Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SUDEBNAYa_MEDITsINA_RUS И.О. КОНЦЕВИЧ И Б.В. М...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
733.67 Кб
Скачать

Раздел xitc "раздел XI" повреждение от действия високої но низкой температурИtc "повреждения от действия високої но низкой температури"

Организм человека обеспечен совершенным механизмом терморегуляции, который позволяет поддерживать постоянную температуру тела при значительных колебаниях температуры окружающей среды. Постоянство температуры тела поддерживается саморегулированием процессов теплообразования и теплоотдачи. Теплотворность непосредственно связана с обменными процессами. Теплоотдача осуществляется путем теплоизлучения (около 55% всего объема теплоотдачи), теплопроведення (около 15%), випарування поту (около 27%) и отдаче тепла с выделениями организму (около 3%).

Нормальная температура тела регулируется теплоизоляцией (подкожная жировая клетчатка), дрожью (выработка тепла за счет мускульной активности), системой кровообращения (сосуды конечностей осуществляют теплообмен), потением (путем испарения влаги удаляется избыточное тепло), согреванием воздуха в полости носа на холоде и охлаждением в жару но др. Длительное пребывание в экстремальных температурных условиях может привести к расстройству терморегуляции и гибели человека. Такие же последствия возможны в результате контактного пошкоджувальної действия высокой и низкой температуры.

1. Повреждение от действия высокого температуриtc "1. Повреждение от действия высокого температури"

Общее действие на организм высокой температуры приводит к общему перегреву его, местная — к ожогам и ожоговой болезни.

2. Местное действие высокой температуриtc "2. Местное действие высокой температури"

Повышение температуры тканей сверх +50° С приводит к гибели клеток и развитию коагуляционного некроза. Повреждение тканей от местного действия высокой температуры достало название ожогов. Причиной ожогов могут быть пламя, горячая (сверх +60° С) или кипящая жидкость, пылающие смолы (напалм, битум), разные накаленные тела, водяная пара, розпечені газы.

Различают ожоги четырех степеней:

I. Характеризуется эритемой кожи;

II. Серозным воспалением с образованием волдырей;

III-а. Коагуляционным некрозом поверхностных слоев дермы с частичным поражением росткового слоя;

III-б. Некрозом дермы на всю глубину с гибелью сальных и потовых желез;

IV. Некрозом кожи и глубоких тканей, охватывая и кости.

Характеризуя ожоговую травму, нужно определить площадь ожога в процентах ко всей поверхности тела. Для этого предложены разные способы. В практической работе удобно пользоваться правилом девятки: председатель и шея вместе составляют 9%, передняя и задняя поверхности туловища — по 18%, верхняя конечность — 9%, нижняя — 18%, промежность (учитывая половые органы) — 1%.

Ожоги пламенем отмечаются значительной глубиной и поражением большой площади поверхности тела. Ожоговая поверхность покрыта темно серым налетом копоти. Волосы, что располагаются из краев и на некотором отдалении от зоны поражения, колбоподібно раздуто.

Ожоги от пламени пылающего бензина и других летучих жидкостей имеют некоторые особенности. На открытых частях тела ожоговое поражение характеризуется наличием участков равномерного поверхностного некроза кожи. Из краев ожоговой поверхности нередко заметная світлосіра тонкое обрамление омертвелого эпидермиса. На участках тела, покрытых одеждой, ожоги более глубоки, что объясняется дополнительным контактным действием на кожу пылающей одежды.

Ожоги горячей или кипящей жидкостью при большой площади поражения характеризуются преобладаниям волдырей, отсутствием копоти и отопление волос. Растекаясь под одеждой, жидкость влечет ожоги в виде удлиненных дорожек.

Ожоги пылающими смолами имеют, как правило, небольшую площадь и приводят к поражению IV степени.

В глубине ран и на одежде могут сохраняться части агента, который действовал.

Ожоги накаленными металлическими предметами в зависимости от их температуры и времени длительности контакта могут быть разной степени. Жидкий металл предопределяет глубокие местные ожоги. Накалены металлические бытовые предметы в большинстве случаев влекут неглубокие ожоги и повторяют форму, величину, а иногда — рельеф поверхности предмета, которым нанесено повреждение.

