинико-морфологических проявлений:

1) ртутным стоматитом;

2) ртутным язвенным колитом;

3) нефрозо-нефритом (почка сулемы).

После принятия яда возникает неприятный металлический привкус и жгучая боль в роте и за ходом пищевода, желудка, блюет, часто с примесью крови, кровавый пронос. Пульс частый, нитевидный, температура тела снижается, десны набухают, из рта слышать резкий гнилостный запах. Сначала увеличивается выделение моче, а затем наступает анурия (наблюдаются цилиндр-протеин и гематурия). Возникает кровавый пронос из тенезмами, слизью в калении, из-за чего отравление сулемой может быть принято за дизентерию. Смерть наступает через 2-3 дня.

Во время судебно-медицинского рассечения труппа оказывается достаточно характерная картина: на подпухлых деснах серовато зеленоватый налет, язвы с сероватым дном; почки увеличены, мутной белесоватости цвету (белая почка сулемы), на рассечении корковый слой набухнувший, утолщенный, пронизанный красными точками и полосами (кровоизлияние). Под микроскопом оказывается некроз эпителия извилистых канальців нефрона с откладыванием известки и многочисленное кровоизлияние.

На внутренней поверхности слепой кишки и восходящей части ободової (стенки их утолщены) наблюдается резкая гиперемия слизевой оболочки с многочисленным кровоизлиянием, мелкие язвы и серовато зеленоватые, некротические участки, на поверхности которых тонкая, сероватая пленка по типу дифтеритичної, которая легко снимается пинцетом.

Эти изменения похожи на тех, которые наблюдаются и при дизентерии. Однако в случае дизентерии они оказываются не в верхнем, а в нижнем отделе толстой кишки (прямой и сигмоподібній).

Если была принята большая доза сулемы, то смерть наступает в первые часы при прогрессирующих признаках паралича центральной нервной системы. Тогда в желудке и в нижнем отделе пищевода есть сероватые некротические участки с воспалительными явлениями.

Судебно-медицинская диагностика отравления сулемой основывается на результатах токсикологического исследования внутренних органов. В тканях трупа яд сохраняется длительное время (больше года). Отравление сулемой чаще всего является несчастным случаем, когда раствор ошибочно считают любым напитком, наблюдаются случаи самоубийства, а также убийства.

Соли свинца. Отравление солями свинца наблюдаются очень редко. Острое отравление чаще всего предопределено свинцу карбонатом (свинцовые білила) или свинцу ацетатом (свинцовый уксус). Картина отравления не имеет никаких характерных признаков. При этом наблюдаются проявления токсичного гастроэнтерита со всеми соответствующими клиническими и морфологическими признаками. При вскрытии трупа на резко гиперемированной слизевой оболочке желудка наблюдаются частицы белесоватости солей свинца, тогда как содержимое кишок и внутренняя их поверхность темно бурого, почти черного кольо­ру в результате образования сульфата свинца (соединения солей свинца с сероводородом).

Чаще всего хроническое отравление солями свинца наблюдается на предприятиях, во время работы со свинцовыми препаратами в стеклянной промышленности, типографиях и тому подобное. Клинические проявления при этом разные — свинцовый паралич, свинцовая подагра, кахексия, свинцовый стоматит но др. Острое отравление солями свинца иногда является самоубийством. Убийства, несчастные случаи, как правило, не наблюдаются, потому что смертельная доза солей свинца большая — 20-30 г.

Соли меди. Из неорганических соединений меди больше всего судебно-медицинское значение имеют медный купорос (меди сульфат) и бордоська жидкость. Смертельная доза составляет 2-3 г, однако наблюдаются случаи, когда смерть наступает после принятия 0,5-0,6 г меди сульфата. Картина отравления характеризуется неприятным, вязким вкусом в роте, значительным слюнотечением, блюет, болью в животе, кров’янистим проносом, слабостью, головокружением, коматозным состоянием и смертью. Блевотные массы окрашены в зеленый ко­лір, кал — в черный. При вскрытии трупа — гиперемия, набухание слизевой оболочки желудка, кишок, дистрофия паренхиматозных органов. Диагностика отравления солями меди нуждается в токсикологическом исследовании внутренних органов.

Фосфор. Отравление неорганическим металлоидом фосфором теперь наблюдается чрезвычайно редко. Смертельная доза — 0,05-0,1 г. Поступление фосфора в желудок влечет блюет; блевотные массы светятся в темноте. Воздух, который выдыхает пострадавший, имеет запах чеснока. При судебно-медицинском рассечении обнаруживают резко выраженное жировое перерождение паренхиматозных органов, особенно печенки, и многочисленное точечное кровоизлияние в разных органах и тканях.

В последнее время значительное распространение получили органические соединения фосфора — тиофос, карбофос, фосфанон, метафос но др., которые применяются в виде порошков (дустів) и эмульсий в сельском хозяйстве и быту для борьбы с вредителями зерновых культур и насекомыми, а потому отравление этими соединениями нередко имеет место в судебно-медицинской практике. Отравление может наступить от вдыхания парів этих соединений или при потреблении их с едой. Наблюдаются приступы клонических и тонических судорог с обмороком, резко выраженные расстройства дыхания (бронхоспазм) и кровообі­гу (гипотензия). Смерть наступает от паралича дыхательного центра и имеет характер асфиксии.

Фосфорные соединения значительно снижают активность холінестерази, что приводит к накоплению в организме ацетилхолина.

Учитывая действие разных соединений фосфора на организм человека, неорганические соединения следует отнести к деструктивным ядам, а органические — к нервно функциональных.

Судебно-медицинская диагностика отравления соединениями фосфора основывается на результатах токсикологического исследования внутренних органов.

К группе деструктивных ядов принадлежат разные соединения таллию, особенно таллию сульфат и талию ацетат, отравление которыми в последнее время представляется важной проблемой. Эти соединения используются на производстве. Смертельная доза составляет около 1 г (10-15 мг/кг массы тела). Отравление имеет очень тяжелый ход, повреждаются почти все органы и системы (сердце, сосуды, почки, централь­на нервная система, желудок, кровь и кроветворные органы, кіст­ки). Характерный тяжелый полиартрит, полиневрит, выпадение волос, нарушения роста ногтей. Возможен острый и хронический ход отравления. Смерть при острой форме наступает через 1-10 суток. Таллий является ферментным ядом. Низкие концентрации его стимулируют АТФ, а высокие — пригні­чують. Яд накапливается в митохондриях, аксонах, повреждая их. Выводится из организма медленно, преимущественно почками, а также кишками с признаками вторичной резорбции. Основным депо накопления таллию являются кости, мышцы, волосы. Накопление таллию в волосах обусловливает нарушение процессов кератиноутворення, в результате чего образуются полости, которые при обычной микроскопии выглядят как поперечные полосы — так называемые “таллиевые полосы”. Он содержится также в крови, моче, калении, где можно его обнаружить современными химико-аналитическими методами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]