Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
izl_1.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
405.5 Кб
Скачать

24.Жанр антиутопии в литературе хх века (р. Мерль «Мальвиль», м.Уэльбек «Элементарные частицы», «Возможность острова»).

Жанр антиутопии получил особое место в зарубежной и русской литературе ХХ века.Это обусловлено самой социальной действительностью с её социально-политическими катаклизмами и апокалиптическим настроением, которые дают богатый материал для построения как утопических, так антиутопических моделей мира.Термин «антиутопия»достаточно условен, о чём свидетельствует использование многочисленных синонимов, введённых литературоведами, социологами, философами для определения её сущности: «негативная утопия», «неутопия», «какатопия», «дистопия».Эта терминологическая неупорядоченность делает необходимым выявление основных параметров антиутопии. Анализ утопии и антиутопии показывает, что оба этихжанра тесно связаны с мировоззренческими идеологическими проблемами.Основой и условием возникновения утопии является недовольство действительностью.Следствием этой неудовлетворённости стало моделирование альтернативного общества, построенного на иных социально-исторических основаниях и этических моделях. Система институтов, формы политической организации, отношения между людьми представлены в утопии в идеализированном виде.Пессимистический пересмотр утопических идеалов, особенно его социально-политических аспектов и нравственных последствий научно-технического прогресса, приводит к появлению антиутопий, которые разрушают романтические иллюзии.Таким образом, утопия в своём историческом развитии порождает одну из своих модификаций –антиутопию, которая делает мишенью своей сатиры гиперрационально структурированные общественныесистемы, порождающие автоматизированных людей-роботов. Противовесом этой механистичности существования служит способность естественного героя к поиску истинных человеческих ценностей, нравственной опоры в этом «прекрасном новом мире».Утопический мир изобличается изнутри, через сознание и чувства отдельного человека, который испытывает законы этого идеального,но бездушного мира на себе.

25.Новый латиноамериканский роман: основные принципы и особенности поэтики.

50-70-е гг. - период, когда латиноамериканский роман буквально ворвался в духовную жизнь миллионов людей. Литература стран Латинской Америки становится одним из самых ярких явлений мирового литературного процесса. Эстетическое новаторство современного романа Латинской Америки состоит в обращении к мифологическому мышлению, донесенному народами континента до наших дней. Во многих произведениях современных латиноамериканских авторов действительность пропущена сквозь призму фольклорного сознания. В латиноамериканском романе совмещаются коллективное мировосприятие и чувство одиночества, мифомышление и высокая интеллектуальность, безысходное отчаяние и исторический оптимизм.

Мифомышление - основное звено философии и художественного метода латиноамериканских писателей. Для европейского романиста мифологическое мышление оставалось архаикой либо экзотикой - он обращался к мифу с позиций современного сознания, углубляющего свои первоосновы. Для романиста Латинской Америки это мышление было живым и не менее современным, чем цивилизованное, что требовало не просто «обращения к мифу», но сопряжения двух эстетически равноправных, хотя и весьма различных, типов сознания.

Главное – изображение экзотики и таинственности мира кубинских негров с их древними верованиями, обрядами и церемониями. Новый латиноамериканский роман создается с учетом традиций русских и западноевропейских романов. Название – пародия на новый французский роман. Писатель должен быть на месте Творца – замашка на новейшее богословие. Специфическое использование мифа и мифологичности как приема, фантастика как гиперболизация. В латиноамериканском романе мифы – родные сказки, знакомые с детства. Люди мыслят этими мифами. Нет разрыва исторического времени, такого как в западноевропейском романе (античность-современность). Миф здесь не ученый, а народный. Люди чувствуют миф изнутри. Происходит переосмысление смеха и комического. В западноевропейском романе нет хохота, полновесного смеха, только ухмылка, остроумие. В латиноамериканском романе: смех – противоядие страху. Смех там не индивидуальный, он коллективный, причем надо быть объединенными одним языком, быть своим среди своих. Смех здесь восходит к своим глубочайшим корням. 

Представители: Хорхе Луиз Борхес (Аргентина) – известен как создатель новелл

Хулио Картосар – роман «Игра в классики»

Алехо Карпентьер – один из создателей концепции магического реализма

Габриель Гарсиа Маркес (Колумбия)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]