Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник_ИРУ_IX-XVIII_.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.15 Mб
Скачать

Глава 25. Слободская Украина в XVII — XVIII вв.

Географическое положение и начало колонизации Слобожанщины. — Возникновение Слободской Украины и формирование казачьих полков. Социально-экономическое и демографическое развитие. — Полковое устройство. — Реформы Петра I в Слободской Украине. — Правление российских императриц судьбе Слобожанщины. — Упразднение самобытного устройства.

Глава 26. Запорожская Сечь во второй половине XVII—XVIII в.

Внутреннее устройство Запорожской Сечи и хозяйственные занятия ее населения. — Запорожская Сечь во второй половине XVII — начале XVIII в. — Запорожье и Петр I. — Алешковская Сечь. Турецко-крымский фактор в судьбе Сечи. — Новая (Пидпильненская) Сечь. — Конец запорожской вольницы. — Задунайская Сечь и основание Черноморского казачьего войска.

Глава 27. Западноукраинские земли во второй половине XVII—XVIII в.

Общая характеристика Западной Украины (Закарпатье, Галичина, Буковина). Присоединение региона к Австрийской империи. — Восстание Ференца II Ракоци. — Движение опришек. — Религиозно-духовная жизнь в Буковине в XVII—XVIII вв. — Религиозно-духовная жизнь в Галичине в XVII—XVIII вв. — Усиление позиций униатской церкви в Галичине и Закарпатье в XVIII в. — Социально-экономические процессы и политика «просвещенного абсолютизма» в Западной Украине в XVIII в.

Глава 28. Украинская культура во второй половине XVI — XVIII в.

Церковные братства. Религиозная полемика. — Книгопечатание. — Образование в конце XVI — первой половине XVII в. — Образование во второй половине XVII—XVIII в. — Литература во второй половине XVII—XVIII в.Архитектура в XVII—XVIII вв. — Изобразительное искусство в XVII—XVIII вв. — Театр и музыка во второй половине XVI—XVIII в.

Предисловие

Преподавание истории России и Украины в Беларуси имеет давние традиции. С началом работы первого в XX столетии белорусского университета — БГУ — В. И. Пичета, Д. П. Жаринов, А. А. Савич и другие повели ее системное изучение и преподавание. Высшая школа советской Беларуси не ставила задачу представить студентам свое прочтение столь важной для профессионального становления, методологически заостренной и концептуальной истории соседних народов. Все поколения белорусских вузовских историков пользовались учебниками, пособиями и всем спектром научной литературы по данной проблематике, которая создавалась в кабинетах российских центров исторической научной мысли. А собственно украинская история рассматривалась лишь как органичное дополнение истории России. По этим работам сверялась и белорусская история. Создать своими силами учебную литературу по российской и украинской истории белорусские историки не смогли, да и объективно не могли этого сделать.

Суверенное развитие Беларуси предопределяет необходимость, используя накопленный опыт, разработки собственных учебников, учебных пособий, курсов лекций, хрестоматий, учебно-методических комплексов для обеспечения современного уровня подготовки профессиональных историков, должной организации их самостоятельной работы по усвоению знаний. Коллектив преподавателей кафедры истории России Белорусского государственного университета счел необходимым представить студентам учебные пособия по всем периодам российской и украинской истории. Эти курсы, согласно типовым учебным планам, читаются на всех исторических факультетах университетов республики. К изданию были запланированы три тома учебного пособия, два из которых уже вышли в издательстве БГУ.

Данный том содержит фактический и теоретический материал по истории Руси, России и Украины с середины I-го тыс. новой эры до начала ХIX в. В этих хронологических рамках уместилось все восточноевропейское Средневековье и определяющие тенденции Нового времени, эволюция этнических процессов, которые привели через племенную пестроту к консолидации трех ветвей восточнославянских народов. Это время генезиса Руси в ее до сих пор до конца не определенных (а главное — не согласованных в ученом мире) территориальных масштабах и политических характеристиках. Это период эволюции различных форм государственности и борьбы абсолютистских и демократических начал в их построении. Это столетия, в течение которых формировались государственные и общественные институты и когда православная Церковь превратилась не только в духовного наставника и пастыря миллионов людей, но и в один из самых действенных институтов власти. Это возникновение в европейской и мировой истории феномена Российской государственности в ее сначала великокняжеской, а затем царской и имперской формах, в ее уникальной политической, этнической и территориальной масштабности. Это первые проявления украинской государственности, консолидация которой растянулась на многие столетия, но предпосылки которой крепли вместе с языковыми, культурными, общементальными особенностями украинского народа, постоянно разрываемого в том или ином соотношении на части более сильными соседями. Это постоянный процесс трансформации всего и вся, модернизации политической, экономической, культурной сфер жизнедеятельности восточнославянских племен VI—IX вв., народов древней Руси IX—XIV вв., Великих Княжеств Московского и Литовского XIV—XV вв., Российского государства XVI—XVII вв., Российской империи XVIII в.