Исключительное значение для наступления смерти от местного действия высокой температуры имеют площадь и степень пошкоджен­ня. Да, ожоги II степени приводят до смерти при поражении 1/2 площади тела. При ожогах III степени смерть наступает при поражении 1/3 площади тела. Дети и люди преклонных лет более чувствительны к местному действию высокой температуры, потому их смерть может наступить при поражении меньшей площади тела. Як­що площадь ожога II-IV степени не превышает 10-15% поверх­ні тело (I степени — 50%), то человек, который пострадал, не умирает непосредственно в первые часы после пошкоджен­ня.

В организме человека возникают значительные патологические изменения во внутренних органах, которые достали название ожоговой болезни. В течении ожоговой болезни различают четыре периода:

1) ожогового шока;

2) острой токсемии;

3) септикотоксемії;

4) реконвалесценції.

Тяжесть и последствия ее зависят от площади глубоких ожогов и характера ранового процесса. Как правило, в первые двое суток после поражения тела высокой температурой смерть наступает от ожогового шока, через 3-5 суток от интоксикации продуктами распада поврежденных тканей. В случае длительной интоксикации возникают значительные изменения во внутренних органах и наступает ожоговое истощение. Через 5-7 суток после ожога смерть может наступить от инфекции, которая часто усложняет ход ожоговой травмы.

Чаще всего судебно-медицинским экспертам придется исследовать труппы лиц, которые погибли от пожара или были обнаружены после нее. Важнейшими вопросами, которые нуждаются в выяснении при исследовании таких трупов, является определение зажиттєвості ожогов и механизма образования обнаруженных повреждений. Если человек при жизни попадает в пламя, то в случае ее смерти во время обзора трупа обнаруживают необожженные и незакопченные узкие полоски кожи, которые радиально расходятся от углов глаз и появляются в результате их прищулювання.

При внутреннем исследовании обнаруживают копоть в глубоких отделах дыхательных путей (рис. 62), а также ожоги слизевой оболочки верхних дыхательных путей, что відторгується сіро-червоними кусками. В сердце и больших венах содержится зсіла и сгущенная кровь в виде клейкой дегтеобразной массы.

Цвет крови, мышц и внутренних органов ярко-красный, поскольку чадный газ при вдыхании попадает в организм и приводит к образованию карбоксигемо и миоглобину. От этого и наступает смерть пострадавших.

При выявлении тру­па на месте поже­жі результаты определения количества карбоксигемоглобина в крови спектральным методом имеют ви­рі­шальне значение. Да, концентрация карбоксигемоглобина, которая превышает 20% насыщения гемоглобина свидетельствует о том, что человек в очаге пожара был живым.

В тех случаях, когда тело человека попало в очаг пожара после наступления смерти, концентрация карбоксигемоглобина в крови не превышает 20%.

В современной строительной индустрии широко применяются полимерные материалы. Если пожар происходит в домах, украшенных этими материалами, при их горении выделяются акрило и ацетонітріли. Они влекут острые ингаляционные отравления в результате действия как ціанистої группы, которая образуется после гидролиза нітрилів в организме, так и целой молекулы. Это предопределено образованием во время горения из естественных и синтетических полимерных материалов, кроме углекислоты кислорода и водорода, а также азота, хлора и фтора. Азот при достаточном поступлении кислорода образует разные окислы, а при недостаточном — синильную кислоту.

Поэтому в крови трупов, обнаруженных в случае таких пожаров возможное наличие производных синильной кислоты.

Во время обгорания труппа происходит выпаривание влаги и свертывание белка. Мышцы плотнятся и укорачиваются — наступает их “тепловое” заклякання. Поскольку згиначі развитые сильнее, чем разгибатели, труп приобретает своеобразную позу, при которой верхние и нижние конечности остаются согнутыми (за боксера). Этот феномен исключительно післясмертного происхождения (рис. 63).

Нередко при исследовании трупов обнаруживают разные повреждения. В таких случаях нужно отличать після­смертні повреждение от зажиттєвих. Пислясмертни имеют вид трещин и разрывов мягких тканей с острыми концами и ровными краями. Однако, внимательно осматривая края этих повреждений в глубине, всегда можно обнаружить оплавливающие перегородки соединительной ткани или сосудистые перепонки. Как правило, они отвечают естественным складкам кожи, подкожная основа в них привлекается не всегда. Такие повреждения образуются после смерти в результате розтрі­скування резко сокращенных и плотнящих обезвоженных тканей. Однородный бледно-желтый цвет тканей, эмульгированных жиром, а также плотность, которая определяется на ощупь, позволяет в большинстве случаев отличить післясмертні повреждение.