Студенту-историку первого года обучения (а именно в течение первого курса идет усвоение этого огромного фактического и теоретического материала) необходимо не только овладеть конкретными знаниями, но и определиться в понимании всего спектра концептуальных построений, характерных для обширной историографии (достаточно сослаться на непрекращающиеся дискуссии вокруг «норманской теории», на современные споры по поводу «дележа» древнерусского наследия российской, украинской и белорусской национальными историческими школами, на совершенно запутанную, во многом заполитизированную всеми поколениями историков историческую терминологию и т. д.).

В последнем случае для белорусской историографии важно отойти от утвердившихся за XIX—XX вв. терминологических стереотипов применительно к истории Руси — России, зачастую не оставляющих места для полноценного представления своеобразия и уникальности истории белорусов, их культуры, государственности, общественных процессов. Невозможно понять своеобразия формировавшейся в XIV—XV вв. российской государственности, только принимая в расчет, что она основывалась на «русскости» Московии, но не придавая особого значения тому, что Московское государство прошло ряд этапов, через присоединение и поглощение других русских территорий (обширных земель древней Руси) и государственных образований, в том числе и русских земель Великого Княжества Литовского.

Терминологические и, конечно, смысловые манипуляции, когда в одном ряду приводятся названия государств, географические и этнические обозначения, позволяют игнорировать уникальность веками складывавшихся на той или иной территории Руси государственно-политических образований, ставших потом т. н. «нацокраинами» России. Их определение даже в современной историографии не поддается единому пониманию, не говоря уже о возможности индентифицировать историческое прошлое собственного государственно-полити­ческого развития народов этих территорий. Индентифицировать, чтобы понять особенности «вживания» в российскую государственность.

Сегодня нет необходимости в научном экстремизме и даже в радикализации подходов, но необходим взвешенный, точный анализ состояния имеющегося терминологического и понятийного аппарата, засоренного политическими установками и уровнем мышления прошлого. Укрепление национального самосознания актуально и в настоящее время. Поэтому корректность в осмыслении и изучении совместного с русским и украинским народами исторического прошлого имеет в данном случае совсем не маловажное значение. История Руси и России это не только история собственно русских в их современной национальной принадлежности. Для украинца и белоруса она есть неотъемлемая часть истории их предков и их земли. Их история!

Термин «Русь» постоянно эволюционизировал, обозначая все новые территории, наполняясь политическим смыслом в зависимости от потребностей тех или иных «русских» князей, боровшихся за первенство и расширение своей власти. Поэтому к концу XV в. Иван III как «государь всея Руси» претендовал на все «русские» земли как земли Руси, хотя к этому времени уже определилась государственная, экономическая, общественно-культурная целостность и своеобразие земель русских как в составе Московского государства, так и земель русских в составе Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского. Только с этого периода можно с полным основанием говорить о московской государственности как русской, понимая современное наполнение этого термина.

Русская государственность с XVI в. — она же государственность российская. Она не только отразила объединение значительной (но далеко не всей) части земель древней Руси, скрепленных в один политический и социально-экономический организм с помощью сильной и организованной системы власти с ее постоянно нарастающей централизацией, «самодержавством», но и все более становилась многонациональной, в полном смысле российской. Тем более, что эти политические процессы развивались параллельно с процессами обособления, самоидентификации многочисленных этносов, проживавших на восточноевропейском и азиатском порубежье. Они в полной мере затронули и собственно некогда вполне единую восточнославянскую этническую общность. С этого времени без излишних оговорок можно называть именно русскими ту часть населения древней Руси, которая ранее была «московитами», и ту, которая в процессе политических акций рубежа XV—XVI вв. включалась под скипетр великого князя «всея Руси» (новгородцы, тверичи, рязанцы, псковичи и др.). Но стремление к обладанию «Киевским наследием» с XVI в. постепенно превратилось не в цель, а в мотивацию, в некое юридико-публицистическое обеспечение и сопровождение почти всех внешнеполитических акций теперь уже России.

Поэтому в данном учебном пособии сделана попытка более сдержанного и более точного употребления казалось бы привычных и в чем-то даже расхожих терминов и понятий, исходя из обозначаемого времени, контекста исторического повествования и, конечно, учитывая белорусскую составляющую российской и украинской истории, а также традиции и подходы белорусской историографии.

В написании учебного пособия приняли участие те преподаватели кафедры истории России БГУ, которые в течение многих лет читают соответствующие курсы в университете. Поэтому у каждого из них выработались собственные подходы в оценке излагаемого исторического материала, свои методические приемы в его подаче. Для их некой унификации были оговорены общие подходы, проведено тщательное научное редактирование текста, который в целом написан в соответствии с типовой учебной программой курса «История России и Украины». Не совсем хронологически совмещен материал по истории Украины с историей России, что вызвано как спецификой и своеобразием исторического пути, пройденного украинским народом, что находит отражение в принятой периодизации его истории, так и с необходимостью известного обособления именно украинской истории, дабы она не «затерялась» в истории российской. Однако необходимые параллели проведены, а в соответствующих главах умышленно оставлены повторы сюжетов, без которых взаимоувязанная и взаимообусловленная история двух народов просто не может быть воспринята.

В силу необходимого при подаче материала обращено внимание и на отдельные факты и сюжеты белорусской истории.