При обгорании трупа кости черепа иногда растрескиваются и в его полости возникает кровоизлияние в виде сухих крихкуватих кровяных сгустков. В случае выявления эпидуральных гематом показателями післясмертного их происхождения является серпообразная форма, наличие жидкой крови между гематомой и твердой мозговой оболочкой, которая содержит элементы мієлоїдного ряда. Зажиттева гематома плотно прилегает к твердой мозговой оболочке и имеет веретенопо­дібну форму (Ю.П.Шупик, 1972).

Важную роль в дифференциальной диагностике зажиттєвих и післясмертних ожогов, определении давности ожоговой травмы и решении других экспертных заданий играет микроскопическое исследование (В.Г. Науменко, Н.А. Митяева, 1980). внутренних органов. В них возможно обнаружить признаки жировой эмболии легких, частицы копоти в ретикулоендотеліоцитах печенки и цитоплазме лейкоцитов, реактивные и другие изменения в органах и тканях. При исследовании кожи и мышц в местах зажиттєвих ожогов наблюдаются артериальная и капиллярная гиперемия, признаки стазу, отекание, кровоизлияние, отрывки эластичных волокон в местах кровоизлияния, клеточная инфильтрация, удлинение ядер и клеток зародышевого слоя эпидермиса, дистрофичные и некротические изменения в эпидермисе и дерме, эмульгирование жира подкожной клетчатки. Однако эти признаки могут быть обнаружены и при обгорании трупа в ближайшие сроки после наступления смерти. В дифференциально диагностическому отношении имеет значение не само наличие перечисленных изменений, а разная их локализация и степень проявления.

Признаками зажиттєвого происхождения ожогов, которые обнаружены на труппе, являются артериальные тромбы в сосудах в местах поражений, краевое расположение и эмиграция лейкоцитов. Ожоговая травма влечет значительные изменения сворачивания крови, которая характеризуется первичной гиперкоагуляцией. Последняя приводит к дисемінованого внутрисосудистого сворачивания крови, образования микротромбов. Значительнее всего эти изменения в па­ранекротичній зоне ожоговой раны. О зажиттєвість ожогов свидетельствуют значительные реактивно дистрофичные и некротические изменения элементов периферической нервной системы в коже и мышцах. Микроскопическому исследованию всегда следует поддавать ткани из разных участков ожоговой поверхности, поскольку возможное сочетание зажиттєвої и післясмертної действия пламени.

Признаком зажиттєвості повреждений при наличии ожоговых волдырей является увеличение в 2-3 раза количества общего белка в жидкости, что в них содержится, в сравнении с плазмой крови.

Для укрывательства следов преступления труппы убитых иногда пытаются сжигать. Сжигание может проводиться в печах, плитах, топках котлов, очагах. На месте события нужно тщательным образом осмотреть очаг сжигания. Устанавливаются эффективность тяги, свойства использованного топлива, приблизительное количество образованной золы и ее расположения в очаге. Колосники целесообразно вытянуть, поскольку в их просветительстве могут быть кусочки обугленных костей и другие объекты экспертного исследования (М.М. Стрелец, 1973). Исследование золы нужно проводить с целью выявления в ней костного вещества, для которого при эмиссионный спектральном исследовании установленные определены качественные и количественные дифференциальные признаки. Эти признаки — большое количество фосфора, специфические, что мало изменяются, концентрации Са, Р, Na, С, Сu, Мg и соотношение элементов Сa, Р, Мg, Nа) позволяют достоверно отдифференцировать костное вещество от любых тканей или топлива, почве но др.

При исследовании больших фрагментов костей, маленьких кусочков компактного вещества діафізів, губчатого вещества эпифизов и губчатых костей устанавливают видовую и половую принадлежность, возраст и длину тела. Изучение золы костной ткани, даже в порошковидном состоянии, позволяет также установить принадлежность кости животному или человеку. В золе на месте пожара можно обнаружить зубы, пломбы, что из них выпалы, а также коронки из разного металла в виде сплавленных шариков.

Все эти данные могут быть использованы для выявления костей погибшего человека ты идентификации ее лица (Л.Л.Голубович, 1991).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]